Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с (стр. 15 из 45)

Критерии научности можно подразделить на четыре группы: логические, эмпириче­ские, экстралогические и неэмпирические, праксеологические.

К логическим критериям относятся "непротиворечивость", "полнота", "независи­мость", характеризующие знание с позиций формальной адекватности, стройности, совер­шенствования внутренней организации28. Наиболее распространенным методом демонст­рации непротиворечивости является метод семантической интерпретации. Последняя представляет форму отображения одной абстрактной области (теории) на предметную об­ласть другой, выступающей в виде модели. Если модель или область объектов, для кото­рой утверждения теории имели бы конкретный содержательный смысл, к которой они бы­ли бы приложимы, отображением которой служили бы, существует, испытуемая система непротиворечива, если же такой области не существует, испытуемая система противоречива.

Идея доказательства непротиворечивости некоторой теории посредством нахождения её интерпретации в терминах другой теории, непротиворечивость которой выявлена, явля­ется универсальной. Например, непротиворечивость специальной теории относительности доказывается путем построения её геометрической модели. При этом устанавливается, что специальная теория относительности в такой же мере непротиворечива, как и геометрия. В свою очередь непротиворечивость геометрии доказывается через непротиворечивость арифметики.

С формально-логической точки зрения система считается полной, если: во-первых, все истинные утверждения, которые формулируются в её языке, могут быть доказаны (семан­тическая полнота); во-вторых, присоединение к ней в качестве аксиомы какого-то недока­зуемого в ней утверждения ведет к противоречию (синтаксическая полнота). На сегодняш­ний день показана полнота таких систем, как элементарная геометрия, теория векторных пространств, исчисление высказываний, классическое исчисление предикатов. Относи-

28 Ильин ВВ. Философия науки. М, 2003. С. 155.

37


тельно других показана их принципиальная неполнота (арифметика натуральных чисел). Но, в большинстве случаев исследование сталкивается с трудностью формализации сис­тем, необходимой для решения вопроса о полноте. Неполные системы не могут всесторон­не описывать действительность, поэтому в науке присутствует стремление к созданию по возможности максимально полных систем.

Критерий независимости заключается в том, что существует принцип невыводимости одной аксиомы из других, принятых в данной системе. Методом доказательства независи­мости аксиом является построение систем, где выполняются все аксиомы за исключением испытуемой. Так, для доказательства независимости всякой непротиворечивой аксиомати­ки S содержащей п аксиом, где п - произвольное целое положительное число, требуется построить п непротиворечивых систем. Иногда осуществить это достаточно сложно. На­пример, для доказательства независимости пятого евклидова постулата пришлось, во-первых, построить неевклидовы геометрии, а, во-вторых, показать их непротиворечивость. На это ушло более двух тысячелетий.

К эмпирическим критериям научности относится "опытная оправдываемость", пред­полагающая принципиальную эмпирическую проверяемость систем знания .Проверяемость- процедура, позволяющая установить истинность (ложность) теоретиче­ских положений путем соотнесения их с определенным непосредственно наблюдаемым положением дел. Она включает процедуру эмпирического подтверждения (верификации) и опровержения (фальсификации). Решение вопроса об истинности теории комплексная процедура, в которой опытному подтверждению отводится значительная, но не универ­сальная роль. Аппарат теории создается для характеристики фиксированных предметных областей (фактов) полученных в ходе эксперимента.

