Б.С.Ерасов
Социальная культурология
В двух частях
Часть 1
Пособие для студентов высших учебных заведений.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.
Введение.
Часть I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ.
Глава I. Культура как предмет социальной культурологии.
Глава II. Становление социальной культурологии.
Часть II. СРЕДСТВА И СТРУКТУРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕГУЛЯЦИИ.
Глава III. Культура как система духовного производства
Глава IV. Содержательные элементы духовной жизни общества: обычаи, нормы, ценности, смыслы и знания
Глава V. Структурные компоненты духовной деятельности: мифология, религия, идеология, художественная культура, наука
Глава VI. Функции культуры
Глава VII. Культура и личность
Глава VIII. Типология культур
Глава IX. Динамика культуры
Глава X. Социальные институты культуры и управление культурой
Приложение
Рекомендуемые темы семинарских занятий и рефератов с примерными вопросами к ним и литературой
Основная задача учебника — раскрыть содержание и принципы духовной деятельности как важного компонента социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальными отношениями. Социальная культурология дополняет гуманитарное культуроведение в общем комплексе наук об обществе и культуре. Социологический подход позволяет выявить соотношение между нормой и действительностью, механизм реализации ценностных ориентации и их роль в жизни общества, динамику и факторы культурных изменений, влияние культуры на социальные процессы и различные стороны жизни общества.
Вместе с тем культура означает и многообразие человеческого опыта, что делает настоятельной задачу понимания принципов самобытности и взаимодействия культур на разных уровнях — этническом, национальном и цивилизационном, соотношения между преобладающей культурой и субкультурами. Социология культуры выявляет специфику “ответам разных обществ на “вызов” современности, соотношение общемировых и локальных процессов в современном мире.
Данный учебник преследует не только общеобразовательные цели, т.е. знакомство с основами социального культуроведения как науки и его местом в системе других наук, но и введение в проблематику социокультурной жизни общества. Его концепция сложилась как ответ на духовную ситуацию в российском обществе. Освещая принципы функционирования культуры, учебник ориентирован также на то, чтобы помочь разобраться в процессах, присущих российскому обществу, в котором идут столь напряженные поиски идентичности и путей модернизации в сопоставлении с духовным устроением других регионов мира.
Задачей общего нормативного курса по социальной культурологии является и выявление тех исторических принципов, которые повлияли на складывание современных социокультурных систем, но вместе с тем и раскрытие новейших перспективных тенденций, формирующих облик постиндустриального общества.
При изложении конкретного материала в учебнике проводится сопоставительный анализ культур Запада и Востока, особое внимание уделяется России, чтобы раскрыть применение принципов культурологии к проблемам нашей страны и тем самым содействовать пониманию механизмов взаимодействия различных национальных культур и социальных слоев, особенности национального и цивилизационного устроения российского общества во взаимодействии с другими культурами.
Учебник написан на основе обобщения и адаптации подходов к изучению социального функционирования культуры, получивших развитие как в зарубежной, так и отечественной социологии и культурологии.
Для преподавателей и студентов университетов и колледжей, а также для всех тех, кто намерен разобраться в социальных механизмах культуры и ее влиянии на жизнь общества, в тех противоречивых процессах, которые происходят в нашем обществе и других странах.
ВВЕДЕНИЕ
Общие задачи и содержание социальной культурологии
Культурология — комплекс наук, все более упрочивающий свое место в теоретическом пространстве, образовавшемся после распада прежней ортодоксальной философско-идеологической системы, нацеленной на создание мировоззрения, в котором содержалось, казалось бы, целостное освещение характера природы, общества и человека. Вместо этой умозрительной системы в научном познании общества утверждается самостоятельность и взаимодействие различных наук, изучающих реальное общество, среди которых в качестве исходного и базисного принято деление на экономические, социологические, политологические и культурологические дисциплины. Конечно, в современном научном мышлении сложилась широкая диверсификация наук об обществе в соответствии со сложностью и многообразием изучаемого ими объекта. Каждая научная дисциплина имеет свой предмет изучения, т.е. сферу познания, которая отнюдь не охватывает весь объект. Это же относится и к культурологии, имеющей дело с обществом, но в особом измерении, в плане тех принципов и механизмов деятельности и регуляции, которые входят в духовную сферу во всем разнообразии этого термина.
