Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 87 из 121)

Перечислим основные принципы этого порядка:

1. Субъект правопорядка — прежде всего изолирован­ный индивид, ищущий частную выгоду, обретаемую через взаимную “честную конкуренцию”.

2. Свобода и равенство возможностей, обеспечиваемые товарно-меновыми отношениями.

3. За каждой личностью признаются права на жизнь, свободу и собственность, что и составляет отношение лич­ной независимости, но гарантией этой независимости яв­ляется частная собственность.

Социокультурные характеристики зрелого индустриального общества

Решение обозначенных выше противоречий и конф­ликтов, которыми была отмечена жизнь индустриального общества, обреталось через сложное взаимодействие ин­тересов различных социальных слоев, но вместе с тем через формирование новых принципов регуляции социо' культурной жизни, отвечавших тому значительному сдвигу, который происходил на позднем этапе развития индустриального обшества. Этот процесс обычно опре­деляется как модернизация, основные характеристики которого мы рассмотрим в гл. XIV.

Техника индустриального общества и культура. Этот этап обычно обозначается как начало научно-тех­нической революции, означающей соединение производи­тельного труда с научным знанием. Первыми в этот этап вступили в 1914-1929 гг. США, затем в 30-50-х гг. За­падная Европа, в 50—60-х гг. Япония, и позднее ряд дру­гих малых стран Дальнего Востока. В XX в. создание технико-экономической и социокультурной базы индуст­риального общества был осуществлен в Советском Со­юзе и других социалистических странах.

Интенсивное развитие техники вызывается тем импе­ративом индустриального общества, который мы приво­дили в самом начале: необходимость утверждения пре­обладания накопленного труда над живым. Важная хо­зяйственная причина технизации заключается в том, что без новых технических средств производства невозмож­но обеспечить уровень потребления и образ жизни, до­стигнутый в других странах. Но важная политическая причина заключается в том,что в условиях националь­ного соперничества более развитые в техническом отно­шении нации могут, защищая свои интересы, диктовать свою волю другим, менее развитым странам.

В культурном плане принято выделять две духовные причины, придавшие высокий престиж технической дея­тельности, что и привело к столь огромным результатам. Во-первых, это появившееся уже в период Возрождения представление о человеке как активном преобразователе природы. Во-вторых, это выработанная Просвещением

установка на преодоление пассивного созерцания внеш­него мира как “Божьего творения” и утверждение ак-гивной роли разума в постижении реальности и его спо­собности конструировать целесообразные орудия и ме­ханизмы воздействия на этот мир. Позднее эта установка привела к утверждению материализма как представления об определяющей роли материальных потребностей и ин-гересов. Наиболее полное выражение эта концепция пол­учила в теории К.Маркса, который главное и самодов­леющее начало видел в производительных силах (земля, орудия труда, капитал, техника), а духовным факторам отводил вторичное и подчиненное место. Поэтому и ре­лигия представала у него как компенсация несовершен­ного бытия, как иллюзия, заменяющая человеку истинное понимание условий своего бытия. Конечно, марксизм не сводит к технике или к производительным силам в це­лом воздействие бытия на сознание, а раскрывает опос-редующее влияние общественных отношений на условия человеческого бытия. Последующая социология в общем преодолевает техноутопии, в которых техника и наука утверждаются как главная движущая сила, основа нового общества. Тем не менее влияние техники не сводится к введению различных чудесных приборов и технологий, воздействующих на окружающую среду. В ряде отноше­ний подвергаются трансформации важные измерения че­ловеческого бытия и самовосприятия мира.

Массовость производства. Дотехническое производ­ство было связано с мастерством и было еще сродни искусству или ремесленному навыку, через который че­ловек преодолевал сопротивление материала. Машинное производство заменяет ручной труд и воспроизводит вещи по единому образцу, благодаря чему достигается огромная скорость выпуска продукции (например, мил­лионы экземпляров газеты, печатаемой за ночь).