Если наблюдаются следствия опровергающие теорию, то это является показателем её ложности, так как теория не может выполнять свою познавательную функцию. Дополни­тельный смысл принцип фальсификации как критерия научности состоит в том, что тео­рия считается научной, если потенциально фальсифицируема. Причем, следует заметить, что единственное противоречие, на которое накладывается запрет в теории, это логиче­ское. Противоречия фактов допустимы, так как могут безболезненно устраняться, или же приводить к научным революциям. Допустимость противоречий фактов теории вытекает из того, что , во-первых, факты не могут с абсолютной точностью соответствовать теории, потому что теория оперирует идеализациями, понятийными, логическими, математиче­скими структурами, в то время как реальность, отражаемая в теории, неидеальна; во-вторых, теория имеет возможность соответствующим образом осмыслить противоречащие ей факты, в ходе чего противоречия могут быть сняты; в-третьих, имеется поправка на по­грешности, ошибки, допускаемые в процедурах вычисления, измерения, расчета на эмпи­рическом уровне. Считается, что наличие противоречащих теории данных есть предвари­тельный симптом для всестороннего анализа теории, результатом которого может быть её сохранение без изменений, либо частичная перестройка, либо выбраковка. Пример частич­ной перестройки теории с сохранением её ядра концептуальная эволюция И. Кеплера. Первоначально он был сторонником коперниканской теории круговых движений планет, столкнувшись с тем, ■гго Марс, отклоняется от нужного положения на восемь угловых ми­нут, понял, что "полученный им ответ неверен, так как Тихо Браге не мог допустить такую большую ошибку". Кеплер модифицировал элементы круговых траекторий, принимаемых в теории, и ввел эллиптические траектории орбит, что сняло несоответствие теории и эм­пирии.

Таким образом, опыт не гарантирует однозначно истинности теории. Одинаковые эм­пирические основания совместимы с разными теоретическими обоснованиями. АС. Эд-дингтон об этой ситуации говорил так: " Мы в состоянии показать, что при помощи неко­торой определенной структуры, возможно, объяснить все явления, но мы не можем дока-

29Ильин В.В. Философия науки. М, 2003 С. 184.

38


зать, что такая структура будет единственной" °. Например, в космологии, несмотря на существование фридмановской теории расширяющейся Вселенной, адекватно описываю­щей эмпирические данные, и позволяющей делать экспериментально подтверждаемые предсказания, тем не менее, появляются альтернативные теории, в том числе, стационар­ной Вселенной. Причина подобной ситуации заложена в самой гипотетико-дедуктивной схеме развертывания научного знания. Достаточно часто провести экспериментальную ап­робацию теории невозможно или в силу, каких то технических обстоятельств затрудни­тельно. Поэтому их могут принимать по соображениям согласуемости либо с имеющимися эмпирическими данными, либо теоретическим контекстом.

К экстралогическим и неэмпирическим критериям научности относят такие как про­стота, красота, эвристичность, конструктивность, нетривиальность, информативность, ло­гическое единство, концептуальная и когерентная обоснованность, оптимальность, эсте­тичность, прагматичность. Эти критерии позволяют выявить предпочтительность теорий, когда апелляция к логическим и эмпирическим критериям оказывается недостаточной.

Простота является средством квалификации информационных аспектов знания, то есть ориентирует на учет количества информации, необходимой для понимания концепту­альной структуры. В науке изначально существует установка на минимизацию допущений при объяснении. Причина возникновения этой установки проистекает из особенностей че­ловеческого мозга, способного работать лишь с определенным числом переменных, обла­дающего определенной скоростью переработки информации.

Различают онтологическую и семиотическую простоту. Представление об онтологиче­ской простоте мироздания, его гармоничности и монистичное™, и, следовательно, о логи­ческой потребности разума унифицировать знание о нем, представив единую теорию, раз­деляли Н. Коперник, И. Ньютон, П. Лаплас. В рамках семиотической простоты выделяют синтаксическую и прагматическую простоту. Синтаксическая простота определяется оп­тимальностью, удобством применяемой символики, способов кодирования (должно быть минимальным число мест предикатов, выражающих значение). Но выразительные средст­ва в науке варьируются в зависимости от идейных контекстов. Например, механика Нью­тона принята и сейчас для расчета орбит планет Солнечной системы, так как использова­ние общей теории относительности в данном случае нецелесообразно. Представление о прагматической простоте раскрывается посредством введения представления о простоте экспериментальных, технических, алгоритмических, психологических и других аспектов научной деятельности. Считается, что из двух теорий проще та, которая при ассимиляции нового эмпирического материала не обрастает ad hoc допущениями, уловками, геропизма-ми. Таким образом, принцип простоты позволяет оценить теорию не с позиций её истин-пости, а с позиций "выживаемости и перспектив дальнейшего развития в условиях непре­рывно расширяющейся эмпирической ситуации и столкновения с конкурирующими тео­риями соответствующей области знания"31.