Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с (стр. 7 из 45)

Признав, что наука является социальным институтом, то есть сферой упорядоченных отношений между людьми, устойчивой организацией их деятельности, необходимо было выяснить, за счет чего это достигается. Это было сделано в ходе изучения науки как сис­темы коммуникации.

1.1.5. Наука как коммуникация

Наука как система коммуникации регулируется нормативно-ценностной системой. Члены научного сообщества, занимаясь научной деятельностью в разных формах, не толь­ко проводят собственные исследования, но и оценивают результаты деятельности своих коллег и осуществляют это, ориентируясь на определенные образцы критериев оценки и форм представления креативности.

Этос новоевропейской науки, по Р. Мертону, определяется следующими факторами. Во-первых, главной целью науки - систематическим расширением сферы достоверного знания. Во-вторых, детерминирующим воздействием протестантской системы ценностей, придающей особое значение императивам полезности, рациональности, индивидуализма и антитрадиционализма. В-третьих, ориентацией на стандарты демократического, цивилизо­ванного поведения. Этос науки сочетает социальные и познавательные нормы, регули­рующие деятельность ученых.

Базовыми императивами, составляющими этос науки первоначально считались: уни­версализм, всеобщность, незаинтересованность и организованный скептицизм16. Норма универсализма реализуется в установке ученых при оценке результатов своего исследова­ния и оценке результатов коллег руководствоваться не личными симпатиями и антипатия­ми, но исключительно общими критериями и правилами обоснованности и доказательно­сти знания. Именно за счет действия этой нормы в науке преодолевается различие и про­тивоборство школ, групп и интеллектуальных традиций. Норма всеобщности заключается в том, что результаты научной деятельности рассматриваются как продукт социального сотрудничества и являются общим достоянием научного сообщества, в котором доля ин­дивидуального творчества строго ограничена личными открытиями Императив незаинте­ресованности заключается в готовности ученого согласиться с любыми хорошо обосно­ванными аргументами и фактами, даже если они противоречат собственным убеждениям. Норма организованного скептицизма проявляется в установке предельной самокритично­сти в оценке собственных достижений и участии в рациональной критике имеющегося знания. Эта норма создает атмосферу ответственности, институционально подкрепляет

16 Филатов В.П. Этос науки //Современная западная философия. М., 1991. С 397.

18


профессиональную честность ученых, предписываемую им нормой бескорыстия. Ученый должен быть готов к критическому восприятию своего результата.

Позднее при изучении научного сообщества были эксплицированы такие нормы, со­ставляющие его этос как оригинальность, эмоциональная нейтральность, независимость, интеллектуальная скромность. Кроме того, оказалось, что под воздействием таких факто­ров, составляющих часть жизни реального научного сообщества, как необходимость фик­сировать приоритет открытия, исходя из этого функционирование системы вознагражде­ния, проявляются следующие "контрнормы": партикуляризм, пристрастность оценок. Со­крытие результатов или отстаивание права собственности на их использование, организо­ванный догматизм в защите принятой какой-либо группой ученых концепции. Но исследо­вания показывают, что в нормальной научной среде подобные девиантные действия про­исходят достаточно редко.

Функциональный смысл императивов научного этоса, их ориентирующая роль в пове­дении ученого обусловлены тем, что сама система распределения признания и, соответст­венно мотивация исследователя постоянно ставят его в ситуацию жесткого выбора одной из альтернатив. Так, ученый должен:

- как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но он не должен
торопиться с публикациями;

- быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной "моде";

- стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при
этом работать, не обращая внимание на оценки других;

- защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;

- прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но
при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество;

- быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом, ибо это
идет в ущерб содержанию;

- всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное откры­
тие делает честь нации, представителем которой оно совершено;

- воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много
внимания и времени; учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него.

