Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с (стр. 32 из 45)

Относительно "тривиальных" (по определению В. Гейзенберга) мотивов следует уточ­нить, что их влияние на научную деятельность является достаточно существенным. Сопер­ничество в науке, часто стимулирует и ускоряет исследовательскую деятельность. Насколь­ко соревнование может подхлестнуть исследование подробно рассказал Дж. Уотсон в книге "Двойная спираль"(1968) о своем с Ф. Криком соперничестве с Л. Полингом. Стремление приобрести материальные блага в науке определяет выбор преуспевающих наук. Н. Винер, анализируя состояние науки в 50 - 60-е годы, отметил, что перед войной, особен­но в период депрессии, доступ в науку был затруднен. К тем, кто хотел заниматься научной работой, предъявлялись высокие требования. Во время войны произошло два существенных изменения. Во-первых, обнаружился недостаток в людях способных осуществить все необ­ходимые для войны научные проекты. Во-вторых, поскольку их все равно необходимо было осуществлять, пришлось перестроить всю систему так, чтобы иметь возможность использо­вать людей с минимальной подготовкой, минимальными способностями и минимальной добросовестностью. Одновременно поднялся престиж науки и ученых, их положение в об­ществе, увеличилась оплата их труда. Сочетание этих двух факторов привело к падению нравов, начавшемуся тогда среди ученых и продолжающемуся до сих пор. Со времени вой­ны авантюристы, становившиеся раньше биржевыми маклерами или светочами страхового бизнеса, буквально наводнили науку86. При всем негативизме оценки материальной заинте­ресованности при выборе научной специализации представителями научного сообщества, значимость этого мотива определяется реалиями существования современной науки. В ко­торой только отдельные, как правило, прикладные направления пользуются поддержкой го­сударства и финансируются научными фондами, что не только сказывается на более худшем материальном вознаграждении представителей других дисциплин, но и отсутствии соответ­ствующей материальной базы для проведения исследования.

Творческие способности определяют поведенческие особенности творческой лично­сти ученого. Существует взгляд, согласно которому творческие способности сочетаются с

84 Психиатр В. Шпильмейер на первых порах расценил психоанализ как "умственную мастурба­
цию". В 1910 г. одно лишь упоминание теории 3. Фрейда оказалось достаточным, чтобы председа­
тельствовавший на медицинском конгрессе в Гамбурге профессор В. Вейгандт, ударил по столу, и
заявил: "Это не тема научной дискуссии, этим должна заниматься полиция" (Селье Г. От мечты к
открытию: как стать ученым" М, 1987. С. 187).

85 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 231.

86 Винер Н Я - математик. М., 1964. С. 260.

78


психопатологическими чертами. Но, с другой стороны, полагают, что творческие задатки в какой-то мере присущи каждому человеку, и лишь реализация творческого потенциала, делает человека психически нормальным. В XIX веке венский хирург А. Бильрот пришел к выводу, что психологически нормальный человек эмоционален в любом виде деятельно­сти, в любую работу он вкладывает живое чувство. Поэтому вполне естественно, что чрез­мерные интеллектуальные напряжения могут вызывать и определенные психологические или поведенческие расстройства или просто дурное расположение духа, которые после разрешения проблемы и отдыха не как не сказываются на личности ученого8 . Особен­ность творческой активности состоит в её циклических подъемах сменяющихся периодами регресса, что, тем не менее, не дает основания сравнивать её состояниями циклических де­прессий, не только потому, что они не имеют четкой периодичности, а именно потому, что периоды возбуждения и торможения являются основанием любой нервно-физиологической деятельности человека. На самом деле, в истории науки довольно слож­но наши примеры психопатологических отклонений в поведении ученых.

