(«Новые Известия» 22.09.2009)
НАТАЛЬЯ ИВАНЧЕНКО, АННА СЕМЕНОВА
В Год равных возможностей телеканалы «Доверие» и «Столица» организовали благотворительную акцию под названием «Подари балет детям». Воспитанники московских детских домов и дети из неблагополучных семей получили бесплатные билеты в театры, где ребята смогут не только приобщиться к прекрасному, но и найти новых знакомых, поделиться друг с другом проблемами. Психологи убеждены: посещение выставок, концертов и спектаклей подчас способно творить настоящие чудеса с искалеченной психикой, но только при правильном подходе наставников.
В конце прошлой недели 50 воспитанников детского дома №71 в возрасте от 10 до 17 лет посетили театр имени Наталии Сац. «Жаль, что самые маленькие не могут увидеть эту красоту, им пришлось пока посидеть дома», – поделилась с «НИ» 17-летняя Светлана. «Мы очень рады возможности пообщаться в неформальной обстановке, это не очень-то часто бывает, – радуется еще один воспитанник детдома №71 Сергей. – Мы уже были в театре и в парке Горького, конечно, хотим выбираться куда-то еще».
Сначала ребята послушали экскурсовода, рассказавшего об истории театра, после чего им дали время на общение. Когда шум болтовни слегка утих, воспитанников пригласили в зрительный зал насладиться балетом «Лебединое озеро». Кстати, театр Наталии Сац приспособлен для инвалидов-колясочников, так что маломобильные граждане могут наслаждаться шедеврами балета с комфортом. «В этом году наш фестиваль впервые проходит в этом театре – очень удобная и уважаемая площадка. В нашей программе заявлено 100 представлений. В репертуаре есть русская балетная классика, современные постановки и спектакли специально для детей, – говорит художественный руководитель фестиваля Владимир Кириллов. – Каждый найдет себе что-то по вкусу».
Хотя психологи и твердят наперебой о положительном влиянии на психику музыки и танца, существует серьезная оговорка. Пользу такие визиты принесут, если с детьми работают грамотные специалисты. «Конечно, вырваться из скучных серых стен всегда полезно, однако существенно на психику ребенка эти «вылазки» не влияют. Большую пользу культпоход приносит, если его достойно «обработать», – пояснил «НИ» специалист «Психологического центра на Волхонке» Антон Сорин. – До мероприятия стоит рассказать подробнее о конкретном спектакле, истории его создания, о каких-то специфических моментах. После – ребенок должен поделиться своими впечатлениями, причем обсуждать свои переживания надо и в свете «соседских», и в свете того, что хотел донести до аудитории автор».
Акция «Подари балет детям» в этом году впервые проводится в рамках Летнего фестиваля балета. Организаторы выделяют билеты по запросу партнеров или детских учреждений, обычно от 25 до 100 штук. За все время фестиваля такие визиты наносились трижды, а сама акция будет проходить в течение года. Что примечательно – без копейки бюджетных денег. «Проект является частной инициативой, мы не получаем ни федерального финансирования, ни материальной поддержки от городских властей», – рассказал «НИ» пресс-атташе фестиваля Денис Захаров. По мнению организаторов акции, она станет хорошим стимулом для переориентации бизнеса в социальном направлении. В дальнейшем планируется распространять билеты на подобные мероприятия в центрах социального обеспечения и домах престарелых.
Дети под бетоном
Еще одну зиму десятки подростков проведут
у железнодорожных платформ
(«Новые Известия» 22.09.2009)
АНАСТАСИЯ КРАВЦОВА
Новоиспеченный Уполномоченный по правам ребенка при президенте России Алексей Головань сообщил, что в стране насчитывается сегодня около 200 тыс. бездомных детей. Это только официально зарегистрированных. Независимые эксперты склонны увеличивать плачевную цифру впятеро. Так или иначе все государственные программы, принятые в последние два десятилетия, не дали эффекта. Не только потому, что чиновникам как-то не очень светит возиться с опустившимися на дно порой в прямом смысле слова подростками, но и потому, что те крайне неохотно идут с облеченными властью взрослыми на контакт: ведь он обычно сводится к препровождению в милицию, а оттуда в спецприемник, откуда снова в бега. Вся надежда на волонтеров. Одна из самых успешных групп – «Курский вокзал. Бездомные дети», сосредоточившая усилия вблизи платформы «Серп и Молот». Визит в это неприветливое место нанесли корреспонденты «НИ».
Если перегнуться через железное ограждение платформы, сразу можно увидеть дырки в ее бетонном основании. Здесь живут дети.
Бредем по грубой щебенке, то и дело спотыкаясь о рельсы и шпалы. Со мной Татьяна Свешникова, «мама» почти всех бездомных подростков, которые живут в окрестностях Курского вокзала, не зря воспетого Венечкой Ерофеевым. Каждая дырка и трещина в этом бетонном сооружении для нее – целая история. Лялина дырка, Андрюхина дырка, Кузина дырка… Я заглядываю внутрь – темнота, грязь, вонь. А для нее это жизнь. Татьяна наклоняется, залезает по пояс в дырку и кричит приветствие.
