Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с (стр. 9 из 45)

Кроме того, астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия представлявшие собой промежуточное звено между натурфилософией и техническими ремеслами способствовали разрушению созерцательности и переходу к опытной науке. Фактическое ограничение ра­циональности за счет введения требования оценки практической пригодности идеальных объектов, через экспериментальную проверку, происходит только в XVII веке.

В XVI-XVII веках наука как система знания приобретает основные черты, отличаю­щие её современный образ - строит математические модели изучаемых явлений, сравни­вает их с опытным материалом, проводит рассуждения посредством мысленного экспе­римента (И. Кеплер, X. Гюйгенс, Г. Галилей, И. Ньютон). Открытие законов механики означало подлинно революционный переворот, который состоял в переходе от натурфи­лософских догадок и гипотез о "скрытых" качествах и спекулятивных измышлений к точному экспериментальному естествознанию, в котором все предложения, гипотезы и теоретические построения проверялись наблюдением и опытом. Поскольку в механике отвлекаются от качественных изменений тел, постольку для анализа можно было широко пользоваться математическими абстракциями и созданным самим Ньютоном и одновре­менно Лейбницем анализом бесконечно малых. Благодаря этому изучение механических процессов было сведено к точному математическому описанию. Суть научно-те­оретического мышления начинает связываться с поиском предметов-посредников, видо­изменением наблюдаемых условий, ассимиляцией эмпирического материала и созданием иной научной предметности, не встречающейся в готовом виде. Теоретическая идеализа­ция, теоретический конструкт становится постоянным членом в арсенале средств есте­ствознания.

В это же время начинается формирование науки как социального института - призна­ется социальный статус науки (в 1660 г. основывается Лондонское Королевское общест­во, в 1666 г. Парижская Академия наук)'9. Но профессией наука становится только в

" В 1603 г. в Риме создана Academia dei Lincei, которая способствовала разработке галилеевского учения, но после отречения Галилея прекратившая работу в области физики как слишком опасную. Само создание этих академий и обществ свидетельствует о необходимости организации новых на­учных институтов, организующих познавательную деятельность ученых. В XVI - XVII вв. боль­шинство ученых состояли членами научных академий и обществ (Лейман ИИ. Наука как социаль­ный институт. Л., 1971. С.107).

23



конце первой трети XIX века, после реформ университетского образования В. Гумболь-да, приведших к совмещению исследовательской деятельности и высшего образования, после появления "общественного заказа" на специалистов практиков в области права, медицины, инженерного дела, которыми возможно было стать, только приобретя специ­альное образование, передаваемое ученым-профессионалом.

И, наконец, наука становится фактором общественного прогресса в XX веке. Совре­менная наука характеризуется следующими особенностями. Резким ростом количества ученых: на рубеже XVIII-XIX века - 10 тысяч, в 1900 г. - 100 тысяч, конец XX века - свы­ше 5 миллионов. Ростом научной информации: в XX веке научная информация удваивает­ся за 10-15 лет. Сочетание тенденций специализации и междисциплинарного синтеза: в структуру науки входит около 15 тысяч дисциплин. Превращением научной деятельности в профессию: миллионы ученых работают в специальных научных институтах, лаборато­риях, экспертных комиссиях и советах. Наука стала непосредственной производительной силой, важнейшим фактором культурного развития.

Динамика развития научного знания влияет на рефлексивные процессы в научном со­обществе и способствует смене доминирующих образов науки, отражающих представле­ния ученых о структуре науки, её компонентах и методах. Образ науки — это определенная идеально-типологическая конструкция, присутствующая в рефлексии ученых, которую нельзя соотнести с тем или иным этапом развития науки.20 Типология образов науки стро­ится не, сколько на соответствии с историей развития научного знания, столько с типом эталонной науки, на которую ориентируется ученый в своей рефлексии о смысле научной деятельности, её функциях и задачах. Если в качестве эталона научного знания рассматри­вается математика, то формируется логицисткий образ науки, если — физика, то физикали-стский образ науки.

Логшшстский образ науки Физикалистский образ науки
1. Трактовка науки Рассматривается как созерца­ние вечного и необходимого, как понимание сущности, сфе­ра всеобщего Понимается инструменталист-ски, как практическое исполь­зование гипотетического ус­ловно-значимого
2. Отвечает на вопросы «Что» и «Почему» «как»
3. Основания науки Во всеобщих принципах, в ис­тинах разума В эмпирическом базисе (фор­мируется в эксперименте, на­блюдении)
4. Структура науч­ного знания Строго дедуктивная система, исключает субъекта, недопус­кает изложение путей научного поиска Гипотетико-дедуктивная сис­тема, в которой активно дейст­вует субъект
5. Задача научного познания Объяснение явления, выявле­ние его сущности и нахождение причин, объясняющих его су­ществование и функциониро­вание Описание фактического данно­го в восприятии и опыте
6. Критерии науч­ности В соответствии высшим прин­ципам или в самоочевидности принимаемых основоположе­ний В соответствии эксперименту

Огурцов А.П. Образы науки в буржуазном общественном сознании //Философия в современном мире: Философия и наука. М., 1972. С. 350-357.

24


7. Связь между тео- Гипотеза рассматривается как Теоретическое знание имеет
рией и гипотезой предварительная ступень в раз- гипотетический характер, тео-
витии научного знания, а тео- рия - это сложная, логически
рия трактуется как фиксирова- расчлененная гипотеза или
ние истинного результата и за- комплекс гипотез
вершение познавательного
процесса

1.2.3. Развитие науки и научная картина мира

Отечественные эпистемологи (B.C. Степин, Л.Ф. Кузнецова, В.В.Ильин) выделяют три этапа в развитии науки, и соответствующие им научные картины мира. Научная картина мира - это форма теоретического знания, представляющая предмет исследования соответ­ственно определенному историческому этапу развития науки. Это такая форма интеграции знания, в которой синтезируется, схематизируясь, конкретное знаиие, полученное в разных областях научного поиска. Реально в науке существует набор частнонаучных образов оп­ределенных фрагментов мира (физическая, химическая, биологическая картина реально­сти), которые на базе философии синтезируются в единую картину мира. Переход от одно­го этапа науки к другому, и, соответственно, изменения в научной картине мира происхо­дят входе научных революций.

B.C. Степин, представляя динамику естественнонаучного знания, выделил четыре на­учных революции. Первой была революция XVII века, ознаменовавшей становление клас­сического естествознания. И. Кеплер, Г. Галилей и И. Ньютон сформулировали законы механики (закон всемирного тяготения, закон орбитального движения планет и закон сво­бодного падения всех земных тел, которые составили единую механику для всех небесных и земных тел), и перешли к экспериментальному изучению природы, заложили основы классического естествознания и классической рациональности. Законы механики базиро­вались на отвлечении от качественных изменений тел и концентрировались на описании их движения, что позволяло свести изучение механических процессов к их точному мате­матическому описанию. Классическая научная рациональность при теоретическом опи­сании объекта стремиться исключить все, что относится к субъекту, средствам и операци­ям его деятельности. Классическая научная рациональность обеспечивала изучение пре­имущественно малых систем. Идеалом познавательной деятельности было построение аб­солютной, истинной картины природы. Присутствовала ориентация на поиск очевидных, наглядных, " вытекающих из опыта" онтологических принципов, на основании которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты. Доминировало механистическое понимание природы. Объяснение, по существу, было поиском механиче­ских причин и субстанций (носителей сил, которые детерминируют наблюдаемые явле­ния), редуцирующее знание к фундаментальным принципам и представлениям механики.