Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 91 из 121)

Интенсивного развития все средства массовой куль­туры получили вначале в Америке, а затем в Западной

• Разлогов К. Феномен массовой культуры//Культура, тради­ции, образование.—М.,1990.—Вып.1.—С. 133—150; см. также: Разло­гов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? — М.,1992.— С. 160 - 180.

Европе в 20-х гг., сначала в период послевоенного бума, а затем “великой депрессии”, когда, как иногда полагают, в условиях массового разорения, безработицы, нищеты и отчаяния именно “Голливуд спас Америку от социаль­ных потрясений”. Конечно, в дополнение к масс-культу в обществе были использованы эффективные социальные программы, связанные с “новым курсом” Ф.Рузвельта. Однако не меньшее значение отводилось массовой куль­туре, с соответствующим националистическим уклоном, в нацистской Германии.

К 60-м гг. XX в. технические возможности массовой культуры многократно возросли. Первое выступление в США рок-группы Битлз, происходившее в 1964 г. в Кар-неги-холл в Нью-Йорке, слушали не только 2 тысячи посетителей зала, но и 73 миллиона человек по телеви­дению. Позднее благодаря спутниковой связи подобные мероприятия становились доступными 2 миллиардам лю­дей — почти половине жителей земли. Десятки миллио­нов пластинок, кассет, компакт-дисков распространяют аудиовидеофирмы за самые короткие сроки по всем странам мира.

Какие же изменения в духовном производстве при­несла с собой массовая культура? Как подчеркивает К.Разлогов, этот процесс означал не только введение еще одного типа и варианта культуры, наряду с други­ми, уже сложившимися и устоявшимися, а изменение самого типа функционирования культуры. Это измене­ние вполне можно сравнить с тем, что произошло на пе­реломе между Средневековьем и Возрождением, когда началась эра постепенного оттеснения монополии рели­гиозной духовности и церковного искусства в пользу секулярной культуры просвещенных слоев. Каковы бы ни были достижения в распространении этой светской духовности, все же монополистом духовной жизни масс оставалась церковь. На рубеже XIX—XX вв. оба эти со­перника вынуждены были уступить влияние на умы и души людей новому грубоватому пришельцу, распола­гавшему, в отличие от конкурентов, гораздо большими техническими возможностями, над развитием которых трудились талантливые изобретатели — “коммерческие структуры”.

Своим содержанием и принципами функционирова­ния массовая культура тесно взаимодействует с другими сторонами социальной регуляции в том обществе, кото­рое складывается на рубеже веков и получает также на­звание “массового”.

В социальном плане массовая культура связана с не­обратимыми процессами урбанизации и тем разрывом традиционных форм социальности, патриархальных свя­зей между людьми и поколениями, которые до той поры обеспечивали устойчивые локальные мирки с привычны­ми ориентациями, дополняемыми религиозными ценностя­ми. В растущей степени церковь оказывалась бессильной дать надежную ориентацию в условиях резко усложнив­шейся жизни. Психическое напряжение, неизбежное в ходе широкой миграции из деревни в город и из Старого Света в Новый Свет, наряду с расширенными возможно­стями по новому “устроиться” в жизни, требовало нового духовного, душевного и умственного продукта.

Как пишет далее К.Разлогов, “ключевую роль сыграло и развитие производства, его усложнение и резкое повы­шение затрат психической энергии”. Если в эпоху клас­сического капитализма для восстановления сил было до­статочно сна и “грубых наслаждений”, то новые типы производства, неизмеримо увеличивая интеллектуальные нагрузки, столь же значительно расширяют роль худо­жественной культуры в процессах рекреации. “В этом же направлении движется и эволюция всей системы об­разования, в особенности увеличение длительности учебы, в ходе которой опять-таки тратится интеллектуальная энергия. Если учитывать, что именно молодежь обладает наибольшим резервом свобод нового времени для расши­рения контактов с искусством и непосредственного учас­тия в культурном творчестве, то крен в сторону компен-саторно-развлекательного начала предстанет и вовсе не­избежным”*.

Функциональность культуры в массовом обществе можно определить по нескольким измерениям. Во-пер­вых, она отвечает потребностям многообразной и слож-

* Разлогов К. Феномен массовой культуры//Культура, тради­ции, образование,- М., 1990.- Вып. 1.- С. 139.

ной ориентации в условиях необходимости освоения раз­личных ролей, меняющихся в зависимости от ситуации, быстрых перемен в характере производства, образе жиз­ни и т.д. Конечно, это происходит большей частью через “банализацию” и упрощение объяснительных причин и обстоятельств, сводимых обычно к хорошо узнаваемым различиям “свои” “чужие”, “хороший”, “плохой”, “до­брота”, “жестокость”, “случай” “повседневность”. Обра­щаясь к низовым и повседневным сферам поведения, мас­совая культура утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требуя от человека усилий на преодоление самого себя. Она обра­щается к жизненным инстинктам, срабатывающим как ус­ловия постоянного жизнеобеспечения.

