Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с (стр. 11 из 45)

27


щественной жизни, которые, подобно мозаике, могут складываться в относительно цело­стный образ.

На этапе становления гуманитарных наук в рамках классической науки гуманитарное исследование строилось по образу и подобшо естественнонаучных моделей и опосредо­ванном применении естественнонаучных методов (сравнительно- историческая парадиг­ма). На неклассическом этапе в гуманитарном исследовании используются лингвистиче­ские теории (лингвистический редукционизм присущ структурализму и герменевтике), что отражает тенденцию растворения человеческого бытия в бытии языка. Критерием на­учности на классическом этапе являлось построение особой реальности идеализированных объектов, не доступных массовому сознанию рядовых объектов, не доступных массовому сознанию. Теоретическое построение велось с позиций "абсолютного наблюдателя", дис-танцироваиного от повседневной жизни. В неклассическом обществознании противопос­тавление, научного социального знания массовому, уступает исследованию корней спе­циализированного знания в повседневном, жизненном мире. Традиционные гуманитарные науки "инструментальны", а классическая гуманитарная теория претендует на постижение "предельных оснований" своей предметной области (цель дать однозначное объяснение и предсказание событий). Неклассическое общество шание герменевтично, оно не претенду­ет на однозначное описание и предсказание событий.

II. Структура и методы научного знания

2.1. Структура научного знания

В структуре научного знания выделяется три уровня: локальное знание (в научной об­ласти соотносится с теорией); знания, составляющие целую научную область; знания, представляющие науку.

Структуру локальной области знания образует уровень эмпирического и теоретиче­ского знания. Для знания, полученного на эмпирическом уровне, характерно то, что оно является результатом непосредственного контакта с исследуемым объектом (наблюдение, эксперимент), и представляет собой знание об определенных событиях, свойствах объекта и эмпирических закономерностях. Теоретический уровень знания представляет собой объ­яснение объективной реальности (описание, систематизация и объяснение данных эмпи­рического уровня), но не непосредственное описание, а описание идеальных объектов, ко­торые характеризуются определенным числом свойств (в отличие от реальных объектов).

Эмпирический и теоретический уровни знания органически взаимосвязаны между со­бой: теоретический уровень описывает данные эмпирического уровня; эмпирическое зна­ние погружено в теоретический контекст (на эмпирическом уровне проведение экспери­мента или наблюдения происходит в контексте интересующей теоретической проблемы, так же как интерпретация работы приборов).

Структура теоретического знания образуется проблемами, гипотезами и теориями.

2.1.1. Процесс возникновения и структура научной теории

Исследовательский поиск начинается с выявления проблемной ситуации и постановки проблемы. К. Поппер полагал, что познание не начинается с наблюдений и фактов, "оно начинается с проблем", с напряженности между знанием и незнанием.

Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что не познано, но нужно познать (знание о незнании). В проблеме сформулированной в виде системы высказыва­ний противоречие и неполнота, которые присутствуют в проблемной ситуации в скрытой форме, принимают явную и определенную форму.

Неопределенность, присутствующая в проблемном знании, порождает специфический вариант проблем - псевдопроблемы или мнимые проблемы. Мнимые проблемы по своей логической форме связаны с постановкой и решением реальных проблем науки, а их мни­мость выясняется только путем эмпирической проверки и логического анализа получен-

28


ных результатов, сопоставления с научными фактами. Различают абсолютно мнимые и относительно мнимые проблемы. Первые противоречат закономерностям нашего мира (проблема вечного двигателя, проблема обоснования механических свойств светового эфира). Ко вторым относятся многие физические проблемы, вполне реальные в рамках классической физики, но теряющие смысл в новых физических теориях (проблема абсо­лютности времени и пространства, мирового эфира в качестве неподвижной системы от­счета, неизменности массы и длины). Псевдопроблемы возможно подразделить на группы в соответствии с источниками их появления: "онтологические", возникающие в результате приписывания предметного существования явлениям, которые не обладают таким сущест­вованием (теплород, флогистон, эфир); логико-гносеологические, вызванные объективны­ми трудностями познания и уровнем развития средств наблюдения (поиск объяснения расширяющейся Вселенной за счет возникновения "из ничего" атома в единицу времени и пространства); логико-грамматические и семантические, порождаемые несоответствием между языком и его структурой, правилами и логикой (парадокс теории множеств, возни­кающий из смешения в одном предложении слов различного логического типа).

