Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с (стр. 33 из 45)

очистки совести"90.

Французский физиолог Ш. Рише, плавая на яхте принца Монако, вводил собакам экс­тракт из щупальцев актинии, определяя токсичную дозу. Однажды при повторном введении собаке этого экстракта, он заметил, что очень маленькая доза приводит к летальному исходу. Этот результат был настолько неожиданным, что Ш. Рише решил, что сделал что - то не так. Но последующие эксперименты показали, что предварительное действие этого экстракта вызывает повышение чувствительности к нему, или сенсибилизацию. Он неожиданно понял, что открыл явление анафилаксии, о возможности которого никогда бы не подумал91.

Условием таких озарений является организованность творческой памяти, комбинаци­онная деятельность воображения при обработке материала, связанная с быстротой смены образов, направленность сознания в известную сторону. К.Ф. Гаусс говорил так: " Я знаю, какие получу результаты, но не знаю, как к ним приду".

Наиболее характерными чертами научной интуиции являются следующие92. Принципи­альная невозможность получения искомого результата посредством чувственного познания окружающего мира. Принципиальная невозможность получения искомого результата по­средством прямого логического вывода. Безотчетная уверенность в абсолютной истинности результата (это никоим образом не снимает необходимости дальнейшей логической обра­ботки и экспериментальной проверки). Внезапность и неожиданность полученного резуль­тата. Непосредственная очевидность результата. Неосознанность механизмов творческого акта, путей и методов, приведших ученого от начальной постановки проблемы к готовому результату. Необычайная легкость, невероятная простата и скорость пройденного пути от исходных посылок к открытию. Ярко выраженное чувство самоудовлетворения от осущест­вления процесса интуиции и глубокого удовлетворения от полученного результата.

Интуиция не только "поставляет" готовое решение в сознание; интуиция включает в себя, казалось бы, сверхъестественную способность предвидеть, что данный ряд явлений и идей имеет важное значение. Уверенность в этом проявляется задолго до того, как удается выяснить, в чем именно состоит это значение ("стратегическая интуиция"). Историки нау­ки полагают, что Э. Резерфорду в высочайшей степени была присуща стратегическая ин-


|уиция. Он вполне искренне недоумевал, почему другие физики не видят, что надо обра­титься к изучению атомного ядра, что именно на этом пути в ближайшее время можно сделать множество интересных открытий.

Вопрос о соотношении интуиции и воображения, с одной стороны, и дискурсивного мышления - с другой, тесно связан с общим характером развития науки. Каждая наука по­следовательно проходит две сменяющих друг друга фазы: фазу интенсивного развития, когда новая теория (в пределе - новый способ мышления), и фазу экстенсивного развития, когда эволюция науки происходит под знаком уточнения, разветвления существующей i серии, использования возможностей, заложенных в ней. Создание новой теории осущест-нляется в результате огромного взлета творческой мысли93. Создание нового означает "разрыв", преодоление старых представлений. Эту акцию совершает не коллектив ученых, а один или максимум, три - четыре ученых. После полученного в результате интуитивного «парения результата встает проблема реконструкции, производимой "задним" числом, в ходе которой выявляются скрытые до этого логические переходы, содержащиеся латентно || интуитивном акте. Интуиция "материализовавшаяся" в новой теории, открытии превос­ходит силу воображения большинства ученых, поэтому требуется время, чтобы теория стала общепринимаемой.

Очевидно, что творческие способности личности имеют определяющее влияние на её 1 норческую деятельность. Механизм творческого процесса интимен и не реконструируем до конца. Канадский эндокринолог, автор учения о стрессе, Г. Селье выделяет в творче­ском процессе семь этапов: любовь, или желание (первое условие научного открытия -живая заинтересованность, энтузиазм, влечение к познанию), оплодотворение (приобрете­ние конкретных фактов в ходе эксперимента и наблюдения), беременность (вынашивание идеи, причем вначале она может даже не осознаваться), болезненные предродовые схватки (когда идея созрела, ученый чувствует дискомфорт, своеобразное "чувство близости реше­ния"), роды (рождение идем, которое сопровождается чувством радости), осмотр и освиде-|сльствование (логическая и экспериментальная проверка идеи), жизнь (самостоятельное существование идеи). Но какими бы не представлялись этапы сущность творческого про­цесса одинакова для всех. Разница — лишь в конкретном материале творчества, масштабах юстижений и их общественной значимости.

3. 1.2. Типы субъектов научной деятельности

Существуют различные типологизации ученых, в зависимости от типа личности, об-рача мышления, от того какую роль выполняет ученый в исследовательском коллективе.

