Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с (стр. 1 из 45)

ББК 87.3 Б24

Печатается по постановлению Ученого Совета

факультета гуманитарных наук и социальных технологий

Ульяновского государственного университета

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор В.А. Бажанов; кандидат философских наук, доцент Л. Е. Потанина

Баранец Н.Г.

Б24 История и философия науки: Учебно-методическое пособие. -

Ульяновск: УлГУ, 2005. - 112 с.

Настоящее пособие адресовано студентам и аспирантам, изучающим курсы "История и философия науки", "История и философия естествознания" и "Фило­софия и методология науки". Оно охватывает основной комплекс проблем по этим дисциплинам и будет для читателей проводником в том материале и той ли­тературе, которые необходимы при подготовке к экзаменам.


Наука захватывает нас только тогда, когда, заинтересо­вавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития их открытий.

Дж. К. Максвелл

Задача представляемого пособия заключается в том, чтобы помочь студентам и аспи­рантам осмыслить и организовать материал по истории и философии науки. Существует большое количество учебных пособий по истории науки в целом, и истории её отдельных дисциплин, философии науки и философским проблемам конкретных наук. Эти работы часто написаны исследователями по-разному подходящими к проблеме структурирования и отбора многочисленных версий, концепций реконструкции науки и ее истории. В этой ситуации необходимо такое пособие, которое послужит «проводником», позволяющим ус­ваивать материал поэтапно в зависимости от уровня подготовки читателя, и представляю­щим список наиболее значимых исследований в области эпистемологии и истории науки.

Среди тем, рассматриваемых в пособии, ключевое значение имеют те, которые являют­ся спорными, имеющими разные подходы к их истолкованию1. Например, такими пробле-" мами являются следующие.

"Что такое наука и когда она сложилась?"

Первый, наиболее распостранненый, вариант ответа - наука как своеобразная форма познания, специфический вид духовного производства и социальный институт возникла на рубеже XVI-XVII вв., её появление связано с успехами естествознания. В этом случае наука рассматривается как вид познавательной деятельности, направленным на выработку объктивных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, истинность кото­рых проверяется научным экспериментом. Тогда все, что было до этого периода, следует считать, преднаукой. Второй вариант ответа - наука возникла еще в античности (Евклид, Архимед), она была представлена рецептурно-эмпирическим и утилитарно-технологическим знанием, выработанным в результате популярных индуктивных обобще­ний. В этом случае надо перестать считать естествознание образцом, идеалом науки.

"Под влиянием, каких условий развивается наука?"

В зависимости от признания действия внутренних (логических и эпистемологических) или внешних (социо-культурных условий) по-разному решается вопрос о динамике разви­тия науки и возможности управления ею.

В пособии предложены возможные варианты решения этих проблем. Первый раздел посвящен рассмотрению науки как объекта философско-методологического анализа. В нем представлены основные подходы в изучении науки как системы знания и вида деятельно­сти. Рассмотрены этапы развития науки и научные картины мира. Во втором разделе вни­мание концентрируется на структуре и методологии научного знания. Выявляется пред­метная и методологическая специфика различных форм знания. Дается классификация ме­тодологической системы науки и отдельных дисциплин. В третьем разделе рассмотрены проблемы организации исследования и особенности научного творчества. Особое внима­ние уделено психологии научного творчества, условиям необходимым для стимулирова­ния творческого процесса, мотивам научной деятельности организации научного коллек­тива.



©Баранец Н.Г., 2005 ©Ульяновский государственный университет, 2005


' Розин В М. Опыт построения методологического курса-навигатора для учебной темы "История и философия науки"// Эпистемология и философия науки. 2004. №2

3


Введение. Феномен научного знания

Значимость науки как фактора обеспечивающего технический прогресс общества, сложность и противоречивость этого процесса, породили две противоположные позиции в его оценке — сциентизма и антисциентизма.

Сциентизм - это философско-мировоззренческий подход, основывающийся на идее, что научное знание это единственное истинное знание, а ценности научного сообщества должны стать теми регулятивами, которые станут детерминировать человеческую дея­тельность. Причем, наука отождествляется исключительно с естественно-математическим и техническим знанием, социальные науки познавательного значения не имеют.

Антисциентизм — это философско-мировоззренческая позиция, заключающаяся не только в критике науки и техники, которые не обеспечивают социальный прогресс и не улучшают жизнь людей, но и полагание их враждебными и чуждыми подлинной сущности человека. Абсолютизируя, негативные последствия НТР, антисциентисты отвергают зна­чимость научного познания.

