Смекни!
smekni.com

Краткий курс лекций по философии учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза (стр. 28 из 36)

Каждая эпоха в развитии человечества или отдельных обществ дает нам определенное, подчас особое видение государства. Различные концепции государства – необходимые звенья в миросозерцании каждой эпохи. Они обусловлены определенной социальной философией, представлениями о человеке и его природе, тенденциями общественного развития.

Существуют три современных точки зрения на государство:

1. Марксистская точка зрения считает государство аппаратом насилия одного класса над другим. Государство не может удовлетворять одинаково потребности всех социальных групп. Государство есть сила, обеспечивающая политическую власть экономически господствующему классу.

2. Либеральная точка зрения. Согласно следующей точке зрения, государство выражает общие интересы нации и гражданского общества. Государство – социальная организация, обладающая властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющая своей целью решение общих проблем общества, обеспечение общего блага при сохранении общественного (правового) порядка.

3. Точка зрения отмирания национального государства в силу интернационального развития техносферы, промышленных систем, господства мировой технократии. Собственно говоря, эта точка зрения реанимирует марксистскую идею «отмирания государства», но уже на современной технократической основе.

Чтобы выработать правильный взгляд на государство, на его структуру и предназначение, нужна положительная социальная философия. В тоже время понять сущность и природу государства – это понять сущность и природу права. «Государство» и «право» – понятия нераздельные. Всякий акт государства (в лице его власти) есть правовой акт. Право – часть системы управления обществом, средство политики и социального регулирования.

Наличие права, или закона – главный признак государства. Право возникает вместе с государством в виде совокупности законов, норм-регуляторов социального поведения граждан. Право исключительно связано с формой государства, с его устройством, с его властными и управленческими механизмами. Но вместе с тем право – это и мнение народа относительно его прав, обязанностей и справедливости. Право покрывает ту часть социального порядка, которая связана с государством, правопорядком. За его пределами остается обширная часть социального порядка, регулируемого обычаями, нравами, моралью. Часто связь права и государства подчеркивается односторонне, а именно через «государственный аппарат, способный принуждать к соблюдению права». Внушается мысль, что право без аппарата принуждения ничто. Однако право с его специфическими свойствами (нормативность, обязательность, определенность предписаний и др.) способно оказывать прямое и непосредственное влияние на все сферы деятельности людей.

К основным функциям права следует отнести: 1) социально-интегративную (сплочение социальных групп, слоев, классов, наций и народностей, всего общества); 2) регулятивную (наделение субъектов правоотношений суммой прав и обязанностей по отношению к друг другу, нормативное воздействие на людей); 3) охранительную (необходимость защиты общественных отношений, охраны интересов граждан, социальной группы, всего общества; установление запретов и санкций за правонарушения); 4) социально-коммуникативную (связанную с получением, хранением и переработкой правовой информации, информированием граждан о законных путях достижения необходимых результатов); 5) воспитательную (формирование законопослушных граждан).

Следует признать, что философам и правоведам не удалось соединить все эти функции в единой стройной теории права. Да и сама наука о праве в целом являет собой совокупность противоречивых и часто несовместимых концепций, взглядов и подходов.

Позитивистская традиция изучения права (Л. Остин, К. Бергбом, К. Кельзен и др.) обращает внимание на форму права, нормативную систему права, на формально-логические методы его изучения. Ходячее позитивистское определение: право – совокупность действующих в государстве принудительных норм. Европейская социологическая школа права (О. Эрлих, Ж. Гурвич и др.) подчеркивает социальную обусловленность права, его связь с моралью, религией, т. е. с «живым правом», которое не содержит государственно-принудительных санкций; эта школа поставила вопросы о социальных закономерностях и тенденциях развития права, социолого-правовые проблемы групп и классов. На это направление оказали сильнейшее влияние социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ж. Карбонье, Р. Дарендорф, Л. Фридман и др. Американская реалистическая (инструментальная) школа права (Р. Паунд, О. Холмс и др.) стремится изучать право в «действии». Реалисты и прагматики считают, что в праве, правовом мышлении господствуют не логика и рациональные системы, а эмоции и интуиция, что реальная ценность права в его действии. «Реалисты» отрицают застывшее право традиционного позитивизма. Причем, они договариваются до того, что право – простая спекуляция, фикция до тех пор, пока официальное лицо (судья или кто-то другой) не вынесет своего решения. Психологическая концепция права (Л. Петражицкий) считает, что только эмоции и переживания» (в основном, моральные) определяют наше отношение к другим людям и внешнему миру. Правовые нормы не более чем этические переживания.

