Смекни!
smekni.com

Очерк теории социального государства (стр. 3 из 69)

Представления о государстве различны не только на предметном уровне, но отличаются и по исходным определениям его сущности. Практически нет мостов между пониманием, что «государственность есть публично-властная форма организации социально стратифицированного общества»[7], и утвердившемся со времен Н.Макиавели постулатом, о самостоятельной, не опирающейся ни на какие принципы, трактовки власти, государства, политики. Между утверждением, что государство «есть «совершенный» союз или союз «свободных» людей» и положением, что государство, даже самое демократическое, - механизм принуждения, насилия над человеком, и «таким механизмом государство всегда было, есть и будет оставаться до тех пор, пока оно существует как всеобщий институт цивилизации»[8].

Ф.Хайек, один из крупнейших в ХХ в. идеологов либерализма, убеждён в том, что государство есть организация, сознательно создаваемая совместно проживающими людьми в целях единообразного управления. Эта организация, подчеркивает Ф.Хайек, «ни в коем случае не идентична самому обществу»[9]. Этот подход соседствует с теориями «насилия», «государство – это политическая организация экономически господствующего класса»[10]. Для Дж.Хэллоуэлла государство, наоборот, «способствует улучшению человеческой природы, раскрепощает творческие способности людей во имя всеобщего блага, сдерживает их предрасположенность творить зло»[11]. Важным сущностным положением остается и мысль К.Маркса о том, что «государство не может рассматриваться просто как действительность, оно должно рассматриваться как деятельность»[12].


Нет общего определения государства. Различное содержание вкладывается в это понятие представителями разных наук и научных школ. Нет согласованной позиции в понимании сущности государства, природа которого некоторыми авторами трактуется диаметрально противоположным образом. Нет единства во взглядах и на функции государства, его роль и даже оценку этой роли. Если согласно Аристотелю, Цицерону, Гегелю государство – это добро и оно необходимо (Гегель даже говорил о божественности государства), то для Августина, анархистов и либералов государство –это безусловное зло.

Л.Мамут пишет: «Многоликость, многомерность государства – факт, доступный непредвзятому наблюдателю. Государство впрямь полиструктурно и полифункционально. Это давало и дает поводы для выдвижения огромного количества его определений. Перечислить хотя бы малую их толику невозможно»[13]. Данное положение разделяют и другие авторы: «В науке, по крайней мере на операциональном уровне, вообще не существует определений государства»[14].

Неразработанность общей теории государства, учитывающей его многогранный характер, отсутствие понимание государства как системы породили механистический подход к его трактовке и возвели в методологический принцип описательный подход к его изучению. «Поскольку эти подходы не исключают друг друга и ведут лишь к пониманию разных аспектов такого сложного образования, как государство, их сочетание оказывается наиболее плодотворным»[15].

Трудно согласиться с положением, что изучение проявлений разных аспектов единой системы без учета системообразующих факторов, иерархии механизмов и свойств является плодотворным. Не формальный синтез различных представлений о государстве, а только понимание государства как сложной многоуровневой и многофункциональной системы позволяет разрешить многие проблемы: это соотношение государства, политической системы и общества; природы и происхождения государства; условий и направления его развития; взаимосвязь личности и государства; для чего существуют созданные государством системы идеологических, политических, правовых отношений, аппараты контроля, административные структуры; соотношение власти и собственности; владение государством властью над политическим пространством страны и над её хозяйством (экономикой) ( empеrium и dominium ).

Уже перечень сложноподчиненных концептов внутри понятия «государство» диктует необходимость рассмотрения данного объекта как иерархизованной системы, состоящей из подсистем и имеющей сквозной системообразующий фактор или факторы.

Таким образом, общая теория государства должна складываться из описания структурных уровней организации, фиксированных в частных теориях предметного изучения данного сложного явления, например в экономической теории государства, социальной, нормативной ( правовой ) и др., и описания их взаимосвязи и взаимообусловленности. Теория государства должна также учитывать источники и динамику его развития.