Таким образом, первичная функция этой культуры — обеспечить социализацию и витальность человека в ус­ловиях усложненной, изменчивой, неустойчивой и нена­дежной среды большого города, приучить к новым соци­альным ролям и ценностям, способам регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке, снятия психологического напряжения и решения конф­ликтных ситуаций.

Огромному контингенту людей, в первую очередь мо­лодежи, эта культура дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реа­лизации своих стремлений.

Конечно, важную роль различные варианты массовой культуры играют и в реализации массовой коммуникации и распространении информации. Поэтому аудиовизуаль­ные технологии большей частью рассматриваются как средства массовой информации (СМИ), хотя их роль, как мы видим, намного шире. Способность к быстрому охвату самых широких аудиторий превращает СМИ в важней­ший фактор, трансформирующий всю систему духовного производства.

Согласно концепции широко известного канадского социолога и культуролога Г.М.Маклуэна, эра масс-медиа и электронной информации радикально меняет как сре­ду обитания человека, так и его самого. Новые СМИ и ЭВМ уничтожают на планете пространство и время, ус траняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые отдаленные уголки. Сам человек принужда­ется думать не “линейно-последовательно”, а через ин­тервалы, мозаично, и именно глобальная сеть СМИ вос­создает универсальность духовной регуляции.

Другая важная функция массовой культуры — удов­летворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Эта культура складывается не только на основе таких раз­влекательных жанров,как эстрада,комедия,комикс,зре­лищный спорт и т.п. Ее наиболее существенный меха­низм составляет постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах, обеспечивающее хотя и уни­фицированный, но постоянно обновляемый и вариатив-ный образ жизни. Сила массовой культуры заключается уже в том, что она не отделена от потребления в самом широком смысле-этого слова и от самого образа жизни. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы оби­хода, образование — все поступает к человеку через ме­ханизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными. Даже в глазах представителей элиты духовный продукт приобретает ценность лишь постольку, поскольку он ста­новится предметом массового спроса. Непризнанные ге­нии вышли из моды. Их место заняли кумиры и идолы, изготовленные “фабриками грез”.

Массовая культура характеризуется всеобщностью, охватывающей широкую срединную часть современного общества, затрагивая тем или иным образом и состоя­тельную элиту, и маргинальные слои. Предшествующая ей популярная культура, включавшая традиционно-гума­нистические идеалы и ценности, лишь претендовала на всеобщность. На практике она охватывала явное мень­шинство населения, а большинство — рабочий класс, кре­стьянство, люмпенство, национальные меньшинства •— оказывалось за пределами этой культуры. В массовом обществе происходит перестройка системы стратифика­ции, вызываемой ростом среднего класса (более 50% на­селения), т.е. сближение основных социальных групп и слоев если и не по месту в системе производства, то, по крайней мере, в политической жизни и образе жизни.

Концентрированным выражением такого превраще­ния культуры в средство стимуляции потребления и сам продукт потребления стала реклама, достигшая в современном обществе огромного размаха и поглощаю­щая гигантские средства. Реклама как жанр массовой культуры зачастую принципиально меняет сложившиеся ценностные установки. Она нацеливает человека на ре­ализацию “первичных” витальных ценностей, связан­ных с удовлетворением материальных потребностей, или стремления к социальному престижу опять-таки че­рез приобретение некоторого предметного воплощения. Как отмечают культурологи, реклама утверждает почи­тание материального продукта как полноценного заме­стителя духовного продукта, представление о матери­альном богатстве и расширенном потреблении как ко­нечной цели человеческого бытия. Через рекламу пред­метный мир вновь приобретает магические свойства, на которые человек может повлиять самим актом купли-потребления.

Принципиально меняется и сам тип духовного произ­водства, продуктом которого служит массовая культу­ра. Как подчеркивает К.Разлогов, “массовой аудитории трудно воспринять произведение, автор которого ста­рательно конструирует эстетическую дистанцию между художественным текстом и зрителем, читателем, слуша­телем. Тем самым художник облегчает работу критика, в задачу которого как раз и входит анализ эстетиче­ской специфики. Массовая культура, наоборот, эту ди­станцию игнорирует. Если “элитарное” искусство в из­вестной мере, хотя далеко не полностью, характеризу­ется торможением непосредственных человеческих пе­реживаний, то массовая культура базируется на уни­версальных психологических, даже психофизиологиче­ских механизмах восприятия, которые активизируются независимо от образования и степени подготовленности аудитории... Для того, чтобы ею по-настоящему наслаж­даться, лучше быть художественно необразованным че­ловеком. Художественная образованность здесь не сти­мул, а препятствие, потому что массовая культура, об­ращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению не требует никаких дополнительных зна ний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа”*.