Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с (стр. 18 из 45)

Исторические науки Естественные науки
1. Конечный ре­зультат познания Описание индивидуального события Законы
2. Основной источ­ник информации Письменные источники и тек­сты (хроники, мемуары, письма, документы), материальные ос­татки прошлого Природа, взаимодействие с природой
3. Способ взаимо­действия с объектом знания Опосредованное, через истори­ческие и археологические ис­точники Прямое наблюдение, экспери­мент
4. Метод исследования Описание индивидуального со­бытия или процесса Генерализация, построение общих понятий
5. Особенности объектов знания Неповторимые, не подлежащие воспроизведению Повторяющиеся во времени и пространстве
6. Отношение к ценностям Историческое знание целиком зависит от ценностей и оценок Естественнонаучное знание само представляет ценность, но от ценностей и оценок не зависит

Противники неокантианцев доказывали, что в гуманитарном знании есть социологиче­ские закономерности и действуют общенаучные методы. В гуманитарном знании выделя­ется два типа законов: обществоведческие и экзистенциальные (строящиеся на личностно-психологическом анализе личности).

44


Первичной реальностью любой гуманитарной дисциплины, определяющей особенно­сти гуманитарного знания (его коммуникативную, смыслополагающую и ценностную природу) является текст41. Принципами работы с текстом являются целостность и исто­ризм. Целостность предполагает рассмотрение фрагментов, тех или иных структурных единиц текста только в связи с целым. Сам текст должен рассматриваться в единстве с контекстом и подтекстом, отдельный авторский текст соотносится с другими его текстами, а так же с текстами других авторов того же направления. Это позволяет предположить и выявить скрытые компоненты текста (философско-мировоззренческие предпосылки и ос­нования, требования и регулятивы, порождаемые коммуникативной природой текста42). Текст рассматривается как косвенный, но объективный "свидетель", выразитель ментали­тета эпохи, реального положения самого человека. Поэтому принцип историзма не просто предпосылается исследованию текста, но имеет методологическую и эвристическую функции в исследовании и объяснении.

Специфика объекта изучения гуманитарных наук влияет на структурные особенности гуманитарного знания. В гуманитарном знании эксперимент присутствует с одной сторо­ны как метод "вживания" в историческую эпоху, личность и текст, с другой, как тестиро­вание, опросы, изучение общественного мнения, анкетирование, модельное эксперименти­рование. Меньшей легитимностью обладает понимание, которое состоит из двух проце­дур: интуитивного постижения предмета ("схватывания его как целого"), и истолкования или интерпретации, процедуры рациональной. Возможность понимания определена зави­симостью жизнепроизводства от исторических условий, определяющих характер комму­никации. Метод понимания, основан на реконструкции инвариантных структур, данных в значении следов человеческой деятельности, которые закреплены исторически, поэтому вполне объективный научный метод. Выявление скрытого содержания текста не имеет ха­рактера логического исследования, опирается на догадки и гипотезы, требует прямых и косвенных доказательств правомерности выявленных предпосылок43. Легитимность мето­да понимания определяется и объективностью зафиксированной в тексте информации, смыслов которые могли быть не очевидны для представителей культуры, в которой поя­вился текст, но очевидны в ходе герменевтической процедуры исследователю.

Специфичность гуманитарного знания проявляется в языке гуманитарных теорий. По­нятийный фонд обществознания содержательно определен, относительно точен и исполь­зуется для объяснительного концептуализирования в социологии, экономике, юриспру­денции, философии. Но словарный фонд культурологи, культурной и исторической психо­логии, культурной антропологии, использующих герменевтические практики отличается содержательной неопределенностью, так как эти дисциплины переживают период интен­сивного становления. Языковый фонд гуманитарных наук находится в фазе становления, как и некоторые гуманитарные дисциплины. Особенность введения нового термина в гу­манитарном знании заключается в том, что ему не может быть дано строго определения, смысл его наращивается постепенно, с изложением концепции, то есть присутствует фак-

41 Микешина Л.А. Философия науки. М, 2005. С. 400-403.

