Смекни!
smekni.com

Краткий курс лекций по философии учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза (стр. 35 из 36)

Спиноза Бенедикт (1632–1677) – нидерландский философ-материалист, пантеист Приверженец материалистического монизма – учения о единой субстанции, сторонами или атрибутами которой являются протяженность и мышление. Основной труд – «Этика» (1677).

Тиллих Пауль (1886–1965) – немецко-американский христианский мыслитель, теолог, философ культуры. В своем учении попытался соединить христианство в его протестантском варианте и философию экзистенциализма. Главная проблема творчества Тиллиха – христианство и культура: место христианства в современной культуре и духовном опыте человека, судьба европейской культуры и европейского человечества в свете евангельской Благой вести. Труды: «Систематическая теология», «Мужество быть», «Теология культуры».

Фейербах Людвиг Андреас (1804–1872) – немецкий философ-материалист и атеист. Главное произведение – «Сущность христианства». В «Основных принципах новой философии» формулирует позицию антропологического материализма, утверждая, что главный предмет философии – человек как психофизическое существо.

Фичино Марсилио (1433–1499) – итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской платоновской Академии, автор трудов «Платоновская теология», «О бессмертии души», «О христианской религии», посвященных доказательству связи философии Платона с христианской теологией.

Франк Семен Людвигович (1877–1950) – родился в Москве. Франк – самый глубокий и значительный русский философ за всю историю России. Основные работы: «Душа человека», «Непостижимое», «С нами Бог», «Человек и реальность» и др. В его книгах поражает умение говорить о сложнейших проблемах философии доступным, ясным и поэтическим языком.

Фрейд Зигмунд (1856–1939) – австрийский врач-психиатр, основоположник психоанализа, согласно которому причины нарушения психики надо искать в сознании больного, в его детских переживаниях, спрятанных в подсознании. Фрейд первым сформулировал принципы работы бессознательного, описал основные человеческие комплексы и неврозы, подвел психоаналитическую базу под искусство, религию, культуру в целом. Главные труды: «Я и Оно», «Тотем и табу», «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Неудовлетворенность культурой».

Флоренский Павел Александрович (1882–1937) – русский философ. Писал труды по философии, богословию, математике, электротехнике, истории живописи, истории культуры. Основные работы П. Флоренского: «Столп и утверждение истины», «Иконостас», «Культ, религия, культура». Сейчас выходит собрание его сочинений.

Фромм Эрих (1900–1980) – немецко-американский философ, культуролог, пытался развить и усовершенствовать психоанализ Фрейда, назвав свой вариант «гуманистическим психоанализом». Стремился связать психоанализ с социальной историей, показать, как неповторимый склад личности вписывается в конкретный общественный фон, который преображает человека и вырабатывает у него социальный характер. Пяти формам социализации (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь) соответствует пять форм адаптации человека к обществу: рецептивный, эксплуатирующий, накопительский, рыночный и продуктивный. Произведения: «Бегство от свободы», «Иметь или быть?», «Анатомия человеческой деструктивности», «Искусство любви».

Фуко Мишель Поль (1926–1984) – французский философ, культуролог, эстетик. Один из видных идеологов постструктурализма и постмодернизма. Разработал оригинальную концепцию европейской науки и культуры, которую назвал археологией. Вся европейская культура распадается у него на несколько эпох, которые лишены единства и непрерывности. Каждая эпоха различается своим глубинным архаичным уровнем, который делает возможным познание и способ бытия того, кто познает. Этот глубинный уровень он называет «эпистема». Она представляет собой фундаментальный код культуры, определяющий формы мышления и знания. Эпистема находится в бессознательном и недоступна для тех, чье мышление она определяет. Основные труды: «Слова и вещи», «Археология-знания», «История безумия в классическую эпоху».

Хайдеггер Мартин (1889–1976) – немецкий философ. Как считают многие западные исследователи, Хайдеггер – самый оригинальный и самый глубокий мыслитель XX века. Основные произведения: «Бытие и время», «Лесные тропы», «На пути к языку», «Что есть мысль?» и др. Произведения Хайдеггера поражают поэтичной выразительностью языка, стилистической точностью образа, проникновенным анализом проблем человеческого существования. Работы Хайдеггера оказали огромное влияние на современную ему и последующую философию и литературу.