Итальянский философ Э. Агацци полагает, что сциентизм и необходимо рассматривать как идеологию, но идеологию слабую, которая не способна гарантировать практической достоверности тех идей, которые декларирует. "Столетие назад еще можно было рассмат­ривать науку как неопровержимое знание, способное в случае любого затруднения обеспе­чить достоверность, которая помогает преодолеть любое познавательное препятствие, и доставить средствами технологии инструменты для удовлетворения всякой человеческой потребности. Такое представление было тесно связано с позитивистской моделью науки, от наивности и оптимизма которого сегодня осталось одно воспоминание. Эпистемология XX столетия рисует совсем другой образ науки: важные условия объективности и строго­сти здесь еще присутствуют, но теперь они сопровождаются сущностной относительно­стью и опровержимостью научного знания как такового"2. Э. Агацци подчеркивает, что, говоря об относительности, под сомнение не ставится ценность научных суждений, он имеет в виду установленный исследователями истории науки факт, что его ценность соот­носительна с областью объектов, исследуемых данной дисциплиной. Сциентизм — это сла­бая идеология, потому что навязывает науке функцию, которая внутренне не совместима с её собственной познавательной структурой. Он настаивает на том, что наука и сциентизм это не одно и то же и что наука"нё~Шжет отъечать за сциентизм, Задача современного ин­теллектуала одновременно защищать науку и противостоять как сциентизму, так и анти­сциентизму. "Надо помнить, что наука является важным интеллектуальным завоеванием современной цивилизации не только потому, что представляет нам модель объективного и строгого знания (без которого не просто немыслимо, но невозможно обойтись), но и пото­му, что в силу своей "познавательной нейтральности" учит нас рассуждению, которое по­зволяет нам, так сказать, оставить позади догматизм и предрассудки, распознать необосно­ванные утверждения и выявить скрытые предпосылки многих рассуждений"3.

Синтез рациональных моментов позиций сциентизма и антисциентизма в отношении науки позволяет определить её место в современном мире и понять специфику научного познания.

Начнем с уточнения некоторых понятий, которые необходимы в анализе науки как формы знания. Знание — соответствующее реальному положению дел, оправданное факта­ми и рациональными аргументами убеждение субъекта. Различают знание объективиро­ванное (зафиксированное в различного рода текстах) и знание как состояние сознания

Агацци Э. Моральное измерение в науке М., 1998. С. 75 3 Там же, С. 80

4


субъекта; знание-умение или "знание как", и знание-информацию или "знание что" (харак­теризующее наличие у предметов определенных свойств и закономерностей)4. Считается, что знание должно соответствовать трем условиям - истинности (адекватности), убежден­ности (веры), оправданности, то есть знание есть адекватное и оправданное убеждение. Знание является формой социальной и индивидуальной памяти, свернутой схемой дея­тельности и обобщения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания. В зависимости от средств кодификации сознанием информации различают перцептивное и понятийное знание, дискурсивное и интуитивное, явное и неявное (латентное), эмпириче­ское и теоретическое, научное и ненаучное.

Знание возможно типологизировать по видам деятельности практической, духовно-практической и теоретической5. Практическое знание - это знание о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, какими свойствами обладают мате­риалы, предметы, каков порядок операций в повседневной и специализированной деятель­ности. Духовно-практическое знание - это знание об общении, жизнедеятельности людей, это культово-регулятивное и художественное знание. Существует в виде убеждений, сте­реотипов, норм, идеалов и ценностей, является основой личных, межгрупповых и соци­альных отношений в целом. Теоретическое знание - это научное, философское, теологиче­ское и магическое знание, структурированное в концептуальные схемы.

Противопоставление практического и теоретического знания не совпадает с делением по критерию опытного происхождения. И теоретическому, и практическому знанию соот­ветствует своя сфера опыта, а их различие определяется формами функционирования зна­ния. Практическое знание вплетено в деятельность и общение, направлено на их ситуаци­онное обслуживание и обладает слабой рефлексивностью. Практическое знание не проду­цирует смыслы (относительно предметов и способов деятельности), но транслирует их в практику из других контекстов опыта. Теоретическое знание ориентировано на выработку новых смыслов и внесения их в реальность (наука, философия, теология, идеология). Тео­ретическое знание содержит схемы практической деятельности и общения, приобретаю­щих в процессе рефлексивной разработки форму понятий, законов, теорий6.