Смекни!
smekni.com

Состояние разработанности проблемы и источниковая база исследования (стр. 2 из 5)

5. Характерными признаками государственности Крымского ханства были налоговая и денежная (финансовая) системы, которые, хотя и отображали золотоординскую аналогичные системы, но не были их полным отражением, так как дифференцировались по религиозному принципу (для мусульман и не мусульман). В Крымском ханстве дорожили и оберегали право чеканить свои денежные знаки: каждый новый хан, только-что взойдя на престол, выпускал монеты со своим именем, тамгой (гербом). Ни разу за всю историю ханства не было выпущено монет с именем турецкого султана.

6. Наличие собственной армии и аппарата принуждения определили характер функционирования самого государства. Крымский хан владел одной из наибольших, сильных, выносливых армий в Восточной Европе, которая имела могущественную конницу, осуществлявшая опустошительные набеги на соседние страны.

7. По форме государственного правления Крымское ханство было сословно-представительной ограниченной монархией. Хан, который стоял во главе государства, обладал широкими полномочиями, был главой исполнительной и судебной власти. Власть хана ограничивалась высшим коллегиальным органом – Диваном и муфтием (председателем мусульманского духовенства), который выполнял роль своеобразного контрольно-надзорного органа, наблюдал за действиями и решениями хана относительно их соответствия нормам ислама. Существенного ограничения власть хана испытывала со стороны беев.

8. По форме государственного устройства Крымское ханство было децентрализованным унитарным государством, территория которого была разделена на бейлики, во главе которых стояли могущественные беи. В каждом бейлике создавались собственные органы власти и воинские силы; некоторые из них вступали в международные отношения с соседними государствами, велели переписывание с зарубежными правительствами.

9. Система престолонаследия в Крымском ханстве — салическая: власть наследовалась старшим сыном или старшим братом хана. Ханом мог быть лишь чингизид из династии Гиреев. Только из первой половины XVI в. Османская империя начала вмешиваться в назначение ханов на должность и снятие с нее. Такое вмешательство подчеркивало религиозное верховенство турецкого султана над всем мусульманским миром, и в частности, крымским ханством, и не распространялось на политико-организационную деятельность хана: самостоятельность хана в проведении внутренней и внешней политики на международной арене от этого существенно не уменьшалась.

10. В Крымском ханстве существовала собственная судебная система, которая была трехзвенной: кадии (местные судьи), которые были духовными лицами и вершили суд в соответствии с нормам Корана и других источников мусульманского права; Диван бейлика (апелляционный суд), куда каждый человек, чьи права нарушены, могли обжаловать судебное решение (уджет); Диван Крымского ханства (высшая судебная инстанция).

11. Основными источниками права, которые действовали в Крымском ханстве, были Коран, сунна, тефсир, иджма, кияс, урф, амал. На их основе формировались фетвы муфтия, ярлыки хана, решения Дивана. Канун-наме (своды законов султанов), которые имели юридическую силу в Турции, не применялся в ханстве. Особенностью права в ханстве являлось действие чингизидского торэ (обычного права). Действовали международные договоры: наиболее весомые утверждались Диваном.

12. Кадиаскерские книги свидетельствуют, что в Крымском ханстве сформировалась система мусульманского права ханифитского толка, однако унаследованное чингизидское торэ отличало её от тех мусульманских государств, где в праве преобладала ханифитская ориентация.

Научное и практическое значение работы состоит в том, что ее материалы, выводы и основные положения могут быть использованы при дальнейшем совершенствовании государственно-политического устройства Украины, при решении проблем, связанных с определением правового статуса крымскотатарского народа в законодательстве Украины, при проведении региональной политики, определении организационных и правовых основ взаимодействия центральных и местных органов власти, государственных и общественных организаций, в частности тех, которые возникли в среде крымскотатарского населения (меджлис).

Результаты исследования целесообразно использовать также при подготовке общих и специальных курсов из истории государства и права Украины, истории Украины, других дисциплин, которые имеют целью подготовку специалистов-юристов. Они могут быть использованы при планировании и проведении дальнейших научных исследований по отечественной истории государства и права XV – XVIII ст., ретроспективном анализе мусульманского права в многообразии его толкований.