Научное сообщество это такая форма организации совместной деятельности ученых, которая позволяет каждому из них преследовать свои интересы, не вступая в неразреши­мые конфликты с интересами коллег. Нормы и ценности, регулирующие взаимоотношения ученых не навязываются ученым извне, а вырабатываются и поддерживаются самими уче­ными. Этос науки выполняет: во-первых, интегрирующую функцию (обеспечивает согла­сование мотивов, интересов и целей всех входящих в научное сообщество); во-вторых, идентификационно-консолидирующую функцию (научное сообщество выступает в каче­стве единого целого во взаимодействиях социального института науки с другими социаль­ными институтами, с государством и обществом).

Научное сообщество является самоорганизующейся системой (этос науки одна из форм самоорганизации), поэтому принципиальным является вопрос об автономности сообщест­ва и ученого. Если научное сообщество в состоянии самостоятельно формулировать и поддерживать собственные нормы и ценности, а так же само определяет направления, те­матику и проблематику своей деятельности, то его следует считать автономным. С одной стороны научное сообщество заинтересовано в отстаивании и упрочении автономности науки, с другой, его деятельность должна удовлетворять существующему социальному за­казу. Автономность науки не достигается навсегда, для её поддержания требуются специ­альные действия научного сообщества и его лидеров.

19


1.2. Наука в исторической ретроспективе 1.2.1. История науки: презентизм и антикваризм

История науки одна из самых молодых отраслей исторического познания, целенаправ­ленная разработка, которой началась в XIX веке. Задачи истории науки заключаются: в на­коплении эмпирического материала, необходимого для создания общей теории науки и вы­работки практических рекомендаций в области научного менеджмента17; в трансляции исто­рической памяти или обеспечении преемственности в научном сообществе; создании образа науки в общественном сознании или общепросветительской.

Реконструкция истории науки предполагает представление хронологической шкалы дос­тижений различных научных дисциплин, воспроизведение научной полемики и рассужде­ний ученых и изучение социального и культурного контекста, в котором происходило науч­ное познание.

Существует две исследовательских установки в проведении реконструкции истории науки: "презентизм" и "антикваризм". Презентизм предполагает рассказ о прошлом языком современности. Историк науки, будучи носителем современной ему культуры, её языка, идей, научных представлений обращаясь к исследованию интеллектуальной истории друго­го периода, вольно или невольно, модернизирует семантику, что может приводить к не вполне адекватной оценке событий. Например, можно ли считать, что алхимики знали пре­вращение свинца и его окислов, если проводили эти реакции в процессе получения фило­софского камня? С одной стороны, "да" так как именно описание этого процесса есть в ал­химическом рецепте, но, с другой стороны, "нет" так как именно о превращении свинца и его окислов алхимики не говорили. Позиция антикваризма предполагает стремление иссле­дователя восстановить прошлое во всей его внутренней целостности, без отсылок к совре­менности. Действительно, невозможно просто перевести термин "флогистированный воз­дух" как "кислород", так как теряется связанный с понятием "флогистон" вера исследовате­лей в существование особой субстанции. Но, историк науки никогда не сможет "вжиться" в прошлую действительность, так как "исторический зазор", между его жизненным миром о жизненным миром другой эпохи, не преодолим.

Позиции презентизм и антикваризма дополняют друг друга в историко-научной реконст­рукции: презентизм дает понимание прошлого, а антикваризм его объясняет.

1.2.2. Проблема начала науки. Изменение образа науки в XVI1-XXвека

Процесс формирования научно-теоретического сознания связан с рядом интеллектуаль­ных революций, определивших переход от мифа к логосу, от логоса к преднауке и от пред-науки к науке. Преодоление таких феноменов мифологического сознания как специфиче­ской логики мифа и чувственно-образного познания было предпосылкой становления науч­ного сознания. Переход к традиционной логике (с законом тождества, непротиворечия и ис­ключенного третьего) вместе с оформлением способов познания, которые, опираясь на ра­циональные дискурсивные комплексы, задают основания объектного мышления, ориенти­рованного на получение объективного знания, определил грань между мифом и логосом.