Наружу вылезает Пашка Синеглазка (так называет его Таня). Он жалуется, что заболел, она обещает ему купить лекарство и что-нибудь поесть. Они идут впереди меня, обмениваясь новостями об общих знакомых. Паша рассказывает, что встретил мальчика, которого обокрали и избили. Паша купил ему билет на автобус до Ульяновска за 500 рублей – не оставаться же ему под платформой. Таня хвалит Пашу – совсем стал взрослый. Паренек подрабатывает игрой на гитаре в переходе. Колоться не колется, но пьет. Мечтает о доме. Не о квартире, а именно доме – пусть полуразрушенном. Доме. Своем.
«Большинство подросших вокзальных ребят скололись или сидят по тюрьмам, некоторые погибли, – рассказывает Таня. – Вот Никитос – хороший такой пацан, милый, щекастенький. Он под платформу пришел в 12 лет, врал всем, что ему 13 – хотел казаться взрослее. У него бабушка была и отец-пьяница. Один раз стало ему совсем невмоготу, попросил меня набрать номер отца, а тот послал сына куда подальше. Потом Никита все-таки домой вернулся, но угодил в плохую компанию, в школу его не взяли. Позвонил мне, сказал, что пропадает. Мы его на зиму пристроили в православный лагерь. А следующую зиму он встретил в тюрьме.
«У Анжелы дома все пьют: мать, бабушка, дядя, – продолжает рассказ «мама» Таня. – Приходили к ней как-то домой – грамоты на стенах висят благодарственные за хорошую учебу. А жить там невозможно – вся квартира завалена бутылками, окурками, бабка агрессивная. Вот она и ушла. Несколько месяцев пожила под платформой, сильно заболела – мы ее никак не могли устроить в больницу, потом ее все же взяли. Но вскоре стали угрожать: либо возвращайся домой, либо отправим в психушку. В итоге она опять к своим «серповским» сбежала.
Вика жила под платформой два года. Напивалась до беспамятства, чтобы не думать о своей жизни. Дышала лаком, кололась. Даже свои под платформой стали ее считать изгоем. А потом появился Сережа – обычный такой пацан, откуда-то приехал за приключениями в Москву и тоже к ним в компанию попал. И я не знаю, как это у них случилось, но это похоже на чудо. Настоящая любовь у них началась. И они так друг за друга стали держаться. Дали друг другу слово не колоться и не пить. Держатся уже год. И Вика стала другой…»
Монолог Татьяны Свешниковой может быть бесконечным – слишком много она повидала и пережила за эти годы. Поговорить с ребенком и убедить самого безнадежного, любовью и лаской заставить психованного наркомана принять еду или одежду – для этого нужно много душевных сил. В этой работе или отдаваться делу до конца, опускаться на дно к детям несколько раз в неделю и проживать это время со всей полнотой их страшной жизни с надеждой что-то поменять, либо скоро можно не выдержать. Не останется сил, веры и смысла что-то делать. Ни у них, ни у тебя.
В 2006 году на одном православном интернет-форуме в разгар крещенских морозов раздался крик о помощи. Помощь этот человек (потом выяснилось, что его зовут Рустам Исламгулов, в крещении Рустик) не просил, он хотел ее сам предложить, причем срочно, на следующее утро, и звал других неравнодушных людей присоединиться к нему. Речь шла о том, чтобы накормить бездомных детей с «Серпа и Молота». Так родилось народное движение «Курский вокзал. Бездомные дети». Из горстки людей, которые после работы проводили поначалу почти каждый день с бездомными, родилось неформальное движение, которое знают сегодня почти все бомжи Москвы.
По строгому расписанию у Курского, Павелецкого и Трех вокзалов шесть раз в неделю приезжают машины, сбиваются в кучку разношерстные, разновозрастные бездомные и тянутся за миской, ложкой и куском хлеба. Зрелище тяжелое, настроение от этого безысходное. Но они есть, и все хотят есть.
В то время когда москвичи только стали подкармливать своих бездомных, они обнаружили место, где постоянно тусуются дети – платформу «Серп и Молот». С тех пор жизнь детей из-под платформы и волонтеров стала единым целым, подчас похожим на комок нервов.
В зиму 2007–2008 годов они, казалось, потеряли надежду. Чиновники и обстоятельства были настроены против них, против желания изжить еще один корень зла – продажу наркотических таблеток и веществ детям. Татьяна Свешникова вместе со своей коллегой воевали с рядом таких аптек. Они становились в очередь, следили за тем, что покупают дети, вели беседы с фармацевтами, ругались с хозяевами. Им угрожали взрослые, боясь, что аптечные реки наркоты вдруг пересохнут. Но женщины продолжали бороться. Слали письма в Генпрокуратуру, привлекали под свои знамена журналистов. Увы, почти все привокзальные аптеки по-другому работать не стали.
После того как аптечная война была, по сути, проиграна, оставалась одна надежда на то, что сами дети – без достаточной силы воли, мозгов и опыта борьбы – вдруг однажды возьмут и бросят вести свою прежнюю жизнь. Что, впрочем, случилось с единицами.
Рустам Исламгулов рассказывает об одном из их начинаний. Вроде бы ничего особенного – играли в футбол.