Смекни!
smekni.com

Очерк теории социального государства (стр. 31 из 69)

Со своей стороны рынок также определяет характеристики социальной политики и условия её реализации. На основе рыночных отношений формируется рынок труда со свободой выбора вида и места работы, ориентацией на условия труда и заработок, стремлением повышения квалификации и стимулированием производительности труда и конкуренции.

Рынок обеспечивает доходы населения и развитие стандартов потребления, обуславливает экономические возможности социальной политики, определяет степень дифференциации доходов населения и является основой социального бюджета государства.

С начала 80-х годов ХХ в. идеи социально ориентированного рыночного хозяйства в значительной степени трансформировались в представления о социальной ответственности бизнеса.

Термин «корпоративная социальная ответственность» (corporate social responsibility, CSR), появившись в середине 70-х годов ХХ в., в настоящее время является общепринятым и самым распространенным для описания социальной деятельности предпринимателей. В конце ХХ столетия были выработаны общепризнанные социальные стандарты и формы отчётности компаний, в международной практике получили распространение индексы корпоративной социальной ответственности, широко используется социальный аудит и ежегодные социальные отчёты фирм.

В 1990 г. утвержден самый известный социальноориентированный индекс DSI400 (Domini Social Index), взвешенный по капитализации 400 компаний, которые отбираются с помощью социальных и экономических критериев. С 2001 г. семейство индексов FTSE4Good, для расчёта которых компании выбираются по трём критериям: экология, качество взаимоотношений с сотрудниками и акционерами и соблюдение прав человека. В семейство индексов Доу-Джонс входит индекс устойчивости Dow Jones Sustainability, который строится на принципе отбора 10% лучших компаний из 2500 крупнейших по базовым индексам.

Данный набор индексов в определенной мере позволяет измерить социальный вклад компании в собственный бизнес и достижение общественных полезностей, сопоставить достижения в социальной сфере разных коммерческих структур.

Примечательно, что именно при оценке социальной деятельности бизнеса произошло отнесение вопросов экологии к социальной сфере. На наш взгляд данный факт ещё раз подтверждает обоснованность предложенного нами понимания социального как общественного удовлетворения потребностей человека.

Включение экологических требований в оценку социальной деятельности также позволяет говорить о появлении новой потребности в экологической безопасности, удовлетворение которой становится новой социальной функцией государства.

В России идеи социальной ответственности бизнеса получили развитие только после 2000 г. До этого времени взаимодействие бизнеса и общества в этом плане носило случайный и бессистемный характер. Под социальной ответственностью в основном понималась благотворительная деятельность отдельных компаний. Эта благотворительность обычно зависела от личных пристрастий бизнесменов, и, чтобы не привлекать внимания проверяющих органов, такая деятельность бизнесом не афишировалась.

Всерьез и много заговорили о социальной ответственности бизнеса после того, как одним из приоритетов была названа борьба с бедностью, а В.В.Путин призвал олигархов к социальной ответственности. В связи с появлением установок на социальную деятельность российский бизнес начал работу в трех направлениях: разработка краткосрочных филантропических программ, например, помощи детям-инвалидам; разработка проектов, которые смогут путем взаимодействия бизнеса с региональными властями улучшить в провинции состояние социальной сферы, разработка стратегических долгосрочных проектов, которые принесут бизнесу экономическую выгоду – развитие профобразования, реформирование системы обязательного медицинского страхования и изменение в меньшую сторону налогообложения благотворительности.

Нужно отметить, что при всей вынужденности и фрагментарности социальной деятельности коммерческих структур, их вклад в решение социальных проблем весьма значителен.

По данным исследования, проведенного в 2004 г. Центром экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), только промышленные компании потратили в 2002 г. на финансирование соцсферы 97 млрд. руб. Это 17% от всей прибыли и 0,9% ВВП. Государство же, для сравнения, тратило в этот период на социальную политику не многим больше – 150 млрд. руб. (1,2% ВВП). В 1992 г. на «социалку» предприятия тратили 4% ВВП. Но тогда предприятиям принадлежал 41% всего жилья, медучреждениями и детсадами владело более 70% предприятий, у 38% были в собственности дома отдыха. К 2003 г. более половины промышленных предприятий уже сбросили соцсферу на муниципалитеты. Так, жилой фонд передали 57,4% компаний, дома отдыха – 54,2%, а детсады – 85,5%.

