Смекни!
smekni.com

Очерк теории социального государства (стр. 23 из 69)

Это делает либерализм не просто одной из альтернативных понятию «социальное государство» теорий, а необходимым объектом анализа, без которого представления о социальном государстве будут неполными. Краеугольным принципом либерализма является идея индивидуальной свободы. Либерализм - это доктрина, обосновывающая необходимость ограничения власти государства и общества над индивидом.

В то же время, исходное для либерализма понятие «свобода», являясь философской категорией, неоднозначно и многогранно. Развитие представлений о свободе в рамках государства претерпело за последние три века значительные изменения – от требований свободы веры и неверия, свободы гражданина распоряжаться своей собственностью и личностью, представлений о «государстве как ночном стороже», не вмешивающемся в дела человека, до представлений неолибералов о неизбежности и необходимости ограничений свободы и признания за государством права обеспечения общественного блага через функцию перераспределения богатства.

Сравнительный анализ социальных и либеральных представлений о государстве и реальных воплощений данных идей в конкретную практику экономических и политических решений должен, на наш взгляд, базироваться на самых существенных, системообразующих свойствах данных теорий. В частности, понятие либерализма не может быть сведено к экономическому индивидуализму, неограниченной свободе предпринимательства, принципу «каждый за себя», минимизации государственного вмешательства в экономику, социальные отношения и личную жизнь граждан, являющихся ситуативными проявлениями принципа свободы, но не исчерпывающими собою всю систему либеральных и неолиберальных представлений.

Положенное в основание идей либерализма понятие индивидуальной свободы - это прежде всего свобода самореализации, свобода развития индивидуальных задатков, принцип Дж. Локка «человек есть хозяин собственной персоны», подчеркивающий активную, созидательную роль личности.

Индивидуальная свобода не есть независимость. Быть свободным означает не ограничивать свободу других. Понятие «свобода» в либерализме – предоставление свободы для всех. Она не только ограничивает социальную активность и социальную независимость человека, но и способствует реализации социальных целей общества. В воззрениях И.Канта, Г.Гегеля, М.Вебера, Г.Елинека и других право является способом охраны свободы и интересов всех.

Понятие свободы как ценности оформилось в идеологию одновременно с возникновением идей равенства и справедливости и неразрывно связано с ними. Знаменитый лозунг Великой Французской революции «Свобода, Равенство, Братство» отражает единую систему ценностей общества и требований к государству.

Возникнув, как неразрывная триада гражданских ценностей, принципы свободы, равенства и справедливости легли в основу двух различных моделей государства – либеральной и социальной.

Абсолютизация одной составляющей триады, противопоставление ей двух других ценностей породило антагонизм двух концепций государства, либеральных и социальных принципов.

Противостояние либеральной и социальной идеи шло в двух модальностях – политической и экономической. Приверженцы идеи антилиберального тоталитарного социализма, начиная с Бабефа, Сен-Симона, Вейтлинга, и кончая авторами «казарменного социализма», всегда стремились осуществить справедливость и равенство принудительно, ценой попрания свободы. В экономике приверженность либералов принципу свободы рыночных отношений и идеалу собственности как гарантии индивидуальной свободы всегда противостояли общественным и государственным ограничениям рынка, государственному перераспределению и общественным формам собственности.

Одно из существенных противоречий либеральной и социальной парадигм лежит в отношениях индивида и государства. Для либералов человек находится вне государства, которое противостоит ему. Для социалистического подхода характерно отождествление человека и государства в их целях и способах реализации этих целей. Говоря словами И.Ильина: «... государство не есть какая-то отвлеченность, носящаяся над гражданином. Государство находится не «там где-то» вне нас (правительство, полиция, армия, налоговое ведомство, чиновничий аппарат), нет, оно живет в нас, в виде нас самих, ибо мы, живые человеческие личности, мы есть его «части», или «члены», или «органы». В государство включаются (строят его, колеблют его, совершенствуют его или, наоборот, разрушают его) все свободные, частно-инициативные, духовно-творческие, внутренние настроения и внешние деяния граждан»[87].

В то же время необоснованность категорического противопоставления индивида и государства осознавалось уже при зарождении либерализма. Ж.-Ж.Руссо писал: «... как только кто-либо говорит о делах государства: что мне до этого? Следует считать, что государство погибло»[88]. Или, говоря словами В.Соловьева: «Нельзя по существу противопоставлять личность и общество, нельзя спрашивать, что из этих двух есть цель и что только средство»[89].