Анализ генезиса представлений о государстве является основой эволюционного метода выделения его системообразующих функций и определения ведущих механизмов.

Несмотря на то что собственно функциональный подход к исследованию государства в последнее десятилетие стал достаточно распространенным – «Вопрос, который не обошел ни один исследователь, сводится в общем-то к следующему: для чего возникает государство, что оно представляет собой и каковы его функции»[16], сама структура функций государства, и в частности определение его социальных функций, является неоднозначной. На наш взгляд, существует две методологические трудности в описании достаточно полной функциональной структуры государства. Одна из них связана с отсутствием четких критериев выделения собственно функций государства из многообразного перечня его целей, задач и действий в реальных исторических событиях. Вторая трудность обусловлена сложной природой самих функций, реализуемых через разноуровневые функциональные системы.

В настоящее время при определении понятия «функция» в контексте описания функций государства присутствует два не рядоположных подхода.

Первый, наиболее распространенный, исходит из общепринятого содержания данного понятия: Функция государства (лат. functio – исполнение, совершение) – это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной обобщенной форме - и дает определения следующего вида: под функциями государства «принято понимать основные или главные направления его деятельности, выражающие сущность государства»[17]; «Функции государства – это основные направления его деятельности, осуществляемые в определенных сферах общественных отношений, реализующие согласованные интересы граждан и общества на основе законодательно закрепленных нормативов свободы, равенства и справедливости»[18].

В этом случае мы сталкиваемся с обобщенным пониманием функций государства, включающих целые области его проявления, направления и цели его активности, монопольные права. То есть характеристики государства как системы в целом.

Эвристическая недостаточность данного подхода связана с различным пониманием основных направлений его деятельности в зависимости от исходной теоретической позиции исследователя.

Другой подход сводит функции государства к конкретным способам решения частных задач.

Фактически сложилась ситуация, когда под функциями государства понимаются практически все формы его проявления с неопределенной иерархией.

Нет возможности представить весь набор функций государства, рассматриваемых разными авторами, поскольку такой перечень всегда открыт и может быть дополнен. В табл. 1 приведен фрагмент функциональной системы государства, являющийся обобщением представлений разных авторов и структурированный нами по ряду критериев.

Исходя из представлений о функциях государства, как «главных направлениях его деятельности, выражающих сущность государства», можно выделить три группы обобщенных функций, являющихся основными его атрибутами, через которые во всех теориях (только с изменением акцентов) дается определение государства. Условно данные функции можно обозначить как родовые функции, или родовые признаки, понятия « государство». К ним относятся: 1) правовая функция; 2) функция господства и подавления; 3) организационная функция. В этих трех функциях в самом обобщенном виде представлены основные проявления государства, отражающие его природу.

Родовые функции в силу их предельной обобщенности конкретизируются через определенный набор функций, которые можно обозначить как первичные функции государства. Критериями выделения первичных функций является их прямая связь с родовыми функциями и обязательное присутствие в любых исторических формах государства.

Из перечня первичных функций государства (см. табл. 1) видно, что они в свою очередь являются весьма общим обозначением активности государства в конкретных сферах и скорее фиксируют соответствующие монопольные права и задачи.

Часть первичных функций является сложными образованиями, в основе которых лежат другие первичные функции. Например, функция регулирования трудовой деятельности является реализацией одновременно экономической и социальной функций; перераспределение богатства и преследование общего блага реализуют социальную функцию, экономическую, поддержание внутреннего мира и порядка, регулирование отношений государства и общества. Данная категория функций представляет собой по сути первичные функциональные системы, свойственные любым формам государства. Условно данные функции можно обозначить как первичные сложные функции.

Все остальные функции могут быть классифицированы как вторичные и вторичные сложные функции. Данные функции служат способом реализации первичных функций, и их наличие не является обязательным у отдельных исторических форм государства. Вторичные функции государства появляются на определенных этапах его эволюционного развития, и именно через них идет изменение его содержания.