Хомяков Алексей Степанович (1804–1860) принадлежал классу дворян-землевладельцев. Его мать была Киреевской по происхождению и обладала сильным характером. Ей он обязан непреклонной верностью Православной церкви и верой в русский национальный дух. В ознаменование освобождения России от Наполеона в 1812 г. она на собственные средства построила церковь. Это было практическое проявление ее патриотизма. Хомяков был глубоко религиозен. Учился в Московском университете на физико-математическом отделении. В 1823-1825 гг. находился на службе в кавалерийском полку. Изучал богословие, философию, историю, языкознание, успешно занимался сельским хозяйством и племенным разведением лошадей. Обладал незаурядным инженерным талантом: изобрел ружье для стрельбы по дальним целям, паровой двигатель, на который получил патент в Лондоне.

Чаадаев Петр Яковлевич (1794–1856) – русский мыслитель, публицист, общественный деятель, по происхождению дворянин, участник войны 1812 г. Находился в оппозиции к царскому режиму. Теоретические взгляды сформировались под влиянием противоположных тенденций: просветительского рационализма и христианского монотеизма. Был сторонником декабристов. После путешествия по Европе в 1824–1825 гг. развивал философско-историческое и религиозное мировоззрение. Самое значительное произведение – «Философические письма» (1829–1831). Первое опубликованное в журнале «Телескоп» письмо (1836) имело следствием указ императора Николая I, по которому Чаадаев был объявлен сумасшедшим и взят под надзор. Считал, что для духовного и социального единства России и Европы необходим религиозный синтез католицизма и православия, а для нормализации русской действительности – нравственное воспитание и образование в соответствии с идеалами западного Просвещения.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828–1889) родился в Саратове в семье священника, образование получил в Петербургском университете. Преподавал в саратовской гимназии, затем переехал в Петербург, где возглавил журнал «Современник». За пропаганду идей народной революции, материализма и атеизма был арестован и заточен в Петропавловскую крепость, затем приговорен к каторжным работам и бессрочному поселению в Сибири. Только в 1883 г. был переведен по ходатайству родных в Астрахань, за несколько месяцев до смерти ему разрешили жить в Саратове. Философские взгляды представлены в работах: «Антропологический принцип в философии», «Характер человеческого знания» и др. Выступил в роли идеолога нигилизма благодаря написанному в Петропавловской крепости роману «Что делать?», где впечатляюще обрисовал образы «новых людей».

Шестов Лев (1866–1938) – русский мыслитель. Задолго до Хайдеггера опубликовал ряд работ по проблемам человеческого существования, предвосхитив многие идеи философии XX века. Основные работы: «Апофеоз беспочвенности», «Власть ключей», «Афины и Иерусалим», «На весах Иова».

Шопенгауэр Артур (1788–1860) – немецкий мыслитель. В 1820 году вышло основное произведение А. Шопенгауэра, которое и по сей день считается выдающимся памятником философской мысли, – «Мир как воля и представление».

Шпенглер Освальд (1880–1936) – выдающийся немецкий философ, занимавшийся проблемами философии истории, философии культуры. В 1918 году, после окончания Первой мировой войны, вышла его книга «Закат Европы», которая сразу завоевала необыкновенную популярность. Влияние его идей на философскую и историческую мысль XX века было огромным.

Юнг Карл Густав (1875–1961) – швейцарский психиатр, ученик З. Фрейда, который пошел значительно дальше своего учителя, создав так называемую «глубинную (аналитическую) психологию», психологию коллективного бессознательного. Юнговская концепция бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии. Его работы по психологии, по анализу современной культуры и места человека в ней были настоящим откровением для многих людей, которые и сейчас считают его неким духовным пророком. Кроме «Психологических типов» на русский язык переведены сборники его работ «Архетип и символ», «Феномен духа в искусстве и науке», «Либидо, его метаморфозы и символы».

Ясперс Карл (1883–1969) – знаменитый немецкий философ, сподвижник М. Хайдеггера, весьма близкий к нему по основным философским идеям. Классик европейской философии. Написал большое количество трудов, очень популярных на Западе. Особенно известна его знаменитая трехтомная «Философия». На русский язык недавно переведено несколько его работ, среди которых самая значительная – «Философская вера».

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев П.В. Философия: Учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 1997. – 568 с. – ISBN 5-7896-0024-7.

Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 256 с. – ISBN 5-98032-075-Х.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Философия» / В.Д. Губин. – М.: РГТУ: Омега-Л, 2005. – 370 с. – ISBN 5-98119-225-9.