Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 9 из 121)

Незападная социальная культурология и ее роль в пре­одолении западоцентризма.

Эмпирические методы в культурологии. Значение эмпи­ризма и его критика. Новейшие достижения в эмпирических исследованиях.

Выделение и формирование социальной культурологии

На протяжении XIX в. происходило постепенное размежевание между гуманитарно-филологическим ком­плексом наук о духовной жизни общества и социаль­ными науками, основанными на теоретическом осмыс­лении его закономерностей, структур и процессов. Важ­нейшим достижением этого сдвига в научном познании стало формирование социологии как науки, изучающей общество как объективную взаимосвязанную целостную систему отношений, процессов и институтов. Заметное размежевание происходило также между социальной философией и философией культуры, которые неизбеж­но были связаны с определенными мировоззренческими принципами и умозрительными формулами сущности истории, и собственно социологическим подходом к об­щественным явлениям. Интенсивное знакомство с куль­турами народов мира приводило к накоплению гума­нитарного знания о религиях, языках, литературах, ис­тории и т.д., что породило богатую компаративистику, привело к формированию комплекса ориенталистики, американистики, африканистики, исламоведения, индоло­гии, буддологии и т.д. Однако наряду с ростом опи­сательных и гуманитарных исследований происходило постепенное совершенствование социологического по­знания социальных и культурных явлений. При всех различиях в методах этого познания им присуща ус­тановка на анализ не внешнего, а внутреннего смысла явлений, т.е. той роли, которую играют те или иные культурные факты, тексты, образы и средства в соци­альной регуляции и социальных процессах.

Социология с самого начала обнаружила тенденцию к изучению реального общества, данные о котором мо­гут быть почерпнуты не из умозрительных общих кон­цепций и не из художественного творчества мастеров культуры, а на основе эмпирических методов. Конечно, и эти источники не могут отвергаться, так как и они выражают некоторые существенные стороны жизни об­щества, но отнюдь не исчерпывая их и не перекрывая значения “низких истин” и обыденных ориентации различных слоев и групп населения. На этом пути со­циологии приходилось бороться за самоопределение, так как исходная методология находилась в распоряжении “философского центра”. Социологии пришлось рас­статься или же удалиться на значительное расстояние от всеобщих категорий, от “материи”, “сознания”, “сущ­ности религии”, сферы идеального, метафизических ос­нований справедливого общества, представлений о все­сторонне развитом человеке, непреходящих ценностях и т.д. Крупным мыслителям-социологам второй половины XIX — начала XX в. пришлось провести основательную работу по признанию первичности и специфичности со­циальной реальности, состоящей из отношений, в кото­рые вступают люди в самых разных вариантах своей деятельности. Но в этой реальности существенным ком­понентом являются и представления как тот комплекс духовных средств, которые создаются обществом для регуляции этих отношений. Поэтому уже в период ста­новления социологии важным предметом анализа стали и те нормативно-ценностные представления и смыслы, через которые человек входит в окружающую его со­циальную среду.

По мере созревания социальных наук и дифферен­циации их состава все в большей степени происходило обособление социальной культурологии как самостоя­тельной дисциплины, а также растущая дифференциа­ция этого комплекса на различные варианты — по со­держанию того социокультурного компонента, который подлежал изучению (художественная культура, религия, наука и т.д.), по уровню анализа (макро-закономерно­сти, средний или микро-уровень), по историческим пе­риодам и регионам и т.д.

Сфера социологического анализа расширялась и уже с начала XX в. все более проявляется экспансия со­циологии, которую считали своей философия и гума­нитарное культуроведение. Социология все больше за­нимается и устроением общества, и культурой, и рели­гией, гносеологические вопросы стали предметом со­циологии знания,а проблематика свободы,демократии, счастья, любви, истины и красоты вошла в социальный анализ в рамках эмпирической и “понимающей” социологии. На долю философии все больше остаются вечные проблемы смысла бытия, а главное — вопросы метода, логики исследования. Философии пришлось от­казаться от роли контролирующей инстанции, направ­ляющей деятельность смежных наук. Социология ока­залась способной к самоуправлению, располагая своим обширным методологическим аппаратом. Одновременно происходило “разбожествление” религии, представшей как одна из порожденных обществом систем социаль­ной регуляции. Этот процесс охватил и сферу худо­жественной культуры, которая стала не только сферой постижения и приобщения к высоким культурным цен­ностям, но и сферой критического анализа реальных функций в общественной жизни.

