Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с (стр. 4 из 45)

Паранаука - предположения о существовании и механизме паронормальных явлений (телепатия, ясновидение, психокинез). Псевдонаука - повествование о загадочных явлени­ях, лишенное критической рефлексии (истории о древних астронавтах, снежном человеке, чудовище из озера Лох-Несс). Девиантная наука - знания о явлениях, которые не вписы­ваются в данный момент в господствующую картину мира, которое с течением времени может стать научным знанием. Отличительной особенностью девиантного знания является то, что им занимаются, как правило, люди, имеющие научную подготовку, но по тем или иным причинам выбирающие весьма расходящиеся с общепринятыми представлениями ме­тоды и объекты исследования. Представители девиантного знания работают, как правило, в одиночестве либо небольшими группами. Результаты их деятельности, равно как и само на­правление, обладают довольно-таки кратковременным периодом существования. "Народная" наука - обыденное, несистематизированное знание (включает здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт).



I. Наука как объект философско-методологического

анализа

1.1. Концепции исследования развития науки

В философии науки сосуществует три основные модели исторических реконструкций науки: история науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс; исто­рия науки как развитие через научные революции; история науки как совокупность инди­видуальных, частных ситуаций (case study). Кумулятивистская модель исторического раз­вития науки связана с позитивистской философией, и вместе с трансформацией последней в середине XX века, видоизменилась, превратившись в модель научных революций. С раз­витием социологии научного знания доминирующее положение в науковедении приобрели исследования исходящие из программы "case 5пк1у"(ситуационных исследований).

1.1.1. История философии науки

Философия науки как раздел философии сложилась ко второй половине XX века10. Но проблематика философии науки была сформулирована за столетие до этого в работах Дж. Милля, О. Конта, Г. Спенсера, У. Уэвелла, которые поставили задачу привести научно-познавательную деятельность в соответствии с определенным методологическим идеалом. | Предмет философии науки составляют общие закономерности и тенденции научного по­знания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Близ­ким к философии науки являются такие дисциплины как социология науки, науковедение и наукометрия.

Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института с социаль­ной структурой общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах, взаи­модействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых, динамику их групповых взаимодействий, а также конкретные социокультурные условия развития науки в раз­личных типах общественного устройства

Науковедение изучает общие закономерности развития и функционирования науки, оно, как правило, тяготеет исключительно к описательному характеру. Науковедение как специальная дисциплина сложилось к 60-м гг. XX в. В самом общем смысле науковедческие исследования можно определять как разработку теоретических основ политического и государственного регу­лирования науки, выработку рекомендаций по повышению эффективности научной деятельно­сти, принципов организации, планирования и управления научным исследованием.

Область статистического изучения динамики информационных массивов науки, потоков научной информации оформилась под названием "наукометрия". Восходящая к трудам Д. Прайса и его школы, наукометрия представляет собой применение методов математиче­ской статистики к анализу потока научных публикаций, ссылочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат.

Эволюция проблематики философии науки по периодам выглядит следующим обра-• зом. В первой трети XX века ученые-естественники, которые сами стояли у истоков науч­ной революции в физике (квантовой механики), Э. Мах, А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, Н. Бор осмысливали этот процесс и особенности научного познания.

< Во второй трети XX века представители неопозитивизма (М. Шлик, Р. Карнап, А. Тар-ский) сконцентрировались на проблеме анализа языка науки и демаркации научного и не­научного знания, логики научного исследования (К. Поппер).



9 Юревич А. В., Цапенко И П. Функциональный кризис науки //Вопросы философии. 1998. №1. С26.

10


10 Касавин ИТ.Пружинин Б.И. Философия науки // Современная западная философия: Словарь. М, 1991. С 335-339.

11


В 60-е гг. XX века в связи с разочарованием в перспективности",*' нормативистской ло-гико-методологическойЛпрограммы неопозитивистов распространяется идея релятивно­сти норм научно-познавательной деятельности (М. Полами, С. Тулмин, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд). От проблем структуры научного знания методологический анализ сме­щается к проблемам его роста, возникают и критикуются кумулятивистские, эволюциони­стские модели развития науки. Возникает тенденция к историзации философии науки, что в свою очередь приводит к обсуждению вопросов о соотношении науки и иных форм зна­ния, о социальной детерминации научного знания, о науке как виде деятельности и факто­ре развития общества.

