Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с (стр. 44 из 45)

Достаточно оригинальный (но сложно сказать, что эффективный) способ вылавливать парадоксальные идеи практикуется американским журналом «Физическое обозрение». Обычно он печатает сообщения, в которых ниспровергаются основы науки. Большинство статей, направляемых в журнал, отвергается редакцией не потому, что их нельзя понять, а потому именно, что их можно понять. Редакция журнала исходит из того, что великое от­крытие, когда оно едва появляется, возникает в запутанной и бессвязной форме. Самому

'" Сухотин А К. Парадоксы науки. М., 1980.

105


первооткрывателю оно понятно лишь отчасти, а для всех остальных оно остается совер­шенно непонятным. Поэтому любое оригинальное построение кажется поначалу безум­ным, не имеющим никаких надежд на успех. Академик ПК. Анохин, в связи с проблемой непонятности научному сообществу новых открытий, полагал, что если работа не являет­ся совершенно абсурдной, ее можно обнародовать.

3.3.2. Система вознаграждения в научном сообществе

Очевидно, что в составе научного сообщества существует, выбранная на основе действия определенного механизма, элита. Существуют методики, которые указывают на ряд необхо­димых атрибутов и признаков при решении вопроса об отнесении того или иного предста­вителя научного сообщества к его элите. В качестве таковых предлагаются следующие по­казатели:

- избрание конкретного ученого действительным членом, членом-корреспондентом, по­
четным членом академий, научных учреждений и обществ;

- присуждение премий и медалей за научную деятельность;

- включение биографических справок о них в специальные биографические справочники и
энциклопедии;

- участие ученых в работе редакционных коллегий, изданий с высоким научным цензом;

- высокий индекс цитирования публикаций ученого членами мирового научного сообще­
ства.

В науке действует так называемый "эффект Матфея", при котором уже признанные уче­ные получают новые поощрения (премии, награды, цитирование) значительно легче своих пока еще не признанных коллег.

Внутри профессии существует система вознаграждения, выступающая дополнитель­ным стимулом для специалиста и обеспечивающая высокую мотивацию относительно про­фессиональной карьеры (мотивы подразделяются на две группы: удовлетворение личной амбициозности или стремления к лидерству, и общественно-значимые мотивы - желание упрочить и популяризировать представляемую дисциплину, получить гранты на проведение исследовагельских работ). Механизм научного признания отвечаег за здоровье научного со­общества. Заслуги членов научного сообщества находят признание в накоплении его про­фессионального статуса. О желании научного признания как основного вознаграждения пи­сали многие ученые. М.Планк по этому поводу сказал так: " реальный мир в абсолютном смысле не зависит от отдельных личностей и даже от всего человеческого мышления, и по­этому любое открытие, сделанное отдельным человеком, приобретает всеобщее значение. Это дает исследователю, работающему в тихом уединении над своей проблемой уверен­ность в том, что каждый найденный им результат получит прямое признание у всех компе­тентных людей. Сознание значимости своей работы является счастьем для исследователя. Оно является полноценной наградой за те различные жертвы, которые он постоянно при­носит в повседневной жизни" . Более импульсивно высказался на эту тему Г. Селье: " Я крайне редко встречал ученых, если встречал вообще, которые не были бы заинтересованы в одобрении своих коллег и не были бы обеспокоены тем, получат они приоритет на свои открытия или нет. Редко кто берет в руки книгу или статью по своей тематике из желания немедленно увидеть в перечне литературы или авторском индексе свое имя. Почему же многие так ужасно стыдятся этого чувства?"122.

Признание отражается в способности ученого определять деятельность научного со­общества в данный момент, то есть его актуальной заметностью. Институты дисциплинар­ной коммуникации обеспечивают возможность оперативно доводить этот показатель до научного сообщества. Результатом признания этой деятельности являются: расширение возможности получать исследовательские субсидии или гранты; приток аспирантов (они приносят плату за обучение или фанты университету); приглашение к участию в пре­стижных проектах. Тем самым поощряется работа на научное сообщество.

1 Цит. по: Селье Г. От мечты к открытию. М , 1987. С. 86.

2 Там же, С. 87.