Однако отличительной особенностью культурологии можно считать ее деление на два основных варианта, различающиеся по своим целям, содержанию, методологии. Конечно, прежде всего культуроведение — гуманитарная наука, основанная на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных “представительных” вариантах: литература, искусство, язык, мифология, религия, идеология, мораль, наука. В каждом из этих вариантов существует своя система постижения тех смыслов и знаний, которые необходимы для понимания текстов, образов, положений и принципов. Это предмет гуманитарного культуроведения, занимающий столь существенное место в просвещении, во всех ответвлениях филологического образования и в духовной жизни общества и человека.
Социальная культурология предполагает иную модальность в отношении к культуре, основанном на объективном и аналитическом, не “погруженном”, а “отстраненном” взгляде на культурную жизнь общества. Это освоение не “идеалов”, “вечных образцов”, “внутренних смыслов” и “подлинных ценностей”, а движущих мотивов реального поведения индивидов и групп или больших общностей, а также принципов духовной регуляции различных сфер социального бытия. Это обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесенности с другими сферами социальной жизнедеятельности, прежде всего экономикой, социальными отношениями и политикой.
Другое важное отличие социальной культурологии заключается в том, что социологический взгляд не ограничивается собственно духовными явлениями, и тем более проблемами художественной культуры, а проникает в культурный подтекст и смысл процессов и событий, происходящих в обществе, таких, как смена технологий и социальных структур, политических систем, революции, реформы, войны и т.д. Более того, объектом внимания такого культуроведения становится и повседневная жизнь общества.
Конечно, во многих отношениях такая культурология использует социологические принципы изучения общества и может рассматриваться как социология культуры. Тем не менее сложившаяся дифференциация научных дисциплин делает необходимым более широкое рассмотрение культуры, соотношения духовных факторов (норм, ценностей, смыслов и идей) с социальной регуляцией и социальным действием в разных культурно-исторических типах, существовавших в человеческой истории и продолжающих оказывать воздействие на социальные процессы. К более широкой сфере социальной культурологии следует отнести самые разнообразные проявления духовной деятельности, включая мифологические и религиозные, повседневные и научные, сознательные и бессознательные. В сферу такой культурологии входит также изучение культурного наследия и авангарда, социальной памяти и состояния общественного сознания, генезиса и исторической трансформации духовных образований и социокультурных общностей, включая этнические, национальные, цивилизационные и мировые.
Конечно, социальная культурология в таком освещении может рассматриваться как комплексная наука, подлежащая расчленению на различные дисциплины: социологию искусства и литературы, религии и идеологии, знания, науки, информации, личности, межкультурного взаимодействия и т.д. Из этого же комплекса черпают свои истоки “культурная антропология”, т.е. этнография, социология национализма, теория цивилизаций, теория модернизации и т.д.
Пришедшая вместе с гласностью открытость нашего общества привела к интенсивной плюрализации духовной жизни и стилей жизнеустройства, оформлению различных течений и субкультур, возрождению многообразного духовного достояния разных эпох и регионов, наплыву самых разнородных течений с Запада и Востока. Быстрая ломка прежних идеологических схем и духовных установок, отмена навязывавшегося ранее единого мировоззрения и официозной социалистической культуры привели к распространению состояния духовной неопределенности и дезориентации, в котором сталкиваются противоречивые или прямо антагонистические тенденции, что превращает духовную жизнь в размытое ноле, чреватое напряженностью и срывами. Такое положение снижает возможности различных социальных групп надежно разбираться в переплетении социокультурных тенденций, критически воспринимать идущие извне влияния, ориентироваться в сложной обстановке модернизации, введения рыночных отношений, перестройке государственных и социальных структур. В хозяйственной деятельности, социальных и национальных отношениях, политике и других сферах подрываются прежние нормативные и ценностные принципы — в отличие от прагматических соображений и насущных интересов, диктуемых текущей ситуацией, но лишенных устойчивости и перспективы.