Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с (стр. 5 из 45)

Третий период - "логико-гносеологический", начинается с 60-х годов и продолжается до середины 70-х годов XX века. Одно напщщделие исследует историю науки как эволю­цию идей, понятий, теорий. Причем акцент делается на инвариантных структурах мысли (B.C. Готт, П.В. Копнин, Э.М. Чудинов, В.А. Штофф). Дру£о^тп£авление исследует структуру и логику научного знания, отвлекаясь от социальных, психологических и других связей (Д.П. Горский, Б.С. Грязнов, В.А. Смирнов).

Четвертый — "социально-гносеологический", начинается с начала 70-х и длится до 90-х годов XX века. В это время оформились два подхода к исследованию науки. Логико-эпистемологический подход концентрируется на изучении языка науки, структуры науч­ной теории, диалектики содержательного и формального в научном знании, методологии научного познания (Л.Б. Баженов, В.И. Кураев, MB. Попович, Г.И. Рузавин). Социально-гносеологический подход раскрывающей влияние социальных факторов на историю науки, на систему организации научных институтов, ориентирует на исследование структуры на­учного мышления. В Минске возникла школа методологии науки, основанная на идеях В С.Степина. В центре этих исследований были проблемы генезиса теоретического знания в рамках взаимодействия научной картины мира, теоретических схем, формального (в том числе математического) аппарата и практических и идеальных операций. Идеи В.С.Степина повлияли на исследование проблем методологии науки многими отечествен­ными философами, работавших в других регионах страны, в том числе в Москве.

Важную роль в разработке проблем методологии науки играли в эти годы системно-структурные исследования (ИВ. Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин и др.). В контексте ттихТйследованйи^далось изучать такие проблемы, как системность, целостность, орга-низация, структура и др., структурный поход к анализу изменений (А.А.Малиновский, Ю.А. Урманцев, ЮА. Шрейдер, А.И. Уёмов и др.). К разработке тематики логики и мето­дологии науки и философских проблем естествознания непосредственно примыкали фило-софско-метцдологические проблемы истории естествознания, исследовавшиеся в основ­ном в Институте истории естествознания и техники РАН. Объектами изучения были во­просы логики истории науки, взаимодействия истории науки и истории философии, науч­ные революции, проблемы дифференциации и интеграции наук, преемственности и пре­рывности в их развитии (Б.М. Кедров, П.П. Гайденко А.П .Огурцов, Б.Г. Юдин, Н.И. Род-

12 Г.А. Грузинцев в 1927 г. опубликовал работу "Очерки по теории науки". В ней он охарактеризо­вал ведущую тенденцию современной научной мысли, которая заключается в смене прежних регу­лятивных принципов (класса, свойства, понятия) новыми принципами (системности, отношения, символа). Он вводит понятие научной деятельности и подчеркивает, что всякая научная работа сводится к постановке и решению научных проблем и к приданию их решению приемлемой фор­мы. Наука представляет собой познавательную систему в действии. Изучение различных типов познавательных систем является предметом теории науки, или науки о науке. Задача теории науки состоит в решении проблем обоснования научного знания

13


ный, ВС. Черняк, В.Л. Рабинович, А.В. Ахутин, В.П. Визгин, Л.А. Маркова, НИ. Кузне­цова, И.И. Мочалов и др.).

у Пятый - "социо-культурный", начинается в 90-е годы XX века и продолжается и сейчас. Основная тематика исследований этого времени связана с изучением организационных форм в научном сообществе, психологии науки, взаимодействия когнитивных идеалов" и норм научного исследования и соцйо-культурных ценностей. Среди исследователей своими работами формирующих этот подход следует назвать - И.Т. Касавина, НИ. Кузнецову, В.Н. Поруса, В.П. Филатова. Изучаются инрняучцые формы знания (обыденное знание, миф, религия) в их взаимодействии с наукой (И.Т. Касавин, В.Н. Порус). Начали изучаться эпи­стемологические проблемы "виртуальной реальности" (В.М. Розин). Впервые стала иссле­доваться новая обширная тематика эволюционной эпистемологии (И.П. Меркулов, И.А. Бескова, А.В. Кезин и др.). Исследуются соцйокульТурнью аспекты развития современ­ного научного знания, показано, что современные научные представления и мире развивают JHe только западноевропейские традиции, но и начинают коррелировать с многими ценно-"стями восточных культур. Это делает науку важнейшим фактором диалога культур в совре­менном мире (B.C. Степин). Исследование мировоззренческих и методологических проблем те°рии сдожньрссамоорганизующихся систем стало одним из важных направлений работы спе1даалистовгю~фТ5юсофии науки. Был выявлен базисный категориальный^статус в совре­менной науке понятий случайности, независимости, неопределённости, спонтанности, хао­тичности, предложено обобщение принципа причинности, которое включает в себя понятие когерентности (В.И. Аршинов, И.А. Акчурин, Ю.В. Сачков, Е.А. Мамчур и др.).

