Смекни!
smekni.com

Пособие для студентов высших учебных заведений. Оглавление (стр. 1 из 121)

Б.С.Ерасов

Социальная культурология

В двух частях

Часть 1

Пособие для студентов высших учебных заведений.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.

Введение.

Часть I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ.

Глава I. Культура как предмет социальной культурологии.

Глава II. Становление социальной культурологии.

Часть II. СРЕДСТВА И СТРУКТУРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕГУЛЯЦИИ.

Глава III. Культура как система духовного производства

Глава IV. Содержательные элементы духовной жизни общества: обычаи, нормы, ценности, смыслы и знания

Глава V. Структурные компоненты духовной деятельности: мифология, религия, идеология, художественная культура, наука

Глава VI. Функции культуры

Глава VII. Культура и личность

Глава VIII. Типология культур

Глава IX. Динамика культуры

Глава X. Социальные институты культуры и управление культурой

Приложение

Рекомендуемые темы семинарских занятий и рефератов с примерными вопросами к ним и литературой

Основная задача учебника — раскрыть содержание и принципы духовной деятельности как важного ком­понента социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальными отношениями. Социальная культурология дополняет гуманитарное культуроведение в общем комплексе наук об обществе и культуре. Социологический подход позволяет выявить соотноше­ние между нормой и действительностью, механизм ре­ализации ценностных ориентации и их роль в жизни общества, динамику и факторы культурных изменений, влияние культуры на социальные процессы и различные стороны жизни общества.

Вместе с тем культура означает и многообразие чело­веческого опыта, что делает настоятельной задачу пони­мания принципов самобытности и взаимодействия куль­тур на разных уровнях — этническом, национальном и цивилизационном, соотношения между преобладающей культурой и субкультурами. Социология культуры вы­являет специфику “ответам разных обществ на “вызов” современности, соотношение общемировых и локальных процессов в современном мире.

Данный учебник преследует не только общеобразо­вательные цели, т.е. знакомство с основами социального культуроведения как науки и его местом в системе других наук, но и введение в проблематику социокультурной жизни общества. Его концепция сложилась как ответ на духовную ситуацию в российском обществе. Освещая принципы функционирования культуры, учебник ориентирован также на то, чтобы помочь разобрать­ся в процессах, присущих российскому обществу, в ко­тором идут столь напряженные поиски идентичности и путей модернизации в сопоставлении с духовным устроением других регионов мира.

Задачей общего нормативного курса по социальной культурологии является и выявление тех исторических принципов, которые повлияли на складывание совре­менных социокультурных систем, но вместе с тем и раскрытие новейших перспективных тенденций, форми­рующих облик постиндустриального общества.

При изложении конкретного материала в учебнике проводится сопоставительный анализ культур Запада и Востока, особое внимание уделяется России, чтобы раскрыть применение принципов культурологии к про­блемам нашей страны и тем самым содействовать по­ниманию механизмов взаимодействия различных наци­ональных культур и социальных слоев, особенности на­ционального и цивилизационного устроения российско­го общества во взаимодействии с другими культурами.

Учебник написан на основе обобщения и адаптации подходов к изучению социального функционирования культуры, получивших развитие как в зарубежной, так и отечественной социологии и культурологии.

Для преподавателей и студентов университетов и колледжей, а также для всех тех, кто намерен разо­браться в социальных механизмах культуры и ее вли­янии на жизнь общества, в тех противоречивых про­цессах, которые происходят в нашем обществе и других странах.

ВВЕДЕНИЕ

Общие задачи и содержание социальной культурологии

Культурология — комплекс наук, все более упрочи­вающий свое место в теоретическом пространстве, об­разовавшемся после распада прежней ортодоксальной философско-идеологической системы, нацеленной на со­здание мировоззрения, в котором содержалось, казалось бы, целостное освещение характера природы, общества и человека. Вместо этой умозрительной системы в на­учном познании общества утверждается самостоятель­ность и взаимодействие различных наук, изучающих реальное общество, среди которых в качестве исходного и базисного принято деление на экономические, со­циологические, политологические и культурологические дисциплины. Конечно, в современном научном мышле­нии сложилась широкая диверсификация наук об об­ществе в соответствии со сложностью и многообразием изучаемого ими объекта. Каждая научная дисциплина имеет свой предмет изучения, т.е. сферу познания, ко­торая отнюдь не охватывает весь объект. Это же от­носится и к культурологии, имеющей дело с обществом, но в особом измерении, в плане тех принципов и ме­ханизмов деятельности и регуляции, которые входят в духовную сферу во всем разнообразии этого термина.

