Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с (стр. 28 из 45)

Важнейшей особенностью социального познания является то, что определяется дейст­вием принципа "партийности". Под "партийностью" понимается идеолого-концептуальная направленность в оценке действительности, обусловленность принадлежностью к опреде­ленной социальной страте. Причем как исследователь является представителем какой то социальной группы, так и автор текста (опрашиваемый, исследуемый субъект) является представителем какой то общности, что определенным образом влияет на их мировоззре­ние, на систему ценностей и оценок. При работе с источниками в области социального по­знания исследователь должен установить их атрибуцию (время, место, автора), подлин­ность (достоверность), аутентичность, репрезентативность. В области социального познания исследователь имеет дело с двумя областями познания, имеющими разную пространствен­но-временную локализацию (прошлое и настоящее социума), что определяет различие мето­дологических стратегий их изучения.

История имеет дело преимущественно с "прошлым", поэтому историк лишен возможно­сти непосредственного восприятия своего объекта. Он не может вступить с объектом в прак­тическое взаимодействие в формах научного наблюдения или эксперимента, не может вос­произвести этот объект, повторить его свойства и ход событий. Историк непосредственно соприкасается с источником, который является "осколком" прошлого состояния общества. Вступая в контакт с этим источником, историк, имеет дело не столько с прошлым, сколько с фактической данностью этого источника. Поэтому в исторической науке различают понятия конечного, "реконструированного" объекта (несуществующая в момент исследования дейст­вительность прошлого, которая подлежит научной реконструкции) и исходный объект.

Весь цикл источниковедческих процедур по установлению исторических фактов можно уподобить экспериментально-методической части естественных наук (процесс записи ре­зультатов источниковедческого анализа).


Эмпирический уровень социального познания изучающего настоящее социума пред­ставлен наблюдением и социальным экспериментом". Выделяют следующие виды наблю­дения в обществоведении: невключенное, включенное, статистическое. Так как в общест-вознании познаются сознательно действующие субъекты, то присутствует обратная реакция со стороны изучаемого объекта, что существенным образом может искажать результаты невключенного наблюдения. Поэтому более адекватным, когда это возможно, в социологии, истории, социальной психологии считается включенное наблюдение. Включенное наблюде­ние осуществляется не извне по отношению к изучаемому объекту, а изнутри (малой или большой социальной группы). Различают активное и пассивное включенное наблюдение. При активном наблюдении исследователь инкогнито внедряется в интересующий его кол­лектив (религиозную общину, профессиональную группу, армейский коллектив), в качестве ничем не отличающегося члена коллектива. При таком включении обратная реакция со сто­роны объекта исследования исключена. Пассивная легальная включенность требует взаимо­понимания между субъектом и объектом, что не всегда возможно. Статистическое наблюде­ние носит опосредованный характер: исследователь обращается к официальным статистиче­ским справочникам, свидетельствам журналистики. Оставаясь в границах наблюдения не возможно изменить объект в интересующем направлении, регулировать условия и ход изу­чаемого процесса, воспроизводить его для завершенности наблюдения.

Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер. Если эксперимент в естественных науках может быть воспроизведен в разные исторические периоды, то соци­альный эксперимент, осуществляемый в конкретно-исторических условиях (в определенных производственных и политических формах, национальном и историческом контексте), не может быть воспроизведен с аналогичным результатом. Объект социального эксперимента (экспериментальная группа) обладает меньшей степенью изоляции от остающихся вне экс­перимента подобных объектов и всех воздействий данного социума в целом. Потому соци­альный эксперимент не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к "чистым условиям". Именно это является причиной неудач социальных экспериментов, ста­вившихся социалистами-утопистами (Ш. Фурье, Р. Оуэн). Проведение социального экспе­римента требует понимания, что во время его прохождения оказывается непосредственное влияние на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье людей, во­влеченных в эксперимент. Поэтому социальные эксперименты не проводятся для получения непосредственно теоретического знания.