Социологическое изучение культуры сформировалось уже после того, как в достаточной мере выявились возможности и пределы иных подходов к культуре как основному предмету гуманитарного знания. Как мы ви­дели, своеобразие культуры состоит в том, что ее не­обходимо не только познать, но и освоить.

Каждый человек, изучающий культуру в научном плане как существующий вне его объект, одновременно включен в собственную культурную среду. Это не толь­ко его непосредственное окружение, но и та нация или цивилизация, к которым он принадлежит. В этом качестве он становится в определенной степени про­дуктом воздействия культуры, ее носителем и предста­вителем, а потому должен специально вырабатывать в себе профессиональную способность объективного ана­лиза.

Рассмотрим основные подходы к культуре, развивав­шиеся в мировой общественной мысли и находившие то или иное выражение в странах Запада и Востока.

Просветительские концепции культуры

Представления о культуре как самостоятельной сфе­ре духовной деятельности, имеющей высокое значение для общества, ранее всего развивались в русле Европей-

iiio Просвещения. Европейские мыслители (А. Воль-I”. Дж. Вико, Ш.Л. Монтескье, И.В. Гете, И.Г. Гердер, II Гумбольдт, Ф. Шиллер) рассматривали культуру как "иугреннее духовное богатство человека, основанное на

о постоянном стремлении к истине, добру и красоте. Через культуру человек преодолевает ограниченность и однократность своего существования, осознает свое • (инство с природой, обществом, с прошлым и будущим. 11 росветительское понимание культуры было гуманисти­ческим по содержанию, но выражалось прежде всего в 'промнем внимании к этической и эстетической пробле­матике. Добро и красота, превращаясь в содержатель­ные цели человеческой деятельности, должны преобра-“ить мир.

Просветители отвергали религиозную схоластику, разоблачали нетерпимость, фанатизм церкви, косность (феодальных порядков. Они последовательно выявляли несостоятельность богословских и метафизических си­стем прошлого, безусловного авторитета церкви, тради­ционных моральных установок, героического эпоса, культа аристократизма, абсолютистского государства и т.д. Наследие прошлого в их обработке утрачивало свою непререкаемую значимость, что освобождало место для формирования новых жизненных ориентации, не­обходимых для человека как разумного существа, спо­собного самостоятельно определять свои поступки. Че­ловеческий дух, сильный своим разумом, способностью создавать смысловой и ценностный порядок, избавлен­ный от стеснительных ограничений, налагаемых коры­стными интересами и невежеством,— вот что должно способствовать прогрессу общества. В наиболее полно­ценном виде это начало воплощено в высокой культуре.

Как в Европе, так впоследствии и в других странах просветительское отношение к культуре во многом обогатило духовную жизнь, способствовало развитию народного образования. Однако в идейном и научном планах оно обнаружило свою ограниченность. Про­светители, претендуя на радикальное исправление об­щества, возлагали надежды лишь на разумную орга­низацию жизни, оставляя без внимания экономические и социально-политические условия. Они не раскрывали противоречий общественной жизни, в которой чаще правят миром не добро и красота, а зло и порок. Ориентировавшийся на европейскую культуру просве­тительский подход показал свою явную ограничен­ность, когда стали известны качественно новые, свое­образные типы культуры других народов с Их рели­гиями, моралью, политическими и социальными поряд­ками.

Главным слоем, производящим культурные ценности, просветители считали образованную элиту, независимую от системы материального производства, а потому, как им представлялось, и от сферы частных, эгоистических интересов, которые искажают процесс постижения ис­тины, добра и красоты. Поэтому за этим слоем оста­валась привилегия наставлять общество во всем, что касалось смыслов и ценностей бытия. Народная масса мыслилась просветителями как носительница предрас­судков, однако вполне преодолимых — через образо­вание, с помощью логического убеждения, наглядной демонстрации изящных образцов красоты и доброде­тельных нравов. Отсюда и присущее им ожидание того, что рост грамотности народных масс, увеличение досуга, распространение книг и доступных произведений ис­кусства обеспечит приобщение широких слоев народа к культурным ценностям.

На протяжении XIX в. шло постепенное изживание иллюзий и чрезмерных надежд на просветительство как способ преобразования общества. Эти настроения вы­ливались в романтический уход личности от несовер­шенства общества, его язв и пороков в мир одухот­воренной природы и идеализированных отношений. И на смену романтизму пришел реализм, в котором ут­вердилась трезвая оценка реальной действительности.