Конечно, по мере расширения секуляризации просветительская и реалистическая литература и искусство XIX в. все более определяли мировосприятие активных слоев буржуазного общества. Однако в конце XIX в. прежняя художественная культура перестает в должной степени удовлетворять разнородные потребности активных социальных слоев. Первичная работа по социализации этих слоев проделана, и общество сталкивается одновременно как с потребностью гибкой и многообразной социализации массы населения, так и с потребностями духовного поиска, ценностной и стилевой ориентации в усложняющемся мире.
Какое влияние эти процессы оказывают на прежнюю классическую культуру, определявшую духовную жизнь образованных слоев европейского общества? В первой половине XIX в. она становится достоянием аристократических салонов и академических школ, пользующихся покровительством официальных кругов и старой буржуазии, приобретая все более эпигонский и эклектический характер. Ощущение (и осознание) упадка прежних смыслов и ценностей порождает декадентство конца XIX и начала XX в., которое завершает прежние течения в изощренной или измельченной форме. Для искусства декаданса характерен пессимизм и отрицание смысла жизни, констатация тщетности человеческих устремлений, любование мотивами разложения и смерти, попытки найти в утонченной эстетике форму ухода от жизни. Культ красоты сочетался в декадентстве с аморализмом и крайним пессимизмом.
Это течение стало довольно влиятельным в художественной культуре ряда стран Западной Европы (особенно Франции, Германии и Великобритании), а также в Америке (творчество Эдгара По) и в России, где к этому течению обычно причисляют ряд известных писателей, поэтов и художников (А. Белого, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, М. Арцыбашева, Ф. Сологуба, К. Сомова, М. Врубеля и др.). В интеллектуальной жизни России ;”того периода заметную роль играла полемика вокруг декадентства, против которого выступили сторонники различных направлений модернизма.
Культура модерна
То направление, которое оказалось перспективным и на долгое время определило основной характер художественной культуры Запада в первой половине XX в. принято называть модернизмом. Вначале наиболее сильное выражение это направление получило во Франции, но потом распространилось и в другие страны Западной Европы, Америку и Россию. В его рамках в большой степени происходил поиск и утверждение новых духовных основ бытия, отвечающих требованиям позднего индустриального общества. Характерно, что это направление получило выражение и в некоторых социально-политических движениях этого периода,как леворадикального, так и праворадикального толка. Многие видные художники-модернисты на раннем этапе жизни принимали участие в такого рода движениях и содействовали им своим творчеством, перейдя затем в сферу “революции духа”.
К этому направлению принято относить самые разные течения в искусстве XX в., зачастую вступавшие в ожесточенную конкуренцию и полемику друг с другом:
ранний и поздний импрессионизм, экспрессионизм, символизм, кубизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм и т.д. Некоторые культурологи считают вполне правомерным отнести к нему и искусство социалистического реализма, получившее распространение в СССР и других странах. Модернизм отразился в самых разных формах художественной культуры (живопись, поэзия, литература, скульптура, графика, музыка, архитектура, хореография). В теоретическом плане модернизм смыкается с различными вариантами “философии жизни” и экзистенциализма, представленной столь различными мыслителями, как А. Бергсон, Ф. Ницше, Н. Лосский, Л. Ше стов,С. Кьеркегор,К. Ясперс,М. Хайдеггер,Н. Бердяев, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и др.
