Смекни!
smekni.com

Воспитание гражданина (стр. 1 из 10)

Воспитание гражданина

ВВЕДЕНИЕ

В целях достижения системы в воспитательной работе с учащимися в школах США, Великобритании, Франции, Японии и некоторых других стран вводятся специальные интегративные курсы, наряду с учебными разрабатываются программы воспитания детей. Например, учебными пла­нами школ США, Франции и Японии предусмотрено преподавание дис­циплины — «Граждановедение». В грамматических школах Великобрита­нии преподается предмет — «Общая культура». В учебный план подгото­вительных классов элементарной французской школы введен курс — «Мо­раль». Аналогичным документом в школах Японии выделяется время на проведение часов классного руководителя даже в старших классах.

В русской национальной школе традиции нравственного, прежде всего патриотического воспитания берут свое начало во второй полови­не XIX века.

Так, в своих трудах КД.Ушинский остро и недвусмысленно отстаивал идеи народно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Эти идеи успешно реализовывались на практике в начале XX века вы­дающимся педагогом С.Т.Шацким, в 20-40-е годы — Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.Н. Сорока-Росинским, а позднее В.А. Сухомлинским, славной плеядой отечественных педагогов-новаторов.

С середины 50-х годов в нашей стране начал складываться практичес­кий опыт разработки специальных программ воспитания детей разного возраста. Вначале они издавались Академией педагогических наук под названием «Примерная программа воспитательной работы школы», поз­же выходили в свет под названием «Примерное содержание воспитания школьников» (Под редакцией Н.И.Болдырева, И.С.Марьенко). Главное достоинство указанных программ-ориентирование наставников на обес­печение всестороннего развития личности воспитанника и преемственно­сти в работе при осуществлении целостного педагогического процесса.

Детские и молодежные организации, охватывающие практически всех детей и подростков и большую часть учащихся юношеского возраста, стро­или свою деятельность в соответствии с Положением о пионерской орга­низации, программой «Ориентир», Уставом ВЛКСМ, дававшими боль­шой простор для проявления общественной инициативы и самодеятель­ности ребят.

С наступлением «рыночных» реформ, сменой социально-экономичес­кого и политического устройства Российского государства и провозгла­шенным вслед за этим «новым» курсом в области просвещения централь­ные и многие региональные ведомства образования предали забвению на­копленный опыт воспитательной работы. Фактически все проблемы воспитания педагогам предлагалось решать на уроке. В свою очередь содер­жание учебных программ и учебников также перестраивалось на новый лад: оно нередко приобретало антипатриотическую, антироссийскую, антирусскую направленность.

Больше того, реформаторы повели решительную борьбу за ликвида­цию такого «пережитка», как военно-патриотическое воспитание молоде­жи. Был даже отменен сам термин «военно-патриотическое воспитание», прекращена допризывная подготовка юношей-старшеклассников в шко­ле. Другими объектами их нападок и критики явились: воспитание в кол­лективе и через коллектив, сложившаяся в советский период система от­ношений школы, семьи и общественности, единство их воспитательных воздействий и многое другое. Все это привело к серьезным негативным последствиям: разобщению детей, дискомфорту, резкому росту преступности среди несовершеннолетних, к бездуховности. Получила развитие одна из опаснейших для об­щества тенденций — снижение престижа профессий защитников Родины в глазах молодежи.

К чести педагогов, во многих детских садах, школах, в учреждениях дополнительного и профессионального образования не прерывали поиск путей совершенствования системы воспитания детей и учащейся молоде­жи в новых социально-экономических условиях.

При разработке концептуальных основ содержания воспитательного процесса директор 825-й московской школы ВА.Караковский опирался на сконструированную им модель личности выпускника среднего образо­вательного учреждения. При этом принималось в расчет, что к моменту получения аттестата о среднем образовании молодой человек должен об­ладать такими качествами, как; гармония индивидуального и социально­го, т.е. личного и общественного; сориентированность на главные ценно­сти общества — отношение к Родине, труду, к людям, к самому себе, к коллективу и др.; высокий уровень самосознания, социальная ответствен­ность, гуманизм, способность к творчеству, интеллигентность.

Под руководством ученых-педагогов Е.Б.Евладовой и Т.И.Петрако­вой была разработана программа «Путешествие к истокам», призванная объединить урочную и внеурочную работу по нравственному воспита­нию, согласовать в этом отношении действия педагогов — предметни­ков, наставников учреждений дополнительного образования и классных руководителей.