Одаренные люди обычно обладают высоким интеллектом. Но прямой зависимости ме­жду интеллектом и талантом нет. Есть "пороговый уровень интеллекта" равный 120 IQ, ниже него творческие способности не могут быть реализованы. Интеллектуальность про-икляется в готовности к риску - способности высказать вслух то, что противоречит сло­жившейся системе знаний. Это способность выходить за рамки привычного. Это в свою очередь связано с импульсивностью, независимостью и критичностью, которые очень час-i о приводят к тому, что выдающиеся люди в школе успевали не по всем дисциплинам и не i-читались первыми учениками, да и потом эти качества значительно осложняют им жизнь и отношения с руководством и коллегами. П.Л. Капица после ареста Л.Д. Ландау написал письмо ИВ. Сталину, в котором есть следующие строки: " Сегодня утром арестовали на-\чного сотрудника института Л.Д. Ландау. Несмотря на свои 29 лет, он вместе с Фоком -i iMi.ie крупные физики-теоретики у нас в Союзе ... я очень прошу Вас, ввиду его исклю-чшельной талантливости, дать соответствующие указания, чтобы к его делу отнеслись очень внимательно. Также, мне кажется, следует учесть характер Ландау, который, попро-i i\ говоря, скверный. Он задира и забияка, любит искать у других ошибки, и когда нахо-|||i их, в особенности у важных старцев, вроде наших академиков, то начинает непочти-U п.но дерзить. Этим он нажил много врагов"88.

Склонность к "игре" - ещё одна особенность одаренного человека. Он ценит юмор и mil приимчив к смешному. Чувство юмора сочетается с раскованностью мышления, легко-i ii.ni ассоциирования, безбоязненной "игрой идеями". Внутренняя раскрепощенность — за-ю1 творчества. Имеется множество рассказов из серии "ученые шутят", в которых вполне пгюливо проступает оригинальность их характеров.

И научном творчестве большое значение имеют интуиция и воображение. Луи де l.pniiui. в своей концепции научного творчества (в которой он соотносит дедуктивный путь hi i кдования, представляющий прерогативу дискурсивного мышления, и индуктивный, . pi я 1.ШНЫЙ с "работой" воображения и интуиции) подчеркивал, что нельзя недооценивать 1«| п. интуиции и воображения в научном исследовании. "Разрывая с помощью иррацио-

i 1> 1&bsol;мер вспоминал о М. Борне, что общение с ним бывало разным - не всегда легким. Все 1Ч'|ц> от настроения Борна, которое проявлялась мгновенно. Если он приветствовал Румера: гп I ;ig. Doctor", было ясно — настроение плохое. Это значит: день сидел, марал бумагу, комкал <н-ал в корзину, ничего не выходило. Не выйдет и разговор о науке. Можно прощаться и идти и.и |. дальше самому. Если приветствие было. " Guten Tag, Rumer", - это означало, что настрое­но ivHiie. Значит, появился просвет и есть предмет для разговора, но не о вашей науке, а о том, мшшается в данный момент сам Борн. А бывало и такое: " Liebe Rumer! " - это означало, что с нес идет, все ладится, сейчас он отложит на некоторое время бумаги, и вы можете спокойно ■ ли. свои собственные проблемы. (Кемоклидзе М. Шла нормальная работа физиков //Пути в .п-мое М, 1990. С. 26)

и пи Кемоклидзе М. Шла нормальная работа физиков //Пути в незнаемое. М, 1990. С. 45.

79


нальных скачков жесткий круг, в который нас заключает дедуктивное рассуждение, ин­дукция, основанная на воображении и интуиции, позволяет осуществить великие завоева­ния мысли; она лежит в основе всех истинных достижений науки. Таким образом (порази­тельное противоречие), наука, по своему существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных, внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от оков строго рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием" 9. Ученые достаточно часто подчеркивают, что постановка проблемы, решение её или способ, с по­мощью которого её можно решить приходит неожиданно — во сне, во время прогулки или в гостях, то есть не собственно в момент размышления, а как бы случайно. В биографиях всех великих людей есть подобные рассказы, как история А. Пуанкаре; " Перипетии путе­шествия заставили меня забыть о своих математических работах; по прибытии в Куганс мы сели в омнибус для какой-то прогулки; в момент, когда я ступал на подножку экипажа, у меня вдруг явилась идея, которая, по-видимому, не была подготовлена ни одной из предшествующих мыслей, что преобразования, к которым я прибегал, чтобы определить фуксовые функции, тождественны с преобразованиями неэвклидовой геометрии. Я не сде­лал проверки; у меня не было для этого времени, потому что я, сев в омнибус, тотчас же принял участие в общем разговоре, но в этот момент я уже был вполне уверен в правиль­ности моей идеи. По возвращении в Канн я проверил вывод, продумав его спокойно, для