Смекни!
smekni.com

Общество с дополнительной ответственностью (стр. 4 из 7)

К числу неимущественных прав участников ОДО в соответствии с ГК РФ и Законом об ООО относятся:

– право на участие в управлении обществом;

– право на получение информации о деятельности общества;

– право на ознакомление с документацией общества, в том числе с бухгалтерскими книгами;

– право требовать проведения аудиторской проверки;

– право принимать участие в распределении прибыли.

Включение последнего права участников ОДО в список неимущественных, вопреки сложившемуся мнению, что это имущественное право, обосновывается, прежде всего, тем, что оно реализуется путем участия участников в работе общего собрания общества и голосования «за» или «против» относительно вопроса распределения прибыли. Это доказывает и разница в законодательной формулировке данного права – «участвовать в распределении прибыли» в отличие от права «получать в случае ликвидации общества часть имущества…». Так, непосредственно участвуя в голосовании на общем собрании ОДО относительно вопроса распределения прибыли общества, участник реализует свое неимущественное право (участие в общем собрании). Если же решение о выплате будет принято, то тогда общество обязано приступить к такой выплате и здесь уже возникают имущественные отношения, если такое решение не будет принято-то и соответствующие отношения не возникнут. Эта ситуация доказывает, что неимущественные отношения связаны с имущественными, и зачастую в процессе реализации неимущественного права участника общества происходит возникновение, изменение и прекращение имущественных правоотношений.

Относительно неимущественных прав участников ОДО хотелось бы еще отметить следующее. Как правило, право на информацию и право на ознакомление с документацией общества отождествляют, хотя, назначение и содержание этих прав различны. Если участник ОДО требует от общества получение какой-то информации, то общество, в лице своих органов управления, самостоятельно решает какого рода информацию предоставлять, в каком объеме и в какой форме и не факт, что такая информация будет достоверной. Кроме того, информацию о деятельности общества, участник ОДО может получить косвенным образом, например, участвуя в работе общего собрания. Требование же об ознакомлении с документацией ОДО предполагает, что участнику должны быть предоставлены именно те документы, которые были им запрошены. И, соответственно, такой участник на основании полученных документов будет самостоятельно делать выводы по интересующим его вопросам, в отличие от участника, затребовавшего информацию и вынужденного полагаться на достоверность выводов, сделанных самим обществом.

Перечень имущественных прав участников ОДО, по сравнению с перечнем неимущественных прав, является более расширенным, к ним относятся:

– право на участие в распределении прибыли, возникшее после принятия соответствующего решения на общем собрании общества;

– право на ликвидационную стоимость;

– право требовать исключения из общества одного из его участников;

– право продажи или иного отчуждения доли (ее части) одному или нескольким участникам общества либо третьим лицам;

– преимущественное право приобретения доли;

– право свободного выхода из общества;

– право внесения дополнительных вкладов в уставный капитал общества.

Также выделяется классификация прав участников ОДО на императивно и диспозитивно закрепленные. Императивно закрепленные – это такие права, которые закреплены в законе и не могут быть изменены по воле участников ОДО. Диспозитивно закрепленные права – это такие, которые по воле участников ОДО могут изменяться или отменяться.

ОДО отличается от других организационно-правовых форм наличием дополнительных прав участников ОДО. Рассмотрим их подробнее.

Юридическая сущность дополнительных прав участников рассматривается как привилегия, которая может быть предоставлена конкретному участнику не только учредительными документами, но и решением любого, в том числе и внеочередного, общего собрания общества.

Рассмотрим специфику прав участника ОДО исходя из функционального назначения и характерных особенностей этой правовой формы, а также подвергнем анализу права, характерные лишь для конструкции ОДО и делающие ее уникальной. Кроме того, разберем особенности тех прав, которыми обладают участники других объединений.

Правовая форма ОДО характерна прежде всего тем, что представляет собой синтез капиталистических и личных объединений. Эта черта и обусловливает как специфику набора, так и специфику содержания прав ее участников. Объединяя лишь капиталы, участники ОДО наделяются целым рядом правомочий, позволяющих значительно усилить личный элемент в конструкции данного вида обществ.

Дополнительные права – наиболее наглядный пример категории прав, присущих лишь ОДО. В любой организационно – правовой форме юридического лица, в том числе и ОДО, конкретный перечень прав участников определяется учредительными документами. Он может быть расширен и дополнен по сравнению с законодательно закрепленным минимумом. Специфика же дополнительных прав участников именно общества с ограниченной ответственностью состоит в следующем.

Во-первых, согласно Закону они могут быть предусмотрены не только учредительными документами, но и единогласным решением общего собрания. Тем самым участники получают возможность регулировать объем своих прав в ходе деятельности общества, не прибегая к внесению изменений в учредительные документы и связанной с этим процедуре перерегистрации.

Во-вторых, дополнительные права носят персональный характер. Если права, которые предоставляет закон, принадлежат всем участникам без исключения, то дополнительные права, по мысли законодателя, могут предоставляться либо всем участникам, либо только определенной группе участников (например, обладающим долями предусмотренного размера), либо персонально одному или нескольким участникам. И в том, и в другом случае эти права связаны с личностью их обладателя, а наделение ими обусловлено персональным решением общего собрания относительно нескольких или одного участника[10].

Права эти составляют собственную привилегию их обладателя, поскольку в случае отчуждения им своей доли не переходят к ее приобретателю, как обычные права участника. Такого рода права предоставляют участникам возможность не только расширить их перечень, но и регулировать объем и принадлежность прав тому или иному участнику.

Наделение определенного лица каким-либо особым правом за персональные качества характерно именно для личных объединений. Следовательно, здесь налицо специфическая особенность ОДО, свидетельствующая о том, что данная правовая форма есть не что иное, как синтез объединения лиц и капиталов.

Необходимо заметить, что в соответствии с Законом к приобретателю доли не переходят лишь права, предоставленные определенному участнику общества. Иными словами, если тот, кто наделяется тем или иным дополнительным правом, определен индивидуально, то право это принадлежит лично ему и имеет персональный характер. Если же участники, которые получают какую-либо привилегию в виде дополнительного права, определены родовыми признаками (как в приведенном выше примере – размером доли), то такое право не приобретает персонального характера. (Подобные привилегии безусловно могут специально оговариваться в уставе или решении общего собрания.) Мнение же некоторых исследователей[11] о том, что персональный характер носят все дополнительные права, представляется несколько спорным. Если следовать этой точке зрения, тогда любое право, предусмотренное уставом (помимо законодательно закрепленного минимума), станет персональным. И значит, каждому новому участнику, приобретающему долю в обществе, нужно будет особым решением общего собрания, принятым 2/3 голосов, утверждать принадлежность этого персонального права, что абсурдно.