Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с (стр. 17 из 45)

Современное понимание природы математической деятельности, с аксиоматическим идеалом в основе, сформировано Д. Гильбертом, К. Геделем, А. Тарским. Д. Гильберт от­казался от наделения фундаментальных понятий геометрии какими-либо конкретными фи­зическими образами, а аксиомы лишены какого бы то ни было истолкования3 . Критерием истинности теории является её логическая непротиворечивость и выводимость из аксиом.

В-третьих, математике присущи точность и строгость. Причина этого: аподиктичность доказательства как результат аксиоматически-дедуктивной организации математического знания; алгоритмичность доказательства (наличие фиксированных способов решения ма­тематических проблем в форме систематически выведенных однозначных предписаний); дедуктивность математики (заключается в принципах построения применяемых в ней рас­суждений, основанных на переходе от одной смысловой структуры к другой по четким и жестким правилам логики). Кроме того, в соответствии с правилами построения аксиома­тических, формальных теорий математические теории имеют четко представимую струк­туру, состоящую из символов, правил построения формул, логических связок и правил по­строения из формул и логических связок высказываний. В математике отсутствует апелля­ция к эмпирическому опыту как критерию истины, а оценка рассуждений осуществляется внеэмпирическими критериями (непротиворечивость, полнота, независимость).

В-четвертых, в качестве основного критерия научности в математике принимается кри­терий непротиворечивости. Математическая система считается непротиворечивой, если для всякого утверждения А утверждения А и ~"А не являются в ней одновременно дока­зуемыми. Одновременная доказуемость в системе А и -"А определяет бессмысленность системы. Противоречивые формальные теории не представляют ценности. Г. Вейль сказал по этому поводу так: "... чистая математика признает только одно — но зато совершенно обязательное условие истины - именно непротиворечивость"39.

Естествознание ориентировано на исследование первичной объективно сущей при­роды, оно охватывает множество дисциплин, занимающихся исследованием материи, опи­сывающих формы, механизмы, структуры, условия её существования. Естествознание со­стоит из описательных и объяснительных теорий.

В описательных теориях отражены эмпирические описания (научные факты, получен­ные путем измерения, наблюдения, первичной классификации и систематизации различ­ных видов экспериментирования) и эмпирические законы, полученные в процессе индук­тивного обобщения эмпирического материала (законы Менделя до утверждения в науке хромосомной теории наследственности).

В объяснительных теориях, которые являются совокупностью логически организован­ных систем знания, преобладают теоретические объяснения (концептуальные реконструк­ции данных, полученных на теоретическом уровне изучения, вследствие интерпретации, идеализации, мысленных экспериментов, моделирования - законы Менделя, получаемые на репрезентативном уровне как следствия из хромосомной теории наследственности), а так же точные количественно детализированные результаты. Например, количественно детализированные Менделем, а потом получившие статус числовых закономерностей рас­пределения контрастирующих признаков в первом и последующих поколениях гибридов.

Объяснительные теории включают подмножества гипотетико-дедуктивных и аксиома­тических теорий. Гипотетико-дедуктивные теории построены на базе гипотетико-дедуктивного метода, то есть, основаны на выводе следствий из гипотез логическим путем


с последующей их фактической проверкой. Классическая механика построена по этому принципу. Ньютон вначале вывел фундаментальные понятия, потом законы, утверждения, подлежащие верификации. Аксиоматические теории подвергаются строгой логической ре­конструкции. Но выделение группы аксиом, фиксирующих логические, математические, собственные основания теории возможно лишь в развитой теоретической науке, поэтому многие из естественнонаучных теорий остаются неаксиоматизированными и неформали-зированными. Например, в биологии есть единственная попытка аксиоматизации - вари­ант менделевской генетики с использованием языка Principia Mathematica Вуджера. Ис­ключением является физическое знание, чьи обширные фрагменты формализированы.

В естествознании есть достаточно большая груши дисциплин (геология, тектоника, па­леонтология, почвоведение, климатология), теории, в которых занимают "срединное" по­ложение между описательными и объяснительными теориями, так как используют осно­ванный на комбинированном применении эмпирических и теоретических исследований метод исторической реконструкции.