В индустриальном обществе динамика производства измеряется прежде всего по критериям количества и объема — в физическом или денежном выражении. Из области производства эти критерии распространяются и на остальные сферы. Размеры народного хозяйства из­меряются величиной “валовой национальный продукт” (ВНП),при этом не обращается внимания на ущерб, при носимый другим странам, глобальной природной среде, внутреннее распределение этого продукта, т.е. на что из­расходованы средства — на продовольствие или образо­вание, на здравоохранение или вооружение, на то, на­сколько оправдывает себя гонка вооружений, космиче­ская гонка, сколько стоит домашний труд, воспитание де­тей и т.д. Правительства следуют девизу “Рост любой ценой” и идут при этом на риск экологической и соци­альной катастроф. Ведущие отрасли промышленности — “крупные” и “тяжелые”. Но и в “легких” продукт из­меряется прежде всего количественными параметрами, а качество — условие максимализации количества.

Важной предпосылкой массовости стала стандартиза­ция, которая охватила не только собственно производ­ственную сферу, но также и сферу потребления и образ жизни, включая и массовую культуру. Стандартами оп­ределялись и т.ребования к рабочей силе, образованию, управлению, поведению.

Потребление энергии как критерий уровня жизни. Взамен естественных источников энергии (человек, жи­вотные, сила ветра и воды) техника использует новые источники, которые позволяют осуществлять грандиозные проекты, превосходящие все, что рисовалось художествен­ному воображению прошлых эпох. Если символ средне­векового города — крепость, собор или ратуша, то для современного города — это ночные огни небоскребов и потоки машин. Автомобиль стал не только средством пе­редвижения, но и символом престижа, непременной при­надлежностью образа жизни. Ставка на энергию породи­ла и тот порыв научного и технологического творчества, который привел к открытию ядерной энергии и созданию ядерного оружия, самого зловещего достижения XX в.

Мир как функциональная предметность. Форма и структура предметов, изготавливаемых для технических целей и при помощи техники, определяются их функ­цией, а не эстетическими критериями, соображениями стиля, гармонии, следованием “школе”. Поэтому природ­ные или социальные объекты, да и сам человек, рассмат­риваются в их практической рациональной значимости, через сумму характеристик, соотносимых с обществен­ным производством.

Постоянный разрыв с традицией. Техника требует постоянного разрыва с прошлым, она обращена к упо­рядочиванию настоящего или к будущему. Ей не нужны первоначальные образцы, которые обречены на мораль­ное устаревание. Эстетизация машинной техники поро­дила в начале XX в. в России и Италии течение футу­ристов, стремившихся ниспровергнуть искусство прошло­го и выразить восхищение функциональностью техники, подчиняющей себе человека, и упоение движением, поко­ряющим пространства.

Новые коммуникации (масс-медиа). Техника связи в огромной степени помогала преодолению прежних барь­еров между обществами, прежде всего пространства, обеспечив возможность быстрой и эффективной связи на гигантские расстояния. Это способствовало разрушению прежних политических и культурных границ, ускорению процессов общения, огромному влиянию мировых куль­турных центров на глобальную периферию.

Модели мышления. Массовое распространение тех­ники потребовало принципиального изменения челове­ческого мышления. Уменьшается роль антропоморфных образов, гуманитарных принципов. Их оттесняет есте­ственно-научный подход к миру природы, обществу и человеческой деятельности. Как мышление, так и сам язык приобретают все более абстрактный характер, ото­двигая реалистичную образность,— репрезентативность и метафоричность, свойственные донаучному миру. Об­щественные проблемы, когда-то облекавшиеся в бого­словские представления, затем увязываемые с просве-тительско-гуманистическими ценностями, все более ста­ли выражаться в терминах естественных наук — физи­ческих (энергия, сила, движение, динамика и т.д.) или биологических (эволюция, рост, органическая структура и функция). Вплоть до последнего времени эти терми­ны составляют язык социологии.

Новые принципы социально-технологической органи­зации деятельности охватили не только крупную инду­стрию, но распространились на все сферы жизни. Пас­сажирский транспорт, потребительская торговля, сфера услуг, ежедневный досуг и развлечения, туризм и даже всевозможные хобби стали превращаться в соответству ющие отрасли массового производства, нацеленные на из­влечение прибыли и действующие по принципу строго рационализированного, индустриального механизма.

Этот процесс захватил и сферу духовной культуры. Из деятельности, где художник и мыслитель считали себя подотчетными лишь высшим принципам красоты, духовная культура превратилась в индустрию массового сознания.

Функциональные ценности индустриального общества