Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с (стр. 29 из 45)

На уровне креативного действия его носителем является ученый, входящий в опреде­ленный научный коллектив (или иную социо-копштивную форму организации научного

70


сообщества). Так было не всегда - с середины XIX века появились научно-исследовательские лаборатории и институты. Сам факт появления этих организационных форм доказывает кумулятивный и коллективный характер научной деятельности, требую­щей соответствующих социально-психологических условий для реализации.

Творческая деятельность в науке является индивидуальной и автономной, но она все­гда социально детерминирована. В процессе профессионального общения, формального и неформального, непосредственного и опосредованного, происходит социализация ученого, то есть становление его как субъекта научной деятельности.

Субъект научной деятельности реализует свою креативность на трех взаимодействую­щих уровнях. На первом субъект выступает как индивид - исследователь, научный труд которого носит не обязательно совместный характер, но всегда является частью деятель­ности кооперации современников, использующей результаты труда предшественников. На втором уровне субъектом научной деятельности выступает научный коллектив, в который непосредственно входит субъект, являясь его частью, и научное сообщество. На этом уровне осуществляется интеграция познавательных усилий отдельных субъектов научной деятельности, которые действуют как "совокупный ученый" и используют соответствую­щие формы институализации - лаборатория, институт, академия. На третьем уровне субъ­ектом научного познания является общество в целом.

Креативный результат оценивается по шкале, включающей требование, позволяющие оценить содержательные (концептуальные) аспекты представляемой работы - оригиналь­ности, полезности, эвристичности, аргументированности, респектабельности, и формаль­ные (структурные особенности текста) аспекты - композиционную организацию, стили­стику речи, её лексико-фразеологические средства, а также соответствие выбранной фор­мы изложения идей существующей традиции.

3.1. Ученый и формирование креативного отношения

Проблема формирования креативного отношения в науке имеет междисциплинарный характер, так как соединяет вопросы психологии социологии знания и науковедения. Ма­териалом для раскрытия этой темы является рефлексия ученых по поводу своего творчест­ва и обстоятельств, предшествовавших научным открытиям в их дисциплинах. Некоторые ученые специально занимались этими вопросами - В. Оствальд, А. Пуанкаре и Я.Г. Вант-Гофф, который изучил около 200 биографий ученых. Исследования в этой области пока­зывают, что для того, что бы у ученого сформировался исследовательский интерес, прежде всего он сам должен "созреть" как ученый в психологическом и социальном смысле, войти в роль исследователя.

По биографиям ученых возможно восстановить вехи развития науки, а история науки — это рассказ об деятельности ученых и их связях. Наука "делается" учеными, сильно разли­чающимися между собой по силе ума, по "взносу" в её прогресс. Наука не создается "гор­стью гениев", потому что их открытия были бы не возможны без деятельности "синих во­ротничков" в науке. " Из века в век повторяется одно и то же историческое явление - толпа тружеников, с каждым разом все более многочисленная, стремиться разрабатывать откры­тые вновь пути в науке, немногие избранные открывают собой новые направления"72. Вели­кие ученые проявляют себя в те периоды развития науки. Когда созревают предпосылки для развития нового: " Наибольший успех в науке достигается, когда происходит пересечение кривой её развития. Имеющей внутренние импульсы, с биографией ученого, знающего луч­ше остальных, какой сейчас "час" в науке, какое решение должна получить проблема, от­крывающая в ней новые перспективы, гигантски расширяющая её горизонты. Ученый вы­ступает в роли реализатора тенденций науки, требований её собственного развития"73.

72 Сент-Илер И.Ж. Общая биология М, 1860.

73 Родный НИ. Ученый и наука //Ученые о науке и ее развитии М, 1971. С. 19.

71


По роли, которую ученый сыграл в истории науки и креативному вкладу в неё, ученых можно разделить на следующие группы Первая группа - ученые, которые были творцами нового способа мышления, осуществили революционный переворот в науке. Это очень немногочисленная группа, состоящая из ученых, создавших эпоху в науке (И. Ньютон, А. Эйнштейн, Ч. Дарвин). Вторая группа — это крупные ученые, создавшие творения не­преходящего значения, создатели фундаментальных теорий и принципов (А. Лавуазье, Д.И. Менделеев, Г. Гельмгольц, Э. Резерфорд). Работы этих ученых затрагивают фунда­ментальные принципы науки, в области которой протекает их деятельность, и оказывают огромное влияние на смежные науки. Третья группа - это ученые, которые сказали новое слово в науке соответствующего раздела фундаментальной науки (Г. Гесс, М. Боден-штейн) Четвертая группа - это крупные работники прикладных областей науки и техники.