Результат эмпирического уровня познавательной деятельности - это факты, которые представлены в определенную систему. Специфика исторических и социальных фактов в их неповторимости, уникальности, четких пространственно-временных координатах. Историк и обществовед реконструирует прошлое по данным, полученным в результате источнико-исдческого анализа. Сама эта реконструкция является проявлением его теоретических уста­новок.

Теоретический уровень методов социального познания составляют: исторический ме­тод, метод моделирования, метод исторических параллелей.

Исторический метод исследования заключается в таком подходе к изучению объекта, когда его рассматривают в конкретном многообразии исторически развивающимся и подчи­няющимся в этом развитии определенным закономерностям. Основой исторического метода является принцип историзма - принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных реалий в динамике их изменения, становления во времени, развития.

Достаточно широко в социальном познании применяется метод моделирования. В со­циальном познании применяют модели двух типов: материальные (реально-эмпирические, которые используют в научном познании конкретных процессов социальной действитель­ности), и идеальные (знаковые модели и модели образы). Примером реально->мпирических моделей используемых в социологических исследованиях являются выбо-



68

Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.,1998. С.382-383.

69


рочные совокупности, взятые в отношении генеральной совокупности (ко всему множест­ву социальных объектов). При моделировании ситуации в этих случаях обязательно вы­полняется требование - репрезентативности (адекватного воспроизведения структуры ге­неральной совокупности с точки зрения тех характеристик, которые изучаются в исследо­вании). Метод выделения выборочных совокупностей применяется в тех случаях, когда изучить непосредственное множество объектов не возможно (провести анкетирование на­селения миллионного города). Знаковые модели строятся с помощью формализованных средств - математические модели. В качестве модели-образа в социальных исследованиях рассматривается имеющийся исторический опыт, некоторые черты которого можно счи­тать типическими и способными реализоваться в других условиях. В модели и объекте ис­следования аналогия проводится не только общих закономерностей функционирования и развития, но и по механизму их осуществления. Причем в моделях учитываются не только общие закономерности, но и особенности присущие данной группе однородных явлений (например, модель буржуазных революций).

Модификацией метода аналогии в обществознании является метод исторических па­раллелей. Особенностью его является: во-первых, то, что при исследовании социальных процессов аналог может не существовать и может быть невоспроизводим, поэтому аналогом могут выступать знания о сходных прошлых событиях. Во-вторых, в историческом процессе нет полной повторяемости событий и явлений. В-третьих, исторические аналогии более ус­ловны, так как социальные события происходят в ходе сознательной деятельности людей, которая может считаться аналогичной деятельности происходившей в прошлом, только ус­ловно. События аналогичные происходящие в различном историко-культурном контексте, приводят к разному историческому результату. Поэтому использование метода историче­ских параллелей предполагает типизацию общественных явлений. В качестве компонента метода исторических параллелей можно рассматривать сравнительно-исторический метод. Сравнительно-исторический метод позволяет путем сравнения исторических явлений выяв­лять в них общее и особенное. Сравниваться могут как однотипные явления, так и разнотип­ные, для этого соответственно используются либо одна модель, либо разные модели.

Социальное познание одной из функций имеет прогнозирование социальных процес­сов, что осуществляется в процедуре социального предвидения. Социальное предвидение продуцирует вероятностное знание, степень достоверности которого зависит от ряда фак­торов. Во-первых, от отдаленности прогноза (степень достоверности убывает по мере от­даленности прогноза). Во-вторых, от того, насколько предвидение обосновано знанием со­ответствующих закономерностей. В-третьих, достоверность предвидения зависит от того, насколько оно системно, насколько учитывается сложность прогнозируемого состояния общества или его части.

III. Научное творчество и организация науки

Творчество в науке имеет определенную специфичность, понять, которую возможно, представив структуру креативного процесса. Творчество складывается из креативного от­ношения к действительности из креативного действия и из его результата. В теоретико-рефлексивных формах мировоззрения, прежде всего в науке креативное отношение начи­нается с сомнения, усомнения, как в верности решения частной проблемы, так и в возмож­ности эвристически действовать в рамках существующей парадигмы. Креативное отноше­ние имеет когнитивную и креативную задачи, причем обязательное наличие когнитивной задачи является отличительным свойством именно научного творчества.