Профессором Н.Е.Щурковой разработана и апробирована програм­ма учебного курса «Человек и современный мир» (1993г.). Она содер­жит разделы: «Культура поведения и гигиена современного человека»;

«Начала этики»; «Начала эстетики»; «Человек и право»; «Психология общения» и др.

В том же году вышла в свет программа Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество». Ее важнейшие составляющие: 1. Ле­топись родных мест; 2. Экология; 3. Великая Отечественная война; 4. Лите-ратурное краеведение; 5. Школьные музеи; 6. Природное наследие; 7. 3емляки; 8. Исторический некрополь; 9. Исторические памятники России; 10. Археология; 11. Этнография; 12 .Краеведение; 13. Моя родословная; 14. Геология и др.

Стремлением внести свой вклад в теорию и практику воспитания детей и молодежи в современных условиях объясняются действия ряда других ученых-руководителей авторских коллективов, принявших участие в раз­работке различных концепций и программ, в основу которых положен культурологический, индивидуально-личностных, субъект-субъектный подход. Это: Битинас Б.П., Бондаревская Е.В., Газманов О.С., Малькова З.А, Новикова Л.И., Таланчук Н.М.*

В Алтайском крае созданы программы развития детско-юношеского туризма: «Алтайская кругосветка»; «Развитие лыжного туризма»; «Крае­ведческая туриада Алтая»; «Культурное наследие Алтая»; «Алтай с высоты птичьего полета»; «Будущие защитники Отечества» и пр.

В средней школе №10 г.Барнаула составлена программа «Этическая грамматика». Курс охватывает учащихся с 1 по 11 класс. Занятия прово­дятся классными руководителями: в 1-5-х классах один раз в неделю, в 6-11-х — два раза в месяц. Программа состоит из четырех частей (этика общения, этикет, нормы этики, этика отношений в коллективе).

Педагоги 42-й барнаульской школы-гимназии используют в воспита­тельных целях курс «Граждановедение», но не сводят к нему все многооб­разие работы по формированию личности воспитанников.

В школе города Барнаула №53 функционирует Центр эстетического воспитания «Гармония», реализуя интересную программу, созданную твор­ческим коллективом.

Живой интерес у ребят школы №17 ст. Укладочная вызывает работа по программе «Путешествие к истокам». Здесь создана детская организа­ция «Истоки», имеющая патриотическую направленность в своей дея­тельности.

Педагогические коллективы Шипунихинской средней школы Третья­ковского района и Боровлянской средней школы Троицкого района вос­питательную работу организуют по программе «Возрождение». В основу ее положена идея «сберечь себя для России и Россию — для себя». Цель и задачи реализации этой программы: духовное и физическое совершенст­вование человека; содействие его выживанию в создавшихся экономических, экологических и социальных условиях; привитие способности размышлять о прошлом, настоящем и будущем России; помощь подрастаю­щему поколению в освоении культурного наследия, традиций своего на­рода, в осознании глубинных связей поколений.

Наставники Марушинской средней школы Целинного района воспи­тательную работу организуют по программе «Будущее России». Содержа­ние ее подчинено решению задач воспитания в духе уважения общечело­веческих ценностей, знакомства с традициями русских людей, развития творческой активности воспитанников.

Принципиально важным в приведенных и многих не указанных нами программах конкретных школ является максимальный учет местных усло­вий и интересов самих ребят. К сожалению, почти каждая из них, взятая в отдельности, далеко не всегда учитывает весь спектр проблем современ­ного воспитания молодежи. Имеют место случаи одностороннего, узкого и не отвечающего национальным интересам россиян подхода к воспита­нию. Пример тому — попытка с подачи американских миссионеров, сто­ронников теории бихевиоризма, реализовать чуждую отечественной педа­гогике и психологии программу «Главное — характер».

Устранению указанных недостатков была подчинена деятельность вре­менного научно-исследовательского коллектива, который объединил твор­ческий поиск многих алтайских ученых, управленцев системой образова­ния и практиков в области воспитания детей и учащейся молодежи. Ре­зультатом этой деятельности явилась разработка «Основных направлений воспитательной работы в системе вариативного образования Алтайского края», одобренных коллегией комитета администрации края по образо­ванию.

Не умаляя достоинств «Основных направлений...», следует признать их «глобализм», концептуально-теоретическую направленность, что создает определенные трудности рядовому субъекту воспитания спланировать и осуществить процесс воспитания в условиях конкретной школы, ограни­ченных возможностей села и т.д.

Международный педагогический опыт и практика российской школы свидетельствуют о целесообразности разработки такого содержания вос­питания школьников, с учетом которого каждая школа могла бы опреде­лить свою систему работы по формированию и развитию личности детей, как в учебное, так и в свободное от занятий время.