В истории науки есть немало случаев, когда ученые подходили вплотную к открытию нового, но не могли сделать последнего и решающего шага. Так же известны случаи, когда открыв новое они не могли адекватно оценить результаты и сделать следовавшие из от­крытия вьшоды. Крупные творцы науки интересны тем, что открьш новое и сумев оценить значение своего открытия, они выражали научное мышление своей эпохи.

3.1.1. Психология научного творчества

В исследовании психологии научного творчества обычно выделяется несколько граней: процесс творчества, творческую личность, творческие способности, творческий климат.

Набор творческих способностей ученого включает: способность искать проблемы, способность к свертыванию мыслительных операций, способность к переносу опыта, цельность восприятия, готовность памяти, гибкость мышления, способность к оценке74. Из них складывается творческий потенциал ученого.

Способность искать проблемы это способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного. Эта "свежесть" взгляда не сводится к качеству имеющейся систе­мы профессиональных знаний, это определяется качеством мышления. Например, Ю.Майер, находясь на рейде в Сурабайе, пустил кровь нескольким матросам и, найдя ве­нозную кровь слишком светлой, сначала подумал, что задета артерия. Узнав, что это общее явление под тропиками, он нашел объяснение этого явления в сильном уменьшении окис­лительных процессов: при высокой внешней температуре организму для сохранения соб­ственной теплоты нужно незначительное горение . Такими рассуждениями Майер пришел к идее об эквивалентности теплоты и работы, а затем к закону о превращении энергии из одного вида в другой и сохранении полной энергии.

Увидеть проблему и оценить полученный результат является чрезвычайно важным. В истории науки достаточно много примеров того, как ученые "проходили мимо" сделанного открытия. Например, во Франции известный физиолог Э. Глей в 1905 году проводил опы­ты вводя масло в проток поджелудочной железы собак и тем самым вызывал её отверде­ние. Он отметил, что собаки не заболевают диабетом и что внутривенное введение экс­тракта из таких склеротичных желез уменьшает содержание сахара в крови у собак с уда­ленной поджелудочной железой. Эти результаты он изложил в частном сообщении кото­рое передал на хранение в запечатанном виде Парижскому биологическому обществу. Только после публикации Ф. Бантинга получившего инсулин из надпочечников и пока­завшего, что этим гормоном можно лечить не только экспериментально вызванный диабет, но и реальные случаи заболевания, Э. Глей согласился вскрыть конверт и стал настаивать на приоритете, что не было поддержано научным сообществом.

Способность к свертыванию мыслительных операций проявляется в свертывании длинной цепи рассуждения и замене их одной обобщающей операцией. Процесс свертыва-

74 Лук АН. Психология творчества. М, 1978. С. 6-38.

75 Лапшин ИИ. Философия изобретения и изобретение в философии. М., 1999. С 224.

72


пия мыслительных операций это частный случай проявления способности к замене не­скольких понятий одним, к использованию более емких в информационном отношении символов.

Способность к переносу опыта заключается в умении применить приобретенный на­вык при решении одной задачи к решению другой, то есть умение отделить "зерно" про­блемы от его неспецифического, что может быть перенесено в другие области. Это спо­собность к выработке обобщающих стратегий. Например, наблюдая за движениями кора-бельногодревоточца, прокладывающего себе путь в древесине, английский инженер М .Брюнель в 1818 г. пришел к технической идее строительства подводных туннелей. "Кессон Брюнеля" представляет собою металлический цилиндр, который продвигается вперед, подобно корабельному червю. Г. Шеффер (изобретатель древесной бумаги), гуляя в саду, обратил внимание на то, как работают осы над устройством гнезда. Осы употреб­ляли для устройства гнезда волокна лишенного коры и от действия атмосферы одряхлев­шего дерева, смачивая их выделяемой изо рта клейкой жидкостью, что после высыхания давало им вид листка бумаги. По его словам, без этого наблюдения он не додумался до идеи делать бумагу из дерева.