106


Одной из главных форм вознаграждения участника научного сообщества является ин­формация. Статус официального рецензента журнала дает доступ к рукописям статей, со­держание которых станет известно сообществу лишь через несколько лет. Членство в ред­коллегии журнала не только расширяет возможности, но и позволяет оказывать влияние на политику внутри соответствующей области исследований. Участие в экспертных ко­миссиях и советах фондов и финансирующих агентств знакомит эксперта с исследования­ми, которые еще только предполагается проводить, то есть с прогнозом развития его на­правления работы. И чем более успешно работает ученый, тем больше информационных преимуществ он получает от научного сообщества. Наряду со статусным доступом к ин­формации успешно работающий ученый попадает и в круг элитной коммуникации. Обра­щаясь в этом кругу с корифеями, он может быстро узнать о проблеме или добиться макси­мально квалифицированного обсуждения собственной проблемы практически немедленно. Но кроме несомненных плюсов, связанных с приобретением признания в науке, суще­ствует ряд психологических и социальных проблем. А. Эйнштейн как-то заметил, что "Из всех ученых, которых я знал, одна только мадам Кюри осталась неиспорченной успехом". По-мнению Г. Селье, гораздо больше людей могут противостоять неудачам, чем выдер­жать испытание успехом и не превратиться в символ самодовольного авторитета или "доб­рого" покровителя тех, кого обошла слава. Психологические проблемы, возникающие по­сле получения признания, связаны с возникновением чувства опустошенности после окон­чания трудной работы ("меланхолия завершения"), кроме того, происходит приспособле­ние к определенному типу работы, а она независимо от степени оригинальности стано­виться рутинной. Ученый, долгое время работавший над определенной проблемой и вставший пред проблемой поиска новой исследовательской цели, оказывается плохо готов для восприятия чего-то нового - возникает психологическая установка, что нет ничего достойного внимания по значимости в сравнении с решенной им проблемой.

Социально детерминированные препятствия творчеству возникают в связи с возрас­тающим профессиональным статусом ученого и увеличением "спроса" на его присутствие в коммуникативной и институционально-образующей деятельности в научном сообществе. Становясь руководителем научных учреждений, участвуя в деятельности экспертных ко­миссий и научных редакций, получая корреспонденцию и участвуя в различных общест­венных и научных конференциях и церемониях, ученый имеет все меньше времени, что бы заниматься собственно научной деятельностью. Необходимость поддерживать имидж нау­ки и своей дисциплины, заставляет участвовать ученого в различных программах телеви­дения и давать интервью прессе, часто по вопросам, не имеющим отношения к его профес­сиональной деятельности, что связано не только с тратой времени, но и определенными моральными проблемами - превращением знаменитости в оракула. В этом случае следует вспомнить пример А. Эйнштейна, который старался отвечать всем своим корреспонден­там, что отнимала у него не мало времени, но и развлекало. В 1946 году он получил пись­мо из школы-интерната в Кейптауне: "Мне бы следовало давно написать Вам, если бы только знать, что Вы еще живы. Я историей не очень интересуюсь, и мне казалось. Что вы жили в восемнадцатом веке или что-то в этом роде. Для меня перепутались Вы и сэр Айзек Ньютон". Эйнштейн ответил "Дорогой Спасибо тебе за письмо. Приношу извинения за то, что еще жив. Впрочем, это поправимо. Изогнутое пространство пусть тебя не тревожит. Позже ты поймешь, что для пространства легче всего быть искривленным"123. Но его тяго­тила все, что было связано с "издержками" его известности. Когда в Берне в 1955 году бы­ла запланирована научная конференция, по случаю 50-й годовщины теории относительно­сти, и Эйнштейн был приглашен в качестве почетного гостя, он ответил: " Старость и бо­лезни не позволяют мне участвовать в таких чествованиях, и должен признаться, что эта дарованная свыше вольность приносит чувство облегчения. Мне всегда было неприятно все, связанное с культом личности"124.

123 Цит. по: Дкжас Э., Хофман Б Альберт Эйнштейн как человек // Вопросы философии. - 1991.
№1.-С. 97.

124 Там же, С. 95.

107


2, 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12, 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21.

Принимая участие в организации механизма воспроизводства научного сообщества ученый тратит время не только на созданную им научную школу, институт, но на рецензи­рование работ молодых ученых, которые ему не интересны, но являются аспирантами его коллег, участвует в комиссиях по распределению премий, степеней и грантов.