Философия науки раскрыла такие .о^рббннорти новой научной парадигмы, складываю­щейся на рубеже веков, как глобальный^эволюционизм и коэволюция (КН. Моисеев, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов), самоорганизация~(р.Н. Курдю1^ю1Ги^др?)Гэтическая регуляция научной и технической деятельности. Были изучены социокультурные (в частности^ рели­гиозные) истоки становления естествознания, исторические закономерности классического и неклассического этапа развития науки (П.П. Гайденко, Л.А Маркова и др.).

Проблематика философии науки расширилась за счет обсуждения этических проблем возникших перед современной наукой. Новые наукоемкие технологии в медицине сфоку­сировали внимание на проблемах биомедицинской этики: возможностях и границах мо­рального и правового регулирования экспериментов на животных и на людях, трансплан­тации органов, новых репродуктивных технологий, клонировании человека (Б.Г. Юдин, В.П. Тищенко, А.П. Огурцов, Л.В. Коновалова и др.).

Философия науки выполняет ряд функций: общекультурную - осмысления места науки в современной цивилизации и привлечения внимания к результатам научного знания (формирует "имидж" научного знания в общественном сознании); познавательно-образовательную - расширяет представления ученых о связи научных дисциплин и зако­номерностях развития научного знания.

1.1.2. Подходы к анализу особенностей процесса научног(познания)

В философии есть особый раздел - эпистемологии, в котором изучаюттаг-нреблемы природы познания (прежде всего научного), отношения знания к реальности, исследуются предпосылки познавательного процесса. Значительный вклад в разработку эпистемологи­ческой проблематики внесли сциентические течения, в первую очередь, позитивизм, нео­позитивизм и постпозитивизм.

Классический позитивизм, чьим основоположником является О. Конт (30-40 гг.ХТХ в.), основывался на убеждении, что наука способна к постоянному развитию, а область приме­нения её методов безгранична. В основе научного знания лежат позитивные факты, твердо установленные и обоснованные данными эксперимента. Наука не объясняет действитель­ность, а только описывает её. Последовательное проведение данного положения приводи­ло к отказу реализации в науке принципа причинности, отрицанию возможности раскры­тия объективных, закономерных связей. Конкретные науки должны выявлять частные за-

14


кономерности различных предметных областей знания, философия же должна направить свои усилия на познание наиболее общих закономерностей, на систематизацию научного знания. Эталонным определялось естественно-научное знание.

Именно прогресс в области естественных наук рубежа XIX-XX века (квантовая физика) способствовал переосмыслению методологии научного познания и осознанию зависимо­сти результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека. В центре внима­ния философов этого направления оказались проблемы природы познания, опыта, взаимо­отношения физического и психического в процессе познания. Разрешение этих проблем составило содержание концептуализирования философов-эмпириокритиков (Р. Авенариу­са, Э. Маха). Ими была предложена теория научного знания, исходившая из: убеждения, что познавательный процесс начинается с ощущения, поэтому весь "опыт" может быть ре­дуцирован к чувственному опыту; допущения фундаментального закона развития всякого знания - закона экономии мышления. В соответствии с законом экономии мышления опи­сание мира должно включать только "нейтральные элементы опыта"; реальны лишь эти "элементы" и их функциональные связи. Понятия являются символами, обозначающими "комплекс ощущений", а наука в целом есть совокупность гипотез, подлежащих замеще­нию непосредственным наблюдением. Поэтому эмпириокритики "очищали" понимание опыта от "метафизических" понятий - причинности, необходимости, материи, субстанции.

Осмысление философско-методологических проблем, возникших в ходе научной рево­люции начала XX века осуществлялось на гггяпии нродтитдди^ма (Р. Карнап, М. Шлик, Г. Рейхенбах, А. Тарский). Предметом обсуждения были вопросы о роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпи­рического базиса науки, природы и функций математизации и формализации знания. Сво­ей задачей неопозитивисты считали перестройку языка науки таким образом, чтобы он был лишен неточности, присущей языку метафизики. Для проверки научного знания ис­пользовался принцип верификации. Согласно этому принципу, всякое научно осмыслен­ное утверждение может быть сведено к совокупности протокольных предложений, фикси­рующих данные "чистого опыта" и выступающих в качестве функции истинности элемен­тарных утверждений исчисления высказываний13. Но бьшо установлено, что в структуре научного знания нет эмпирических утверждений, свободных от явной или скрытой теоре­тической интерпретации. Стали различать непосредственную верификацию - прямую про­верку утверждений, формирующих данные наблюдений и экспериментов, и косвенную ве­рификацию - заключающуюся в установлении теоретических и логических отношений между косвенно верифицируемыми и непосредственно верифицируемыми утверждениями. Анализ условий и схем верифицируемости научных утверждений, гипотез и теорий был предметом логико-методологических исследований неопозитивистов.