Модернисты придерживались различных ценностно-интеллектуальных мотиваций: иррационализм и рационализм, формирование нового мифологизма и конструирование техноутопий, личностный и надличностный мир форм и смыслов. Тем не менее в этом направлении отразилось стремление к активному утверждению человеческих проектов, преодоление натурализма и “реализма”, предполагающих доверие к сложившимся формам жизни и предметности бытия. Искусство становится не только отражением реальности, но и средством ее преодоления, ее заменой и выражением истинного бытия. Поэтому новое искусство предполагает разрыв с прежними формами, их препарирование и реконструирование или же воссоздание принципиально новых моделей бытия,преодолевающих прежние ограничения. Источником этого нового могут стать самые различные начала: создание принципиально новых моделей в архитектуре конструктивизма; апология техницизма в техноутопиях и живописи футуристов; утверждение абсолютной ценности индивидуального начала в философии и литературе экзистенциализма; приобщение к архаическим мифам, связующим человека со стихиями природы; непосредственное соприкосновение с высшим началом в различного рода мистических течениях и т.д. Модернизм способствовал преодолению традиционных типов буржуазности, внедрял в общество идеи и мотивации, способствующие переходу к зрелому индустриальному обществу и выходу за его пределы.
Массовое общество и культура
Культура, производство и -“культурное потреблением. Важным изменением, преобразившим во многом облик социокультурной жизни в позднем индустриальном обществе, стало новое соотношение между производственной и социокультурной сферами. Как пишет Д. Белл*,
• Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism, N.Y., 1976.
буржуазное общество XIX в. было единым целым: экономика, социальные отношения и культура были проникнуты единой системой ценностей. К этому времени и относится взлет западной цивилизации. На новом этапе происходит разрыв между сферой производства и расширенной внепроизводственной сферой. В организации производства и труда требуются рациональность, трудолюбие, самоконтроль, преданность делу, предусмотрительность. Причем все эти качества необходимы в еще большей степени, чем прежде, ввиду сложности производства и опасностей, возникающих при нарушении его нормального функционирования.
В сфере потребления, напротив, поощряется принцип расширенного потребления, мотовства, показуха, неуемные поиски наслаждений. Растущий жизненный уровень и освобождение нравов от “репрессивной культуры” становятся теперь самоцелью и определяют степень личной свободы.
Как мы видели, эти тенденции к антибуржуазному бун-гарству проявлялись еще в XIX в. в виде романтизма, .эстетизма, модернизма, различных форм эскапизма и т.д. Но на том этапе это была преимущественно революция в искусстве, культ эстетического и духовного авангардизма. На новом этапе эти тенденции приводят к утверждению альтернативных стилей поведения и деятельности для все более широких социальных групп, прежде всего молодежи и различного рода этнических и культурных меньшинств.
Эта культура привязана не столько к расширенному, сколько к оригинальному, а значит и престижному, потреблению. В ней переворачиваются те основные принципы, которые лежали в основе буржуазной духовности в период формирования западной цивилизации. Вопреки представлениям М. Вебера о рационализации мышления и поведения в обществе XX в. современная доминирующая культура порывает с принципами рациональности и ведет поиски иррационального опыта.
С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культуры. Прямыми предпосылками этого процесса являются постепенное повышение статуса город ского рабочего класса и расширение демократических институтов, а значит, и более широкое вхождение трудящихся слоев в активную гражданскую жизнь. Необходимым условием стало распространение грамотности. Если зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стали появляться доступная литература и картинки для “простого люда”, то зрелый этап наступает с принятием в 70— 90-х гг. сначала в Великобритании, а затем и других европейских странах закона об обязательной всеобщей грамотности. Эти тенденции стали быстро распространяться на другие развитые страны Европы и Америки, включая Россию.
По словам российского специалиста по проблемам массовой культуры К.Разлогова, “наивные наблюдатели полагали,что наконец настала золотая пора,когда народ “Белинского и Гоголя с базара понесет”. Но эта прекрасная мечта была быстро разрушена. Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а в пограничной с изобразительным творчеством сфере — комиксам, которые стремительно завоевывали еще не обжитые культурой территории*.
В 1895 г. был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем — без различия пола, возраста, вероисповедания, не требующий даже элементарной грамотности для своего восприятия. К тому же периоду относится и широкое распространение фотографии, превратившейся в массовое средство информационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изобретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел будущей массовой культуры — легкую музыку (до появления самого этого термина), захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным творчеством славу “развлечения” и “развращения” широких масс.