Главная идея социальной философии заключается в том, что право как социальный феномен не может быть понят только из самого права, равно как и политика из самой политики. Действительное познание этих явлений осуществимо только с привлечением всех сторон бытия того или иного общества, культуры общества. Философия противостоит любому несистемному, «атомарному» подходу к социальным объектам.

Контрольные вопросы

1. Что такое философия политики и философия права?

2. В чем сущность политики, государства и права?

3. Какова структура, функции политического и правового сознания?

Темы рефератов

1. Философия политики и философия права.

2. Сущность политики, государства и права.

3. Структура, функции политического и правового сознания.

4. Политическая и правовая культура.

Лекция 23. ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

На рубеже ХХ–ХХI вв. человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами (экологическими, военными и др.). Они угрожают самому существованию цивилизации и даже жизни на планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар. Глобальные проблемы – это общепланетарные проблемы, затрагивающие жизнь человечества в целом. Колокола глобальных проблем бьют по всему свету – человечество в опасности!

К глобальным проблемам современности относят следующие:

– преодоление экологического кризиса или катастрофы, вызванной вторжением человека в биосферу (загрязнение почвы, водных к воздушных бассейнов отходами промышленного и сельскохозяйственного производства и т. д.);

– обеспечение экономного использования источников энергии природы, особенно невозобновляемых (нефти, газа), решение энергетического кризиса посредством перехода к новым, энергоемким источникам;

– предотвращение мировой термоядерной войны, установление ненасильственного мира;

– разумное укрощение демографического взрыва (стремительного роста населения, особенно в слаборазвитых странах);

– преодоление отрицательных последствий научно-технического прогресса и др.

В число глобальных проблем «второго плана» включают международный терроризм, наркобизнес и наркоманию, распространение СПИДа, проблемы здравоохранения в целом и др. Но главное – не составление списка проблем, а их постижение, философско-мировоззренческое осмысление и научное решение.

Понимание, решение глобальных проблем предполагает знание их отличительных признаков. Глобальным проблемам присущи: 1) взаимосвязь, взаимообусловленность; 2) иерархичность, соподчиненность; 3) международный характер (загрязненные вода, воздух и т. д. не ведают границ государств, регионов); 4) универсальный контекст их развития (в них переплетаются мировоззренческие, научно-технические, социальные, экономические, политические и др. аспекты); 5) специфичность (глобальные проблемы должны рассматриваться с учетом специфики конкретной страны, региона мира); 6) междисциплинарность (при их анализе участвуют многие науки – физика, химия, биохимия, генетика, антропология, экология, психология и др.); 7) ресурсный характер (для их изучения и разрешения нужны ресурсы, капитальные вложения).

Философские основания решения глобальных проблем. Философия глобальных проблем – это философия материально-разумных систем, материально-духовного единства мира. Именно только в рамках ее можно синтезировать различные, но необходимые для решения глобальных проблем научные идеи, согласовать представления о закономерностях неорганической и органической природы, общества и человеческого существования. В рамках философских оснований решения глобальных проблем можно выделить:

1) мировоззренческие основания, которые включают в себя совокупность фундаментальных законов бытия, материи, представления о месте человека и роли человека во Вселенной, представления о взаимодействии человека, общества и биосферы (экологическую картину мира) и др.;

2) гносеологические основания, которые включают принцип конкретности истины, принцип системности, комплексный и междисциплинарный подходы, словом, весь арсенал диалектической теории познания и методологии;

3) социально-аксиологические основания, характеризующие решение глобальных проблем с точки зрения целей и идеалов общества, системы человеческих ценностей.