Смекни!
smekni.com

Р. П. Баканов (стр. 9 из 43)

В это время резко возрастает интерес не только к научным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. Рост интереса к этим проблемам был тесно связан не только с успехами частных (прежде всего естественных) наук, но и с их недостатками, ограниченностью. Различные отрасли науки были еще слабо развиты. Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточного количества необходимого фактического материала и его обобщения, строить различные предположения, нередко умозрительные. А этого было невозможно достичь без помощи философии.

В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации не расчлененного ранее знания идет по трем основным направлениям:

1. Отделение науки от философии.

2. Выделение в рамках науки отдельных частных наук – механики, астрономии, физики, химии, биологии и других.

3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин как онтология, философия природы, философия истории. гносеология, логика и других.

Поворотным пунктом стали XVIII и первая половина XIX века, когда, с одной стороны, из философии выделились все основные отрасли современного научного знания, с другой стороны, обособление отдельных областей внутри самой философии было доведено до отрыва их друг от друга, что было присуще особенно для воззрений Канта.

Характерное для Нового времени интенсивное развитие производственных сил в условиях нарождающейся капиталистической формации, вызвавшее бурный расцвет науки (особенно естествознания). Потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования – как философских, так и частнонаучных. Процесс опытного знания, экспериментальной науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики. Но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим. Наиболее крупными представителями философии и науки того времени были Джордано Бруно, Рене Декарт, Николай Коперник, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Густав Лейбниц и другие. Они соединяли эти «ипостаси» в своем научном поиске.

В понимании генезиса, возникновения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами – социальными, экономическими и т.д. Поэтому основной задачей изучения науки, по мнению сторонников этого подхода, является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной деятельности («социальных заказов», «социоэкономических условий», «культурно-исторических контекстов» и т.п.). Они-то и выступают в качестве главного фактора, непосредственно определяющего возникновение и развитие науки, ее структуру, особенности, направленность ее эволюции.

Интернализм, наоборот, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т.п. Поэтому главное внимание при изучении науки направляется на описание собственно познавательных процессов. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорять внутренний ход научного познания. Однако этот «ход» есть единство внутренних и внешних своих факторов, которые на разных этапах этого процесса меняются местами и ролями.

Обусловленность процессов возникновения и развития науки потребностями общественно-исторической практики – это главный источник, основная движущая сила этих процессов. Не только развитие науки соответствует уровню развития практики, но и разделение научного знания, дифференциация наук также отражают определенные этапы развития практики, разделения труда, внутренней расчлененности человеческой деятельности в целом.

Вернуться к Содержанию

Развитие науки в период формирования

классической научной картина мира

Период классической науки начал складываться с XVI – XVII веков, но подготовительный этап был еще в эпоху Возрождения. В то время произошла постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым стал посюсторонний мир, а автономным, самостоятельным и универсальным – индивид.

Предпосылки изобретения печатного станка. Средневековое общество было преимущественно бесписьменным. Основными центрами коммуникации были церковь и городская площадь, где узнавали новости, обсуждали слухи, обменивались информацией.

Ораторское искусство в средние века утратило былую популярность, и на события, которые волновали людей, откликалась, прежде всего, церковная проповедь. Истоки этого жанра были заложены в речах библейских пророков, в античном ораторском искусстве. Средневековые проповедники откликались на актуальные проблемы социума, то есть играли роль, которую впоследствии возьмет на себя публицистика.

Книги в то время – редкость, разве что в скрипториях при монастырях они переписывались монахами. Писались они на пергаменте или папирусе, после Х века – на пергаменте. Рукописные книги распространялись и читались очень медленно. В XII – XIV веках появились городские скриптории и светские книги. С ростом городов, развитием ремесел, торговли возник интерес к реальной жизни человека, появилась потребность в информации. Написанные по латыни хроники-анналы фиксировали важнейшие события общественной и религиозной жизни, произошедшие за год.

В XV веке появились рукописные листки новостей (так называемые «летучие листки»), которые вполне удовлетворяли потребность людей в новостях. В Венеции они назывались «аввизи» и выходили еженедельно – сообщали новости итальянской жизни и вести из-за границы. Во Франции выходили 6-7 листков в год. В Германии в XVI веке это была газета немецкого банкира Якоба Фуггера и называлась «Фуггер-цайтунген». В том же столетии в Англии появились «ньюс» – рукописные листки новостей о прибытии торговых судов.

Книгопечатание изобрел Иоганн Гутенберг в 1440 году. Его изобретение состояло в том, что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. Однако у него недоставало средств для эксплуатации своего изобретения.

В России начало книгопечатания связано с именем диакона Ивана Федорова[17]. В 1553 году царь Иван Грозный приказал построить в Москве особый дом для типографии, которая в 1550-е годы выпустила несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них). Предполагают, что в этой типографии работал и Иван Федоров, и что здесь он освоил отдельные полиграфические приемы, которые более нигде не применялись.

Первой печатной книгой, на которой указано имя Ивана Федорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 годов. Это – первая точно датированная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. Историки предполагают, что и в обоих отношениях заслуга в этом принадлежит русскому первопечатнику.

Сразу после этого начались гонения на печатников со стороны переписчиков. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Федоров с Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое Княжество Литовское. Там их радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своем имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Федорова и Петра Мстиславцева, было «Учительное евангелие» (1568 г.) – сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Федоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшийся также для обучения грамоте.

Для продолжения печатного дела Иван Федоров переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (1574 г.). Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в город Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию», первую полную библию на славяно-русском языке. Предпринимательская деятельность первопечатника, к сожалению, не была особо успешной. 5 (15) декабря 1583 г. Иван Федоров скончался в предместье Львова.

В период классической науки развивается эмпиризм (от древнегреченского «опыт») – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Эмпиризм – ранний предшественник научного метода – был разработан английским историком, философом и политическим деятелем Фрэнсисом Бэконом (1561 – 1626 гг.)

Согласно Бэкону, в основе научного познания, должны лежать индукция и эксперимент.

Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно.