Смекни!
smekni.com

Очерк теории социального государства (стр. 46 из 69)

На смену представлениям, что различного рода риски распространяются на все население и по своей природе являются следствием случайного стечения обстоятельств, пришло понимание детерминированности большинства неблагоприятных ситуаций. В случае, когда два человека платят одинаковые взносы медицинского страхования, но при этом один из них является курящим (пьющим, имеющим плохую наследственность, не занимающимся спортом и т.п.), вероятность наступления страхового случая у курильщика значительно выше, но в силу принципа солидарного страхования некурящий будет оплачивать лечение курящего. С другой стороны, в современных условиях стали нередки ситуации, когда страховой случай наступает одновременно для большинства застрахованных – длительная безработица, техногенные катастрофы, экономический кризис, дефолт, «перестройка» и многие другие события, которые из-за большего количества потерпевших не могут быть компенсированы из средств страховых фондов. Особенно наглядно это видно в случае стихийных бедствий, когда государству приходится оказывать вспомоществование, не имея никаких правовых оснований. То есть осуществлять государственную благотворительность, а не реализовывать норму права.

В некоторых случаях страховые принципы могут быть заменены принципом возмещения ущерба, например возмещение вреда «чернобыльцам», но этот принцип также не универсален и имеет еще больше, чем страхование, ограничений.

Принципы солидарности и справедливости, на которых основано страхование, подвергаются разрушению и по целому ряду других причин. Изначально система социального страхования строилась на основе горизонтального перераспределения. В настоящее время усложнение структуры общества порождает и вертикальное перераспределение, выражающееся в том, что ряд групп застрахованных платят взносы, но никогда в принципе не будут пользоваться соответствующей компенсацией, например, госслужащие платят в пенсионный фонд, а пенсию будут получать из бюджета, и наоборот, все увеличивается количество людей, которые не платят страховые взносы, но получают страховку.

Значительное влияние на систему социального страхования оказывает и демографическая ситуация. Социальное государство с целью социальной защиты через систему страхования вынуждено осуществлять функцию гигантского перераспределения средств между поколениями. Однако в условиях снижения рождаемости общество имеет тенденцию к старению, что создает определенные диспропорции между плательщиками взносов и получателями благ.

Основными плательщиками взносов являются 20-45-летние и они же в наименьшей степени пользуются страховыми социальными благами. Эта солидарность поколений была приемлема до тех пор, пока финансовая нагрузка на более младшие поколения не превышала некую разумную норму, но в настоящее время порождает конфликт.

Необходимо обратить внимание и еще на один важный момент. Социальное страхование основывается на солидарности нации и само является фактором национального сплочения. Благодаря социальному страхованию снималось и противоречие между распределительной и коммутативной справедливостью, которое заменялось на механическое солидарное перераспределение. В условиях значительного расслоения российского общества и ужасающего обнищания значительной части населения гражданская солидарность проходит тяжелое испытание, а противоречия между «всем поровну» и «каждому по заслугам» обостряются. Человека не трогают призывы платить налоги потому, что нечем платить врачам и учителям, если он знает, что разворовываются и оседают за границей суммы, равные бюджету страны.

Развитие социального государства в Российской Федерации связано с развитием страховых принципов, как обязательного этапа социальной политики рыночного хозяйства. Введение социального налога, покрывающего нестраховые риски, является развитием собственно страховых механизмов, но не замещает их. Социальный налог не выступает как альтернатива социальному страхованию, а является его продолжением и дополнением. Социальное страхование, специальные страховые фонды, единый социальный налог, государственные бюджетные фонды компенсации ущерба и другие механизмы реализации социальных функций государства создают поле социальной защиты, нивелируя риски различной природы. При этом социальному страхованию принадлежит ведущая роль.

В основе введения единого социального налога лежит также неразвитость страховых принципов всех систем социальной защиты. Для всех очевидно, что страховые взносы в основные социальные страховые фонды не являются персонифицированными, это «общий котел», внутренняя система расходов фондов не имеет жесткого целевого характера, увязанного с целями страхования, нет связи между взносами и социальными гарантиями (в меньшей степени это относится к пенсионному фонду). Для работника и предпринимателя взносы в социальные фонды не являются отложенной зарплатой и не входят в стоимость труда, а воспринимаются как государственный побор.

Уже в 1994 г. в проекте Федерального закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» была предпринята попытка отнести выплаты в государственные внебюджетные фонды к налогам. С точки зрения сбора страховых взносов при их обезличенности такая мера только облегчала работодателю и государству процедуру выплат и учета. С точки зрения бухгалтера это действительно удобно. Недопустимо только, что с введением социального налога происходит подмена страхового принципа социальной защиты на государственную благотворительность.

Построение социального государства зависит от того, насколько страховые механизмы будут реализованы в пенсионной системе, борьбе с безработицей, социальной защите и других секторах социальной сферы.

Принципиальный вопрос о соотношении обязательного (принудительного) и добровольного страхования зависит не от уровня демократии в обществе и отклонения государства к социальному или либеральному полюсу, хотя, безусловно, эти факторы играют определенную роль, а от уровня благосостояния населения. В условиях массовой нищеты только государство может принудительно заставить человека резервировать часть своей зарплаты как гарантию на будущее поскольку, когда человек сталкивается с невозможностью удовлетворения своих жизненно важных потребностей сегодня, он пренебрегает завтрашним днем. И наоборот, для человека, удовлетворенного сегодняшним днем, важнейшим мотивом поведения является обеспечение уверенности в дне завтрашнем, ему свойственно стремление обезопасить себя и семью в будущем.

В этих условиях обязательное социальное страхование является хоть и горьким, но необходимым лекарством, а государственная деятельность по его обеспечению приобретает дополнительную значимость.

Необходимо осознать, что Россия, входя в рыночные отношения, принципиально не может игнорировать основной социальный механизм социальной защиты рыночной экономики. Пока в России не будет создана полноценная система социального страхования, перспективы строительства реального социального государства будут достаточно призрачны.

Наиболее ярко проблемы развития социального страхования проявились в пенсионном обеспечении.

Пенсионная система является одной из основных социальных сфер. Влияние процессов, происходящих в пенсионной системе, на всю социальную политику в стране связано как с социальным и политическим эффектом деятельности этого самого крупного и значимого института социальной защиты, так и с тем, что идеология и механизмы его функционирования задают тон, копируются в других системах.

Например, социальная защита в рыночных условиях диктует необходимость всемерного расширения добровольного страхования, в том числе и добровольного пенсионного страхования через негосударственные пенсионные фонды, страхование дожития и другие частные институты. Однако в силу реальной экономической и политической ситуации главным на сегодняшний день остается принудительное обязательное государственное пенсионное страхование. И эта модель воспроизводится во всех других секторах социального страхования.

При этом необходимо подчеркнуть, что речь идет именно о страховании, а не принудительном изъятии части доходов граждан в общественные фонды или для текущих государственных нужд под гарантии выплат в будущем, как сейчас происходит в результате пенсионной реформы. Суть обязательного пенсионного страхования сохраняется уже в течение длительного времени, хотя по форме и содержанию оно постепенно трансформируется – изменяется набор страховых случаев, при наступлении которых производится выплата пенсий; расширяется круг застрахованных; пересматриваются основания размера пенсий (стаж, заработная плата и другое); по-разному учитываются страховые и нестраховые периоды; устанавливаются разные минимальные и максимальные ограничения; выводятся различные принципы пересмотра и индексации размеров пенсий и т.п.

При всех модификациях пенсионной системы остается неизменным принцип связи между уплачиваемыми взносами и пенсионными правами (в настоящее время это персонифицированные пенсионные счета); обеспечение принципа солидарности поколений и сохранение прав, приобретенных ранее.

Спорными остаются вопрос о льготных пенсиях, совмещении работы и пенсии, региональных коэффициентах. Очевидно, что эти особенности не соответствуют логике пенсионного обеспечения, но являются важными элементами социальной поддержки в современных условиях и не могут быть исключены без адекватного замещения.

Одним из принципиальных вопросов пенсионного обеспечения является определение собственника пенсионных денег. Исходя из сущности социального страхования и международного опыта, ответ может быть только один – средства пенсионного фонда являются исключительно собственностью пенсионеров, имеют строго целевое назначение и ни при каких обстоятельствах не могут использоваться на иные, помимо пенсионных выплат, цели. Пенсионные страховые взносы, собранные государством в принудительном порядке по обязательному пенсионному страхованию, не могут быть государством реализованы на покрытие других форм социальной защиты. Сложившаяся в Пенсионном фонде Российской Федерации с 1999 г. практика использования средств пенсионного фонда для оказания пенсионерам помощи, не связанной с выплатой пенсий (поддержка домов престарелых, медицинское страхование пенсионеров и т.п.), при всей гуманности этих действий разрушает принципы страхования, воспроизводя тоталитарную модель государственного попечительства в СССР и подрывая принцип солидарности.