Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с (стр. 2 из 45)

Вера — есть принятие сведений за истинные без достаточного доказательства. Эти све­дения составляют предмет веры. В познании вера выполняет функцию посредника при реализации знания и способствует преодолению возникающих проблем, так как может вы­ступать как способ аргументации и ориентирующая познавательная установка . Диффе­ренцируется вера "в" (Бога, личность, политика, власть) и вера в "что" (направлена непо­средственно на сведения). В западной эпистемологии есть традиция разделять веру как "Belief (вера обоснованная, вытекающая из очевидных для субъекта фактов и соответст­вующая им) и веру как "Faith" (необоснованная, не связанная с очевидностью, выражает согласие с положением, полученным не путем дедукции, а на основании авторитетного источника информации).

Выделяют два основания веры: достаточное субъективное (выражает соответствие су­ждения, в которое верят, цели субъекта - является ценностью, внутренне направляющей познание); недостаточное субъктивно-объективное (представляет непротиворечивость су­ждения базису осмысленного субъектом и выступает как констатация правдоподобия).

4 Филатов В.П. Знание // Эпистемология и философия науки. 2004. № 1.
С.135-137.

5 Касавин ИХ Постигая многообразие разума //Заблуждающийся разум? Многообразие вненауч-
ного знания. М„ 1990. С. 21-26.

6 Касавин И.Т. Знание // Эпистемология и философия науки. 2004. №1.С. 139-140.

7 Андрющенко М.Т. Познавательный статус веры: Автореф. дис... доктора философских наук. (09.
00. 01). М., 1992. С.7-11.

5


Вера располагается между мнением и очевидностью, так как потребность в вере прояв­ляется у познающего субъекта, когда ступень мнения преодолена, а ступень очевидности недоступна. Дефицит очевидности возникает из-за сложности изучаемого объекта (вклю­чающего действительные и возможные компоненты) и из-за аберрации при представлении объекта в сознании субъекта (с одной, очевидность задается индивидуальностью объекта, определенностью логических операций по его представлению, но с другой стороны, при­сутствует сомнение в легитимности, достаточности авторского контекста). Вера необхо­дима, если субъект осознает недостаточность осмысления какого-либо положения в виде: логической недостаточности - при расхождении суждения с логическим контекстом бази­са осмысления; психологической недостаточности — при расхождении между суждением и психологическим контекстом базиса осмысления; социальной недостататочности - при несоответствии общественного статуса субъекта и возможности проверить суждение.

Доверие и уверенность - это проявления веры. Доверие - это признание суждения, по­лучающееся из общения с референтной группой. Уверенность - это признание суждения исходя из убеждения в достаточности своего творческого сознания. Твердость веры зави­сит от единства убеждения в ценности суждения и констатации его правдоподобия.

Познание - обусловленный общественно-исторический процесс приобретения и разви­тия знания, его постепенного углубления, расширения и совершенствования. Познаватель­ная деятельность представляет собой органическое слияние непосредственных и опосре­дованных, знаковых и образных, логически-рассудочных и интуитивно-смысловых компо­нентов8.

Традиционное представление познавательного акта предполагает выделение чувствен­ного познания (формы которого ощущения, восприятия представления) и рационального познания (формы которого понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, законы, теории). В чувственном познании имеет место диалектика образного и знакового.

Ощущения представляют собой форму чувственного соответствия свойствам объекта, определяются функциональной организацией анализаторов, не содержат непосредствен­ных сведений о физической природе воздействующих на органы чувств элементов дейст­вительности, то есть являются своеобразной системой внутренних знаков. Происходит ко­дирование физических качеств в естественных знаках - конкретных видах ощущений. Чувственное познание является единством изображения и обозначения. Из знаковых эле­ментов, замещающих физическую природу и свойства объекта, формируется образ объек­та, воспроизводящий его структуру. Какова природа раздражителя непосредственно из ощущений человек узнать не может (радиоактивное излучение, электромагнитное поле на­ходятся за пределами видимого спектра и недоступны человеческим органам чувств, реги­стрируются только с помощью специальной аппаратуры, что возможно стало только с соз­данием соответствующего теоретического знания и на определенном уровне развития че­ловеческого мышления и практики). Восприятие свойств объекта, пространства и времени несет "печать нашей собственной структуры".

Сенсорные данные являются результатом воздействия объекта на органы чувств, но они недостаточны для разграничения реальности и иллюзии, не являются собственно по­знавательным образом. Из одних и тех же данных можно "вывести" совершенно разные объекты. Сенсорные данные — это материал, в котором субъекту представлено предметное содержание и который в процессе восприятия подвергается различным способам перера­ботки - выбору, категоризации, интерпретации. Современная эпистемология представляет познание как процесс выдвижения перцептивных (перцепция - восприятие) гипотез, пред­сказание новых объектов, свойств, процессов, а затем их апробации.

' Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005. С. 45 - 56.

6


Восприятие имеет основную отличительную особенность — оно целостно, что является результатом синтеза исходных элементов. Способ построения и интеграции перцептивных образов задается "образом мира", через который в каждом акте восприятия участвует опыт познания и жизнедеятельности субъекта, выходящий за пределы наличной ситуации.

Представление является чувственно-наглядным образом предметов, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на ор­ганы чувств.

Познавательный процесс не сводим к отражательным процедурам получения чувствен­ного образа, а представляется системой избирательной, проективной, интерпретирующей деятельности субъекта, опосредованной его социальным и культурно-историческим опы­том.

Рациональное познание выражено в мышлении. Мышление — процесс обобщенного и опосредованного постижения действительности, функционирует на основе раскрытия чув­ственных форм познания и выражении и в системе абстракций, результаты фиксируются в языке (естественном или искусственном). Отличается способностью выявлять общее и су­щественное в предметах, конструировать на основе познания сущности предметов поня­тия-идеи, подлежащие дальнейшему воплощению.

Исходные формы мышления — понятия, суждения, умозаключения. Понятия — форма мьшшения, отражающая общие закономерные связи, существенные признаки явлений, ко­торые закрепляются в их определениях. Суждения - это форма мысли, в которой посред­ством связи понятий утверждается что-либо о чем-либо. В суждении используются поня­тия, с помощью которых отражается связь между предметами и явлениями действительно­сти или между их свойствами и признаками. На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводит­ся новое суждение.

Формы познания - игровая, обыденно-практическая, художественно-образная, мифо­логическая, религиозная, философская, научная.

Одна из исторически первых форм познания - игровое познание, которое является важ­ным элементом деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры ребенок удовле­творяет любознательность, формирует духовный мири приобретает определенные знания и навыки общения.

На ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, поставлявшее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, со­циальных связях и т. д. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни, практики людей. Полученные на этой базе знания носят прочный, но разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил. Сфера обыденного познания включает: здравый смысл, верования, приметы, первичные обобщения наличного опыта, закрепляе­мые в традициях, преданиях, назиданиях, интуитивные убеждения, предчувствия.

На начальном этапе истории человечества ведущее значение имело мифологическое познание. Его специфика состоит в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения, для этого знания характерны синкретичность, образность и антропоморфизм В рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Оно специально не решает познавательные задачи, но содержит в себе гносеологический потенциал. Познава­тельная функция искусства состоит в том, что удовлетворяя, прежде всего эстетические потреб­ности людей, искусство одновременно познает мир, а,человек творит его — в том числе и по за-