р Получает распространение рассмотрение науки как социального института, с социаль­ной структурой и социокультурной обусловленностью знания, которые детерминируют поведение ученых в различных социальных системах. Р. Мертон, представляя науку как социальный институт, то есть как специфическую систему норм и ценностей, выделил универсальные нормы, которые выполняют функцию императивов, задают ориентацию членов научного сообщества (универсализм, коллективизм, бескорыстность, организован­ный скептицизм). Под влиянием критиков Р. Мертон, С. Коул, Н. Строрер обращаются к анализу реальной деятельности ученых, реализующих универсальные нормы этоса науки, изучению конкретных стандартов поведения, обусловленных консенсусом между различ­ными представителями исследовательских групп.

Идея, социологического объяснения норм науки и форм поведения ученых, Д.Блуром, Б. Барнсом и М. Малкеем распространяется и на содержание научного знания в любых формах. Ими подчеркивается важная роль интересов в конструировании знания. В резуль­тате деятельность ученых представляется как конструирование различных объяснений ре­альности, для чего они используют имеющиеся в обществе языковые, символические и Р культурные ресурсы. Научному знанию отказывается в праве иметь самостоятельный эпи­стемологический статус, так как оно включено в культуру и открыто для различных соци­альных и политических влияний.

В развитии философии науки в России, возможно, выделить, достаточно приблизи-

тельно, пять периодов". Первый - "подготовительный", с 70-х rr.XIX века по первую чет­верть XX века. В это время представители естественных и гуманитарных наук работали над их философскими и методологическими проблемами. Философией социальных наук занимались - С.Л.Франк, Б.А. Кистяковский, Г.Г. Шлет, методологией истории -А.С. Лаппо-Данилевский, НИ. Кареев, методологией физики - НА. Умов, философией математики - Д.Д. Мордухай-Болотовский, Н.В. Бугаев, В.Ф. Каган, биологии - А.Г. Гуре-вич. На основе этих конкретных методолого истоторических исследований были предложены концепции научного знания В.ИГВернадского~Х191)2 г. В.И. Вернадский опубликовал статью "О научном мировоззрении", в которой в центр историографической программы поместил исследование не истории отдельных дисциплин, теории, эксперимента, а разви- тие естествознания под углом зрения научного мироваззрения1, которое стало занимать ведущее положение в современном обществе) и А.А. Богданова, который создал тектологию - науку о принципах и организации систем, где методология рассматривалась как частный случай организации. В этих исследованиях создавался позитивный образ науки в общест­венном сознании, что было одним из импульсов развития науки в России. Социально-политические процессы, начавшиеся в 1917 г. привели к изменению характера обществен­ной жизни, её политизации, что сказалось и на бытии научного сообщества, и повлияло на рефлексию, направленную на изучение научного знания.

Второй период - "идеологический", с 1917 по 60-е годы XX века. Его отличает, то, что в это время наряду с разработкой собственно проблем из области философии науки, нау-

11 Огурцов А.П. Философия науки в России // Эпистемология и философия науки 2004 № 1 С.95-113.

12


коведения12, под влиянием идеологических компаний против механицизма (1928 - 1929), против генетики (1948), против квантовой химии (1949), против кибернетики (1950) имели место тенденциозные, псевдонаучные "исследования" по истории дисциплин, связанных с этими новыми научными направлениями. В 1923 г. В.И. Вернадским была создана Комис­сия по истории науки, её деятельность способствовала утверждению естественноисториче-ского подхода к науке и формированию на его основе новой науки — науковедения. Науко­ведение объединило общую теорию научного познания с социологией науки, что позволи­ло совместить исследование природы науки и её социального назначения. В это время ве­дутся не только исследования научного сообщества с помощью статистических методов (П.И, Вальденом, Ю.А. Филипченко, М.Я. Лапиров-Скобло, И.С. Тайцлиным), но в науч­ном сообществе на уровне личного общения, которое мало имело продолжения в опубли­кованных работах, обсуждаются философские вопросы естествознания (А.А. Любищевым, В.Н. Беклемишевым, СИ. Вавиловым, А.Ф. Иоффе).