Представляя текст как речевое событие в акте коммуникации необходимо иметь в виду, во-первых, позицию автора и знать, какие ситуационные побуждения обусловили эту позицию, и воз­можную позицию читателя-адресата, которая для автора может быть как гипотетически-воображаемой, так и социально-определенной. Во-вторых, желательно уточнить цель речевого конструкта и соответствие формы и норм выбранного речевого жанра. В-третьих, следует опреде­лить стиль организации речевого сообщения - причины выбора прямого или непрямого, инстру­ментального или эмоционального речевого стиля.

43 Примером является исследование А.Я. Гуревича категорий средневековой культуры направлен­ное на изучение не сформулированных явно, не вполне проявленных в культуре умственных уста­новок, общих ориентации и привычек. Историки применяют метод косвенных свидетельств: в хо­зяйственных, торговых, статистических текстах вскрывают проявления миропонимания, стиля мышления людей определенной эпохи.

45


тор "контекстуальности определения" (показательным примером в этом плане является со­держательное расширение понятий введенных М.М. Бахтиным "текст" и "хронотоп"). По­лисемантизм понятий в гуманитарном знании обусловлен многофакторностью и соответ­ствующей многоаспектностью реальности. Гуманитарные науки используют понятия "со­седних" общественно-гуманитарных наук, которые подлежат множественной интерпрета­ции. В процессе подобной интерпретации фиксируются определенные признаки понятий, тогда как от других происходит полное абстрагирование44. Например, понятие "цивилиза­ция", примененное для изучения современных технократических цивилизаций включает в качестве необходимого признака уровень техники, но этот признак отсутствует при изуче­нии цивилизаций древности и средневековья. Доопределенность понятий в конкретном исследовании обычно осуществляется неявно. Поскольку интерпретация и доопределен­ность понятий в истории связаны с мировоззренческим фактором, то плюрализм соответ­ствующих оценок и выводов означает и их субъективизм.

Гуманитарное знание с гносеологической точки зрения отличают следующие особен­ности. Во-первых, непосредственная связь с культурно-личностной онтологией. Во-вторых, использование понимания как основного познавательного средства. В-третьих, гуманитарное знание не имеет "точности", отличающей естественные науки, так как имеет дело с более сложной реальностью субъекта как психологического, социального, культур­ного, исторического существа. Познавательный процесс в гуманитарных науках имеет диалогичный, символичный и индивидуализированный характер. В-четвертых, в качестве основного критерия научности в гуманитарном знании принимается "глубина понимания", предполагающие понимание смыслов изучаемых культурных текстов и включение их в контекст современности. Показателем глубины понимания являются, во-первых, историзм, реалистичность оценки гуманитарного материала, во-вторых, эвристичность или на сколь­ко эти оценки содействуют общему росту гуманитарного знания.

Проблема доказательности для гуманитарных наук является наиболее трудно решае­мой. Сам процесс гуманитарного исследования не поддается строгой регламентации, не происходит по раз и навсегда определенным процедурам. Например, в истории эта про­блема решается за счет выполнения двух основных условий во время исследовательской деятельности. Во-первых, источниковедческому анализу, цель которого получение аутен­тичных, репрезентативных, достоверных научно установленных фактов. Во-вторых, струк­турированию, историческому построению установленных фактов и их концептуальному объяснению в свете теоретико-социальных представлений об изучаемой эпохе. Это дости­гается сложными приемами исторического синтеза. Доказательность в истории сводится к выявлению тех коренных оснований, при которых необходимая для исследования сово­купность исторических фактов может считаться действительно установленной. Все после­дующее обоснование истинности исторического знания относится уже к сфере историче­ского построения.

2.2. Методология научного познания

2.2.1. Система научных методов

Человеческое мышление является сложным познавательным процессом, включающим использование различных приемов, методов и форм познания. Под приемами мышления и научного познания понимаются общелогические и общегносеологические операции, ис­пользуемые человеческим мышлением во всех его сферах на любом этапе и уровне позна­ния. Приемы характеризуют гносеологическую направленность мышления в процессе по­знавательной деятельности (движение от частного к общему, от целого к части, от кон­кретного к абстрактному). Методы являются более сложными познавательными процеду­рами, включающими набор различных приемов исследования.