Естествознание с гносеологической точки зрения отличает следующее. Во-первых, непо­средственная соотнесенность с определенным фрагментом действительности. Это обуслов­лено онтологической специфичностью естествознания, то есть тем, что теории исследуют "материальные" отношения объектов определенных предметных областей, что определяет качественные особенности, как отдельных элементов, так и всего их внутреннего строя. Создание теории, в самом широком смысле, происходит как последовательность сбора, сис­тематизации данных, их теоретизации, вывода из полученных систем эмпирически обнару-жимых следствий, окончательного оправдания теорий, внедрение их в практику.

Во-вторых, отсутствует прямой логический мост между эмпирическим материалом и теоретическим базисом: невозможна непосредственная дедукция теории из эмпирических фактов, так же как и редукция теории к эмпирическому основанию. Это определено тем, что содержание теории соответствует отношениям идеализированного мира, мира вторич­ных концептуализации (понятия, модели, идеализированные объекты), который репрезен­тирует изучаемые объекты реальности.

В-третьих, в качестве языка познавательной деятельности используется математика. Так как, математика, не привязана к определенной предметной области, она располагает большими эвристическими возможностями: ставя вопрос о логической возможности чего-либо, математика анализирует предмет в максимально общем виде. Результатом анализа являются предметно недетализированные структуры, отвечающие критерию непротиворе­чивости.

Язык математики удобен в обращении: всякой теории поставлен в соответствие свой особый математический язык40. В классической механике это язык чисел, векторов, в реля­тивистской механике — язык четырехмерных векторов и тензоров, в квантовой механике — язык операторов. Показателем стадий роста физики может быть смена математического языка в ней используемого. Классическая физика исходила из идеи возможности редукции всей физики к механике, но применяемый в ней аппарат обыкновенных дифференциаль­ных уравнений не позволял описывать тепловые, электрические явления. В связи с этим Фурье предложил использовать более гибкий аппарат обыкновенных дифференциальных уравнений в частных производных. Но и он оказался не универсальным, так как в рамки дифференциально-аналитического подхода не вписывались специальная теория относи­тельности и квантовая механика. Было доказано, что содержание физики не возможно ре­дуцировать к содержанию механики, невозможно редуцировать используемый в физике математический аппарат к обыкновенным дифференциальным уравнениям. Для ученого-естественника важна идентифицируемость математического аппарата с величинами, что позволяет ему выполнять описательную, генерализующую, кодифицирующую функцию.



! Ильин ВВ. Философия науки. М.,2003. С. 223-225. ' Вейль Г. О философии математики. М.-Л., 1934. С. 56.

42


' Ильин ВВ. Философия науки. М, 2003, С. 248-249.

43


С другой стороны в естествознании для создания терминов и новых понятий могут ис­пользоваться конкретные стилистические формы и приемы живой речи. В частности, дос­таточно важной является роль метафор, которые порождают комплекс ассоциаций, пред­ставлений и дают новое понимание традиционных терминов и понятий. Метафорическое использование языковых конструкций позволяет мысленно разорвать жесткую связь кон­кретного свойства и конкретного объекта, представить данное свойство общим для разно­типных объектов, на этой основе строить более широкие классы, объединять разнородные объекты единую систему. Метафора может использоваться для описания недоступных для непосредственного наблюдения объектов либо гипотетических объектов, не включенных в эмпирические исследования- Так, в современной физике появились понятия типа "шарм", "очарование" элементарных частиц, "цветность" кварков. Исследования показывают, что без создания терминов-метафор невозможно получение нового знания, включения его в систему существующих представлений.

В-четвертых, естествознание основывается на требовании опытной оправдываемое™, означающую потенциальную экспериментальную верифицируемость систем естественно­научного знания. Основным критерием научности в естествознании является эмпириче­ский, который дополняется критерием когерентности, если проверяется новая теория.

Гуманитарное знание в качестве объекта исследования изучает человека в его соци­альных отношениях специализированно (политэкономия, политика, право, религиоведе­ние, этика) или в целостности (история, философия), изучает пространство человеческих значений, ценностей и смыслов, возникающих при усвоении культуры (культурология, со­циальная и культурная антропология). Довольно долго существовало сформулированное иеокантианцамам противопоставление естественных и гуманитарных наук, причем по­следним отказывалось в статусе истинной научности на том основании, что они имеют де­ло с индивидуальными событиями и не устанавливают закономерностей. Этот сравнитель­ный анализ выглядел приблизительно следующим образом: