Смекни!
smekni.com

Краткий курс лекций по философии учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза (стр. 20 из 36)

Проблемная ситуация – это реально существующее в науке познавательное противоречие, способы (методы) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).

Проблема – это сложный вопрос или комплекс вопросов, на который нет ответа в накопленном знании или ответы достаточно неопределенны.

Гипотеза – это научное предположение или допущение о причинах или законах исследуемого объекта (явления).

Теория – целостное, систематическое знание относительно законов и существенных свойств определенной области действительности. Теория возникает на базе гипотез, открытых фактов и призвана объяснить изучаемую область действительности.

Во всем многообразии методов научного познания можно выделить 1) методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, описание, измерение), 2) методы теоретического познания (метод абстрагирования, метод идеализации, гипотетико-дедуктивный метод, метод теоретизации), 3) общенаучные методы (метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, метод формализации, метод моделирования и др.).

Метод наблюдения – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие объекта с целью получения информации о нем.

Метод эксперимента – это чувственно-предметная деятельность в науке, активное вмешательство в объект с целью получения новой информации о нем, «воспроизведения» свойств объекта в заданных, контролируемых условиях. Научный эксперимент требует тщательной организации, планирования и выдвижения гипотезы. Метод эксперимента позволяет осуществлять относительно полный контроль переменных. Под «переменной» имеется в виду любая реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуации. Переменная, которую изменяет экспериментатор, называется независимой переменной; переменная, изменяющаяся при действии независимой переменной, называется зависимой.

Разберемся в некоторых теоретических методах, особенностях их применения в науках. Метод абстрагирования представляет собой мысленное выделение существенных свойств и связей объекта и отвлечение от других его свойств и связей, формирование понятия об объекте. Метод абстрагирования действует как в «изолирующем» плане (вычленение явления, объекта из целостности), так и «обобщающем» плане (создание общего понятия). Как правило, совместно с приемами абстрагирования работает метод идеализации. Он представляет собой прием замещения реального объекта идеализированной схемой. В физике есть понятия «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и др., вызванные к жизни методом идеализации.

Метод теоретизации – это концептуальное (в теории) моделирование изучаемого объекта или реальности. Для успешной теоретизации необходим эмпирический базис (совокупность данных опыта, эксперимента, наблюдений, сумма эмпирических законов) и теоретический базис (совокупность идей, понятий, гипотеза, система абстракций, идеализации).

Метод философской теоретизации привязан к научному и социокультурному опыту определенной эпохи. Но философия как теоретическая интеграция знаний наук и культуры выходит за пределы наличных знаний, открывает поле новых возможностей человеческого опыта.

Метод восхождения от абстрактному к конкретному. Это – метод познания объекта, состоящий в переходе от абстрактного (одностороннего) знания о нем ко все более полному конкретному воспроизведению его в теоретическом мышлении – системе научных определений и понятий. Этот метод характеризует всеобщий закон человеческого познания. По пути, этого метода идут по существу все науки. Наглядно этот метод продемонстрирован в «Капитале» К. Маркса.

К общенаучным методам относятся анализ – мысленное расчленение объекта на составные части и элементы с последующим изучением их – и синтез – мысленное, теоретическое соединение частей и элементов объекта в единое целое. Без анализа нет синтеза.

В философии синтез используется как средство интеграции знаний об объекте, частях реальности с целью создания целостной картины действительности.

Индукция – метод движения мысли от фактов и отдельных явлений к общему заключению о них, к гипотезе или закону. Многие законы науки открыты именно индуктивным путем. Дедукция – метод движения мысли, цепь умозаключений от общего к частному, от принципов (общих утверждений), гипотез к конкретным фактам, точнее, к умозаключениям о частных явлениях.

Метод моделирования – исследование какого-либо явления, процесса или объекта путем построения и изучения их аналогов-заместителей (моделей).

Метод формализации – представление или изучение какой-либо содержательной области знаний (научной теории, процедур поиска знаний и т. д.) в виде формальной, знаковой схемы или системы. Примером применения метода формализации может служить знаковый аппарат физики, химии, логики.

Подытоживая отметим, что методология равно относится к теоретической, эмпирической и практической деятельности ученого. Методология – система, принципов, методов и способов организации, построения теоретического и эмпирического знания, а также учение об этой системе. Методология учит, как надо мыслить, действовать, чтобы получить истинный или эффективный результат.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные методы научного познания?

2. Что представляет из себя структура и уровни научного познания?

3. В чем состоят основные закономерности развития науки?

4. В чем заключается взаимодействие научной теории и практики?

Темы рефератов

1. Роль философии в научном исследовании.

2. Критерии научности.

3. Проблема периодизации истории науки.

4. Вненаучные знания и его формы.

5. Структура научной теории и ее основные функции.

РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Лекция 15. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРИЯ
И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА

Социальная философия – раздел философии, совокупность понятий, фиксирующих и описывающих сверхфизическое бытие социокультурных процессов, законы развития общества и его исторические формы. Социальная философия дополняет онтологию, гносеологию, диалектику, антропологию и т. д. В современном сверхсложном обществе социальная философия – это самосознание общества, важный момент развития всего обществознания. Дискуссии о важности социальной философии, ее предмете не прекращаются.

Некоторые философы и обществоведы считают, что вся область социального мира поделена на «участки», изучаемыми различными науками – социологией, политологией, экономической теорией, историей, культурологией и др. У социальной философии нет особого предмета. А если и есть, то слишком общий и далекий от социальной жизни и истины. Но это не так. Во-первых, набор социально-гуманитарных наук не является систематическим и цельным знанием об обществе, не дает целостного взгляда на природу общественного бытия. Социальная философия, обобщая исторический опыт человечества и итоги социально-гуманитарного познания (и используя данные естественных наук), имеет дело с социальной реальностью во всей ее полноте и конкретности, а следовательно, с единственно подлинной реальностью. Социальная философия исследует свой объект во всей «развернутости», во взаимосвязи разных сфер – политики, экономики, социальной структуры, идеологии, культуры и т. д. Она стремится выстроить целостную картину общественной жизни, в рамках которой и возможно понимание разрозненных социальных явлений и сфер социума. Во-вторых, ни одна из социальных и гуманитарных наук не дает ответа на коренные философско-мировоззренческие проблемы: какова субстанциональная природа общества, скрывающаяся за всеми проявлениями общественной жизни, начиная от человека и кончая цивилизациями; каковы всеобщие законы общественной жизни, в чем смысл истории; какое место занимает общественная жизнь в мировом, космическом бытии. Все эти вопросы находятся не в компетенции отдельных наук, а социальной философии.

Подводя итог нашим кратким размышлениям, можно сказать, что предметом социальной философии является: 1) философский анализ общества как целостной системы, законов его функционирования и развития; 2) постижение исходных мировоззренческих начал, концептуальной и научной базы социальных теориях различных философов, т. е. в их учениях об обществе и человеке; 3) осмысление различных сфер бытия («философия политики», «философия экономики», «философия истории» и др.); 4) изучение реальных социокультурных и социально политических систем с характерными для них философскими, социально-политическими и идеологическими концепциями; 5) целостное осмысление современного мира с его противоречиями и тенденциями, создание картины современного мира; 6) анализ и оценка различных методологий и методов социально-гуманитарного познания, разработка методологии социальной философии и социального анализа.

В рамках очертания предмета социальной философии просматриваются и ее проблемы – мировоззренческие, познавательные, методологические, герменевтические, аксиологические, праксеологически и др., которые ставит, изучает этот раздел философии. Социальная философия призвана способствовать осмысленной ориентации человека в этом сверхсложном мире. Без этого не может быть эффективной социально-практической деятельности. Мы строим общество таким, каким мы его понимаем. Знание об обществе и понимание подчас не совпадают. Понимание общественной жизни зависит не только от знаний, опыта, но и тех мировоззренческих и аксиологических принципов, которыми руководствуются понимающие. На пути к современной отечественной социальной философии приходится возвращаться к мировоззренческим истокам, ценностям и смыслам русского мира, к «русской идее» в социальной философии.

Социальная философия осуществляет мировоззренческий синтез и метанаучный синтез социально-гуманитарных дисциплин. Понимание общества – это синтез опыта всех наук, воплощение целостного взгляда на общество. Поэтому лишены смысла всякого рода барьеры между философией и социально-гуманитарными, а также естественными науками. Но социальная философия не равна общей социологии – науке об обществе и общественных отношениях. На самом деле, социальная философия шире, объемнее (по комплексу знаний) социологии. Она обобщает социальные знания, связывает частные области социального познания, служит мировоззренческой методологической основой социологии. Социология оказалась неспособной понять и предвидеть новые социальные изменения.