Реорганизуемое общество с ограниченной ответственностью может быть единственным участником выделяемого общества. Это соответствует положению ст. 8 7 ГК, согласно которому общество с ограниченной ответственностью может быть создано одним лицом, в том числе другим обществом с ограниченной ответственностью.
В соответствии с п.2 ст. 104 ГК и п.1 комментируемой статьи общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив. Преобразование в хозяйственное товарищество (полное или коммандитное) либо в потребительский кооператив не допускается. Создание вместо общества с ограниченной ответственностью хозяйственного товарищества или потребительского кооператива возможно только после его прекращения с ликвидацией дел и имущества, но это уже не будет преобразованием.
Ликвидация общества является, наряду с реорганизацией, формой прекращения юридического лица, но такого, при котором правопреемство не происходит. Общество может быть ликвидировано добровольно – по решению его участников либо принудительно - по решению суда.
Основанием добровольной ликвидации общества может послужить нецелесообразность его дальнейшего существования, в частности явная недостижимость цели, поставленной при его создании. Решение о добровольной ликвидации принимается и в случае, когда стоимость чистых активов общества уменьшилась и стала ниже уровня минимального размера уставного капитала. Решение о ликвидации общества должно быть незамедлительно письменно сообщено органу государственной регистрации по месту регистрации общества ( п.1 ст.62 ГК). Приняв такое решение, общее собрание участников назначает ликвидационную комиссию. Пункт 2 ст.62 ГК допускает назначение одного ликвидатора, но для обществ с ограниченной ответственностью такая возможность Законом не установлена.
Принудительная ликвидация общества производится по решению суда в соответствии с основаниями, указанными в п.2 ст.62 ГК: осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями закона или иных нормативных правовых актов. Согласно ст.65 ГК основанием принудительной ликвидации является также несостоятельность (банкротство) общества. Условия и порядок объявления общества несостоятельным (банкротом) определены Законом о банкротстве.
При добровольной ликвидации завершение дел общества возлагается на ликвидационную комиссию, которая после ее назначения становится единственным органом, имеющим право действовать от имени общества, в том числе выступать в суде. Субъектом правоотношений остается общество, находящееся в состоянии ликвидации, и потому все сделки, заключаемые в этот период от имени общества, должны содержать указание о том, что общество находится в состоянии ликвидации. Члены ликвидационной комиссии несут ответственность за вред, причиненный их действиями в процессе ликвидации общества.
Данное право основано как минимум на таких конкретизирующих правах, как:
- право вносить предложения в повестку дня общего собрания участников общества, включая предложения по кандидатам, избираемым в органы управления, в том числе и путем самовыдвижения (п.2 ст. 36);
- право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений (ст. 22).
Рассматриваемое право занимает первое место в перечне прав участников хозяйственных обществ и товариществ, содержащемся в п. 1 ст. 67 ГК. Свое дальнейшее закрепление оно получило в ст. 8 Закона об ООО. С.Д. Могилевский[29] отмечает, что указанное право слагается главным образом из правомочия на собственные действия, включающего целый ряд субправомочий, как-то: право требовать проведения годового собрания участников, право принимать участие в его подготовке и проведении, право голоса, право на контроль за деятельностью общества и т.д.
Закон об ООО устанавливает специальные сроки для созыва годового общего собрания участников, по истечении которого последним предоставляется право требовать проведения такого собрания. Это период от двух до четырех месяцев по окончании финансового года.
Возможность участвовать в подготовке общего собрания участников выражается, во-первых, в праве внесения предложений о включении в повестку дня подлежащего созыву собрания тех или иных вопросов.[30] В ООО любой участник, независимо от размера его доли, вправе вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов (абз. 2 п. 2. ст. 36). Предложения могут быть внесены не менее чем за 15 дней до даты предполагаемого проведения общего собрания.
Во-вторых, возможность участвовать в подготовке общего собрания участников включает право требовать созыва и проведения внеочередных общих собраний. В обществе с ограниченной ответственностью это право принадлежит участнику (участникам), обладающему в совокупности не менее, чем 10 % долей участия в обществе.
В-третьих, возможность участвовать в подготовке общего собрания участников включает право внесения участниками предложений по кандидатурам в совет директоров, ревизионную комиссию, в коллегиальный исполнительный орган, счетную комиссию, а также по кандидатуре на должность единоличного исполнительного органа общества. Данное право характерно только для участников акционерных обществ и не
- предоставляется участникам обществ с ограниченной ответственностью.[31]
Еще одним правомочием, составляющим центр права участия в управлении хозяйственным обществом и относящимся к составляющим возможности участия в проведении общего собрания, является право голоса.
По общему правилу, участник общества с ограниченной ответственностью обладает количеством голосов, прямо пропорциональным размеру его доли в уставном капитале.
Следует отметить и возникновение института кумулятивного голосования в обществах с ограниченной ответственностью, применимое к данным юридическим лицам с принятием Закона об ООО. Возможности применения кумулятивного голосования в обществах с ограниченной ответственностью значительно шире, чем в акционерных обществах, ибо в последних оно используется только при выборе членов наблюдательного совета, в то время как в первых распространяется и на выборы коллегиального исполнительного органа.[32]
Участник ООО также имеет право быть избранным в органы управления обществом. В последнее время в литературе встречается точка зрения, в соответствии с которой данное правомочие, как и все права участия в управлении обществом, носит чисто номинальный характер и практически не используется участниками хозяйственных обществ.[33] Такая позиция основывается на анализе корпоративной практики и отчасти, конечно, справедлива. Тем не менее, нельзя забывать, что закон призван в первую очередь защищать интересы меньшинства и даже в том случае, если один из всех членов организации захочет воспользоваться законодательно закрепленным за ним правом, никто не вправе ему в этом отказать.
Также, в отношении участников общества с ограниченной ответственностью, в силу их малочисленности (максимум 50), а также большой «сплоченности», участие в управлении предприятием, равно как и возможность входить в состав органов управления, является для них достаточно значимым.
Участник ООО имеет возможность реализовать право голоса не только лично, но и через своего представителя. Осуществление подобных действий оформляется доверенностью (ст. 37 Закона об ООО), которая должна соответствовать общим правилам о доверенности, содержащимся в п. 4 и п. 5 ст. 185 ГК.
Судебная практика также свидетельствует о важности данного права. Так, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа[34] признал недействительным решение общего собрания участников ООО «Кетра», установив, что нарушение установленного законом порядка извещения истца - участника общества, владеющего 30% долей уставного капитала, о предстоящем общем собрании, является существенным и влечет за собой признание собрания неправомочным, а принятых на нем решений недействительными в силу ст. 36 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
В силу того, что лица, созывавшие общее собрание, не осуществили уведомления участников общества заказным письмом о месте и времени проведения собрания и его повестке дня, последние были лишены возможности вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, получить информацию и материалы, подлежащие предоставлению участникам общества при подготовке общего собрания, и участвовать в собрании.
Согласно п.п. 1 и 3 ст. 43 Закона об ООО, решение общего собрания участников общества, а также решение совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного или коллегиального исполнительного органа либо управляющего, принятое с нарушением указанного Закона, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества и нарушающее права и законные интересы участника общества, может быть признано судом недействительным по заявлению участника общества.[35]