Однако отличительной особенностью культурологии можно считать ее деление на два основных варианта, различающиеся по своим целям, содержанию, методо­логии. Конечно, прежде всего культуроведение — гу­манитарная наука, основанная на постижении внутрен­них закономерностей и структур культуры в ее раз­личных “представительных” вариантах: литература, ис­кусство, язык, мифология, религия, идеология, мораль, наука. В каждом из этих вариантов существует своя система постижения тех смыслов и знаний, которые необходимы для понимания текстов, образов, положений и принципов. Это предмет гуманитарного культуроведения, занимающий столь существенное место в просвещении, во всех ответвлениях филологического обра­зования и в духовной жизни общества и человека.

Социальная культурология предполагает иную мо­дальность в отношении к культуре, основанном на объ­ективном и аналитическом, не “погруженном”, а “от­страненном” взгляде на культурную жизнь общества. Это освоение не “идеалов”, “вечных образцов”, “внут­ренних смыслов” и “подлинных ценностей”, а движу­щих мотивов реального поведения индивидов и групп или больших общностей, а также принципов духовной регуляции различных сфер социального бытия. Это обеспечивает возможность выявления социального зна­чения культурных явлений в их соотнесенности с дру­гими сферами социальной жизнедеятельности, прежде всего экономикой, социальными отношениями и полити­кой.

Другое важное отличие социальной культурологии заключается в том, что социологический взгляд не ог­раничивается собственно духовными явлениями, и тем более проблемами художественной культуры, а прони­кает в культурный подтекст и смысл процессов и со­бытий, происходящих в обществе, таких, как смена тех­нологий и социальных структур, политических систем, революции, реформы, войны и т.д. Более того, объектом внимания такого культуроведения становится и повсе­дневная жизнь общества.

Конечно, во многих отношениях такая культурология использует социологические принципы изучения обще­ства и может рассматриваться как социология куль­туры. Тем не менее сложившаяся дифференциация на­учных дисциплин делает необходимым более широкое рассмотрение культуры, соотношения духовных факто­ров (норм, ценностей, смыслов и идей) с социальной регуляцией и социальным действием в разных куль­турно-исторических типах, существовавших в человече­ской истории и продолжающих оказывать воздействие на социальные процессы. К более широкой сфере со­циальной культурологии следует отнести самые разно­образные проявления духовной деятельности, включая мифологические и религиозные, повседневные и науч­ные, сознательные и бессознательные. В сферу такой культурологии входит также изучение культурного наследия и авангарда, социальной памяти и состояния общественного сознания, генезиса и исторической транс­формации духовных образований и социокультурных общностей, включая этнические, национальные, цивилизационные и мировые.

Конечно, социальная культурология в таком осве­щении может рассматриваться как комплексная наука, подлежащая расчленению на различные дисциплины: социологию искусства и литературы, религии и идео­логии, знания, науки, информации, личности, межкультурного взаимодействия и т.д. Из этого же комплекса черпают свои истоки “культурная антропология”, т.е. этнография, социология национализма, теория цивилизаций, теория модернизации и т.д.

Пришедшая вместе с гласностью открытость нашего общества привела к интенсивной плюрализации духов­ной жизни и стилей жизнеустройства, оформлению раз­личных течений и субкультур, возрождению многооб­разного духовного достояния разных эпох и регионов, наплыву самых разнородных течений с Запада и Во­стока. Быстрая ломка прежних идеологических схем и духовных установок, отмена навязывавшегося ранее единого мировоззрения и официозной социалистической культуры привели к распространению состояния духов­ной неопределенности и дезориентации, в котором стал­киваются противоречивые или прямо антагонистические тенденции, что превращает духовную жизнь в размытое ноле, чреватое напряженностью и срывами. Такое по­ложение снижает возможности различных социальных групп надежно разбираться в переплетении социокуль­турных тенденций, критически воспринимать идущие из­вне влияния, ориентироваться в сложной обстановке мо­дернизации, введения рыночных отношений, перестройке государственных и социальных структур. В хозяйст­венной деятельности, социальных и национальных от­ношениях, политике и других сферах подрываются прежние нормативные и ценностные принципы — в от­личие от прагматических соображений и насущных ин­тересов, диктуемых текущей ситуацией, но лишенных устойчивости и перспективы.