Объекты соцсферы, доставшиеся во время приватизации предприятиям, являлись для них непрофильными активами, от которых в условиях возросшей конкуренции необходимо было избавиться. Однако у местных властей не всегда достает средств на содержание переданных объектов. Между властью и бизнесом установилась модель взаимоотношений, которую эксперты назвали «добровольно-принудительной благотворительностью». В обмен на просьбы мэра и губернатора выделить деньги (помимо уплаты налогов) на соцсферу бизнесмены получали возможность спокойно работать.

В отдельную глобальную проблему можно выделить вопрос кадров. В процессе реструктуризации многие предприятия столкнулись с необходимостью закрытия нерентабельных производств и сокращения рабочих мест. В 90-е годы рост безработицы удалось сдержать, потому что многие предприятия сознательно удерживали избыточный персонал, чтобы не порождать социальных конфликтов. В последние годы количество неэффективных рабочих мест сократилось почти в два раза и составляет 12 млн. Правда, стоит отметить, что вместо 8,5 млн. сокращенных в последние годы рабочих мест стараниями бизнеса было введено эквивалентное количество новых.

Начиная с 2004 г. и со стороны государства и со стороны бизнеса начали увеличиваться предложения об объединении средств бюджета и бизнеса для решения социальных проблем.

Здесь можно выделить два основных направления, призванных «улучшить партнерство государства и бизнеса». Первое – это переход от сметного финансирования бюджетных организаций к финансированию по факту предоставления услуги. Речь идет о новых организационно-правовых нормах, в рамках которых будет проходить реорганизация государственных учреждений. В настоящее время готовится законопроект «О государственных специализированных муниципальных некоммерческих организациях». Такие организации сохранят госсобственность, но бизнес получит возможность их софинансировать, управлять ими через попечительский совет и ориентировать их деятельность на социальный спрос. Кроме того, предполагается конкурсное размещение государственного социального заказа.

Второе направление связано с системой социального страхования. Речь идет о возможности создания бизнесом альтернативных форм страхования медпомощи и страховых рисков в рамках негосударственных страховых компаний. При этом предполагается, что работодатели на страховые цели смогут использовать часть единого социального налога.

От социальной стабильности во многом зависит устойчивость производства. Понимая это, крупные промышленники вырабатывают свои социальные программы.

Бизнес давно осознал, что инвестиции в человеческий капитал являются наиболее рентабельными и способны дать наибольший экономический эффект в перспективе. Латая бреши социальной политики государства, он просто вынужден формировать собственную среду обитания, закладывая таким образом прочные жизненные основы не только для собственного производства, региона его присутствия, но и дальнейшего развития российской экономики в целом.

Изменение баланса экономических и социальных факторов общественного развития в пользу социальных детерминант, приобретение ими роли основного импульса экономического развития, имеет двойственную природу. С одной стороны, это следствие эволюции социального государства, а с другой – результат научно-технического прогресса. Взаимообусловленность этих процессов наиболее ярко выражена в особенностях социального рыночного хозяйства.

Взаимосвязь социально ориентированной экономики и социальных функций государства настолько велика, что возникает вопрос: а не является ли социально ориентированная экономика одной из форм проявления социального государства? То есть, что является первичным: социальное государство или социальное рыночное хозяйство?

Исторически государство последовательно осуществляло функции поддержания рыночных отношений в форме защиты частной собственности, регулирования процессов торговли и обмена, реализации норм компетенции Гражданского кодекса. С приобретением социальных функций государство столкнулось с необходимостью ограничения свободных рыночных отношений и придания экономике социальной ориентации, отвечающей интересам всего населения. Социальное государство, само являясь продуктом развития производительных сил и соответствующих отношений, активно модернизирует производительные силы и формирует новые социальные отношения на других структурных уровнях общества. Социально ориентированная экономика есть продукт социального государства, через который оно реализует часть своих социальных функций и обеспечивает дополнительные стимулы развития экономики.