11режде чем предложить типологизации субъектов научной деятельности по "содержа-ic и.ным" критериям, отметим, что возможна типологизация по "формальному" критерию -ш > фастному. Взаимосвязь творчестпва и возраста является одной из существенных проблем и 1&bsol;чения научного творчества. Анализ этого вопроса ведется как минимум по двум направ-1смиям — оценке "вступления в науку" (написание диссертационного исследования и первая публикация) и сохранение "активности" (оценка производится по числу публикаций). В ре-<&bsol; м.тате исследования 4000 ученых, возраст которых был точно установлен во время вы­полнения их главной работы, К. Адаме установил, что свою лучшую работу выполнили в hi i ipacre до 30 лет - 9%, в возрасте 40 лет и старше - 50 %. Период расцвета математиков -> 7 лет, химиков — 38, физиков — 40 лет, инженеров — 43 года, ботаников — 46 лет94.

Рано начинают творческую деятельность математики. Например, Э. Галуа (1811 - 1832) ■ "'дал теорию алгебраических уравнений, когда ему было 16 лет. В 19 лет он опубликовал работу, которая стала классической и был признан одним из математических гениев всех црсмен. В области естественных и гуманитарных наук как правило так рано не начинают,



9 Луи де Бройль. По тропам науки. М, 1962. С. 296.

0 Цит. по: Лапшин ИИ. Философия изобретения и изобретение в философии. М., 1999 С. 222.

1 Селье Г. От мечты к открытию: как стать ученым М , 1987. С. 148.

' Ирина В Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции М, 1978. С 131.

80


1'одный И.И. Проблемы научного творчества и организация науки в трудах естествоиспытателей ()черки истории и теории развития науки. М, 1969. С. 157. " Мирская Е.З. Ученый и современная наука. Р. н/Д., 1971. С. 29.

81


так как в них необходимы опыт и эрудиция. До двадцати пяти лет было Ф. Бантингу, кото­рый открыл инсулин, П. Лаэннеку изобретшему аукультацию, Г. Гельмголыгу установив­шему ферментативное действие дрожжей, П. Лангергансу открывшему панкреатические островки вырабатывающие инсулин.

Для различных специальностей имеется значительный разброс зависимости творческой продуктивности и возраста. При анализе около 900 Европейских и североамериканских ученых с 1300 года, которых разделили на две группы: А — наиболее выдающиеся, Б — ме­нее выдающиеся, получилась следующая картина 5.

Возраст "старта" варьируется в различных профессиональных группах: раньше всех стартуют математики (23 года), позже всех философы и биологи (32-35 лет). Спад продук­тивности в среднем, пожилом и старческом возрасте в группе наиболее выдающихся деяте­лей науки наблюдается только у 28,8 %, тогда как в группе менее выдающихся - у 68,6 %. В выборке А спад наиболее выражен у представителей точных наук (33,7 %) и слабо у гумани­тариев (15,7 %). Окончание периода оптимальной продуктивности (создание последней зна­чительной работы) также варьируется: от 47 лет у инженеров до 69 лет у геологов. В выбор­ке А период оптимальной продуктивности наиболее длителен у рано стартовавших (до 30 лет); у стартовавших в среднем (от 30 до 40лет) и позднем возрасте (от 40 до 50) оптималь­ный период соответственно укорачивается в среднем на 15 и 25 лет. Однако эта закономер­ность слабо выражена в выборке Б: здесь у стартовавших позже (от 40 до 50 лет) оптималь­ный период лишь на 2-5 лет короче, чем у рано стартовавших. Следовательно, "профессио­нальное старение" у более значительных ученых зависит в большей мере от календарного возраста, а у менее значительных - от времени начала производительной работы.

Частота спада — ослабления или прекращения творческой деятельности у гуманитариев (в группе А - 15,7 %) меньше чем у представителей точных наук (в группе А - 33,7 %). В ходе исторического развития срок наибольшей продуктивности ученых переместился на более ранние сроки жизни - так, средний возраст начала профессиональной деятельности до 1850 года - 36 лет, после сместился на 2 года. Это сочетается с тенденцией увеличения сроков продуктивного труда. Отмечается увеличение продуктивности труда на пятом де­сятилетии жизни (вторая кульминация). В рассматриваемой выборке этот процесс наблю­дался у 15 % ученых. Не подтверждается факт о значительной снижении продуктивной ак­тивности у крупных ученых в последние годы жизни (феноменальной активностью отли­чались в последний период жизни Ж. Лагранж, Г. Минковский, Дж. Нейман). Выдающие представители науки во второй половине жизни демонстрируют расширение круга науч­ных интересов, что связано с лидирующим положением в организованных ими научных школах (87 %). Менее выдающиеся ученые действительно не только теряют продуктив­ность труда, но и суживается круг их научных интересов (сохраняется только у 12 %).