Проблема является частью проблемной ситуации, возникающей тогда, когда научное знание исчерпывает эвристический и методологический, потенциалы (причина этого мо­жет быть либо вовлечение в сферу научных интересов новых явлений реальности, либо невозможности адекватного представления уже известных, но трансформировавшихся объектов, либо необходимость в постановке новых проблем, что невозможно при сохране­нии прежнего стиля мышления).

Появление в научном знании проблемы еще не означает, что за этим последует её не­замедлительное решение. Необходимо, чтобы сложились предпосылками решения науч­ной проблемы: наличие теории, методики работы и эмпирического материала; убеждение в том, что существует один, и только один ответ на данную проблему; общий культурный уровень эпохи или состояние стиля мышления ученых23. Например, Д. Гильберт в докладе на Парижском математическом конгрессе в 1900 году перечислил требования для решения математической проблемы: ясности и легкой доступности; разрешимости проблемы; по­следовательности (недопущение разрыва реальных возможностей от постановки проблемы до возможности её решения); нетривиальности. Очевидно, что требования к постановке проблем неотделимы от требований их разрешимости. А. Пуанкаре в работе "Наука и ме­тод" связывал вопрос о возможности решения проблем с выбором фактов, которые необ­ходимо исследовать, прежде всего. Иерархия фактов обеспечивает разумность выбора на­правления исследований, то есть постановку и решение проблем. В науке не ограничива­ются как решением проблем, определяемых практическими нуждами, так и проблем, вы­бранных по "капризу нашего любопытства". Исследователь, по мнению А. Пуанкаре, ру­ководствуется общей установкой: необходимо, чтобы каждая мысль ученого, возникающая при решении той или иной проблемы, приносила пользу столь часто, сколь это возможно. Основанием для решения проблем являются систематически повторяющиеся факты.

Тактика решения проблем, разнообразие поисковых действий, обеспечивается за счет модификации тактических приемов и за счет их различных сочетаний. Выделяют, сле­дующие, тактические приемы: простая комбинаторика; латеральное (боковое) мышление; аналогия; редукция. Прием комбинаторного решения проблемы заключается в подборе комбинаций возможного решения проблемы: вначале выделяются основные характери­стики решаемой проблемы, затем для них находятся все теоретически возможные комби­нации всех выделенных значений, в результате получается "морфологическая таблица", где каждая из комбинаций рассматривается как возможное решение проблемы. Латераль­ное мышление проявляется в неожиданных для самого ученого открытиях, в области смежной, побочной с интересующей его проблемой. Прием аналогии, заключающийся в

Дорожкин A.M. Научный поиск как постановка и решение проблем. Нижний Новгород, 1995.

('65.

29


установлении сходства менаду предметами и явлениями, является структурным компонен­том любой формы научного моделирования (модель - "заместитель" оригинала в позна­нии, отображающий необходимые в исследовании свойства). Моделироваться могут жи­вые и неживые системы, инженерные устройства, физические, химические, биологические процессы. Предметные модели воспроизводят определенные геометрические, физические или функциональные характеристики оригинала. Знаковые модели представляют собой схемы, чертежи, формулы. Наконец, прием редукции представляет собой представление проблемы посредством систем более простых, то есть менее трудных задач.

В гуманитарном знании есть определенная специфика постановки и решения проблем, которая связана с самим предметом гуманитарных наук - исследующих "тексты" (в качест­ве текста может рассматриваться любой культурный объект, исторический источник, сам человек). В тексте необходимо при реконструкции ответить на два вопроса - о смысле от­дельных событий, обусловленных субъективными помыслами, и о плане всего происхо­дящего события. Как отметил Х.Г. Гадамер "всегда требуется выводить реконструирован­ный вопрос в открытость его проблематичности", осуществлять слияние горизонтов автора текста (спрашиваемого) и интерпретатора (спрашивающего). Типовая проблемная ситуа­ция в гуманитарном знании это поиск ответа на вопрос "что это такое?". Но найти единст­венный, всех удовлетворяющий ответ не удается, так как дать "простое" формально­логическое определение не возможно из-за постоянного изменения исторически обуслов­ленного многофакторного явления, которое не имеет четкого очертания. Поэтому пробле­мы в гуманитарном знании должны ставится исследователем, знающим историю своего предмета и историю его изучения, что обеспечивает месте с его исследовательской интуи­цией правильный ракурс рассмотрения и постановки проблемы, не с "провозглашения универсалии", под которую подводят конкретный процесс, а с правильной постановки во­проса, позволяющего очертить семантическое поле возможных вариантов ответов.