Сам факт постоянного противопоставления либеральных и социальных идей на всем протяжении исторического развития на их основе различных государственных форм свидетельствует о том, что они сохранили определенное единство при всех метаморфозах данных теорий и всегда представляли определенный социально-либеральный континуум.

Сложившиеся либеральная и социальная идеологии стали основаниями двух различных подходов к объяснению одних и тех же явлений. При этом необходимо отметить, что возникшая дихотомия понятий существенно раздвинула рамки наших представлений об обществе, государстве и личности. Теоретическое осмысление дихотомий - свобода и равенство, свобода и справедливость, индивид и общество, гражданин и государство, свобода и необходимость, права и обязанности, гражданские и социальные права, личное и общественное благо, индивидуализм и солидарность и т.п. - легло в основу концепций социального и либерального государств, либеральной и социально ориентированной экономик, правового государства и демократических институтов.

Либерализму мы обязаны современным парламентаризмом, принципом разделения властей, независимым судом и многим другим механизмам демократии, призванным гарантировать свободу человека от посягательств на неё со стороны власти.

В экономической теории из данных дихотомий возникло противопоставление рынка и планового хозяйства, экономической свободы и государственного регулирования, кейсинианства и монетаризма. Либеральная и социальная точки зрения являются определяющими при ситуативном анализе реальных исторических эпизодов в рамках научно-технического и общественного развития.

Либерализм, исходя из примата свободы, создал современную систему гражданских прав и обеспечивающих их институтов, без чего не возникла бы идея социальных прав и не было бы гражданского общества. Демократия и гражданское общество, порожденные либерализмом, стали обязательными условиями социального государства. Всеобщая доступность социальной поддержки, правовая природа социальных функций государства, наличие социальных бюджетов – эти основополагающие принципы социального государства имеют не только социальные, но и либеральные корни.

В самом определении «правовое социальное государство» уже содержится либеральная составляющая. Так, один из авторов правовой теории социального государства Ф.Нейман еще в 1932 г. предложил под социальным правовым государством понимать общественный строй, который построен на «правовой институционной основе свободы и собственности, целью которого является соучастие рабочих и профсоюзов в управлении экономикой и самоопределении своей рабочей судьбы»[90].

Либеральная идея не просто была одной из предпосылок возникновения идеи социального государства, но на всем протяжении его становления являлась одним из источников его развития. Многие авторы считают, что в определенной степени социальное государство есть результат противоборства и синтеза государства, основанного на либерально-демократических ценностях, и государства социалистического, провозгласившего обеспечение прав на достойное существование граждан главным направлением своей деятельности. М.Арагон утверждает, что социальное государство «претендует на поддержание равновесия между свободой и равенством, причем равновесие находится в постоянном напряжении и поэтому является динамическим, а не статическим, восприимчивым к постоянным усовершенствованиям и интеграциям»[91].

В конце XIX в. противопоставление либерализма и социализма переходит преимущественно в экономическую плоскость. Реализация либеральных принципов в экономике под воздействием социальных потребностей общества и объективных требований, связанных с развитием производительных сил, привела к появлению неолиберализма, который стал допускать необходимость государства ограничивать экономическую свободу, проводить социально-ориентированную политику и осуществлять перераспределение общественного богатства.

Принятие неолиберализмом данных постулатов не было безоговорочным. Например, известное допущение Джона Стюарта Милля о возможности распределения созданных обществом богатств на основе общественного соглашения рядом либералов (Ф.Хайек, Энтони де Ясан и др.), противников любого вмешательства в действие «невидимой руки» рынка, категорически отвергалось[92].

В целом же неолиберализм ХХ в. допускает определенные ограничения экономической свободы личности и усиление государственного регулирования экономических и социальных процессов. Неолиберализм разделяет положение социальной доктрины, что каждый человек имеет право на достойное существование и государство обязано обеспечить для этого необходимые условия. Государство должно предоставить человеку не только свободу, но и материальные возможности пользоваться ею. В либеральном манифесте 1947 г. провозглашается необходимость улучшения условий труда и жизни людей, признаются необходимость сотрудничества труда и капитала и важность социальных прав.