Апробация результатов диссертации. Результаты исследования и основные научные положения докладывались на ежегодных отчетных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Крымского юридического института Национального университета внутренних дел (Симферополь, 2001, 2002, 2003); на международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения крымскотатарского просветителя И. Гаспринского (Симферополь, май 2001); на IX историко-правовой конференции «Юридична наука та освіта: історія, сучасність, перспективи» (Рівне, 2003).

Публикации. По результатам диссертации опубликовано 6 научных работ, 3 из них опубликованы в фаховых изданиях.

Структура работы. Структура диссертации, обусловлена предметом, задачами и логикой исследования. Работа состоит из вступления, четырёх разделов, восьми подразделов, выводов и списка использованных источников (240 наименований). Общий объем диссертации составляет 185 страницы.

Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html

Выводы к диссертации:

1. Изучение в хронологическо-проблемном аспекте научных трудов, прямо или косвенно относящихся к теме диссертации позволило автору предложить периодизацию историографического массива, разделив его на четыре группы. Критерием такой классификации является временные и территориальные рамки написания научных работ, учтена также и политическая ситуация, которая повлияла на объективность и возможность интерпретации исторических фактов в указанное время.

2. Установлено, что пребывание Крымского полуострова в составе Золотой Орды, в качестве одного из самых крупных административно-территориальных единиц предопределило его будущую государственность.

3. Определено, что Крымское ханство, как самостоятельное государство, образованное в результате распада Золотой орды унаследовало его государственную организацию (форму государственного устройства, структуру органов власти, частично налоговую и денежную системы, структуру и тактику армии) и право (чингизидское торэ), а также специфику внутренней и внешней политики.

4. Установлено, что форма правления Крымского ханства была сословно-представительная ограниченная монархия. Власть крымского хана ограничивалась: Диваном (высшим коллегиальным органом государственной власти), муфтием, выполнявшим своеобразную контрольно-надзорную функцию, а также знатными и могущественными беями.

5. Обосновано, что по форме государственного устройства Крымского ханства было децентрализованным унитарным государством. Основой административно - территориального деления ханства являлись бейлики, принадлежавшие представителя аристократии. В беликах создавались органы управления, по образцу ханского двора: местный Диван, на заседаниях которого избирались калга, нуреддин, муфтий. В них осуществлялось правосудие. Кроме того, в каждой административно-территориальной единице Крымского ханства создавались военные формирования, подчинявшиеся хану.

6. Установлено, что на организацию государственной власти в Крымском ханстве существенное влияние оказал исторический тип государства. Во главе государства стоял хан, обладавший широкими полномочиями, который являлся главой исполнительной и судебной власти. Высшим органом исполнительной власти в Крымском ханстве являлся коллегиальный орган - Диван, в состав которого входили хан, калга, нуреддин, визирь, беи.

7. Определено, что система престолонаследия в Крымском ханстве была салической, власть до начала XVI века передавалась по наследству старшему сыну или брату хана. Ханом мог быть только чингизид из династии Гиреев. Говорить о влиянии турецкого султана при назначении на должность хана и снятие с поста, можно только с первой четверти XVI в. Это обусловлено тем, что Турецкий султан, после завоевания священной для мусульман Мекки получил «ключи от Каабы и плащ пророка» стал восприниматься в мусульманском мире в качестве наместника Пророка на земле. Данное влияние не распространялось на политико-администратвную деятельность хана внутри ханства, а также за его пределами. Крымские ханы самостоятельно проводили внутреннюю и внешнюю политику. Это выражалось в определении видов и размеров налогов, порядке обращения национальной валюты, издании нормативно – правовых актов, базирующихся на мусульманском праве. На международной арене Крымское ханство признавалось самостоятельным государством.

8. Установлено, что в Крымском ханстве существовала своя система органов государственной власти. Высшим коллегиальным органом исполнительной власти являлся Диван, в состав которого входили хан, калга, нуреддин, визирь, беи и другие. Диван обладал широкими полномочиями: ратифицировал международные договоры, давал согласие на решение хана о начале военных действий или оказании военной помощи. Диван также являлся высшей судебной инстанцией, пересматривал в качестве кассации судебные решения нижестоящих судов, и только он мог вынести приговор, в котором в качестве наказания предусматривалась смертная казнь. Своеобразным контрольно-надзорным органом крымского ханства являлся муфтий. Будучи главой мусульманского духовенства, он толковал нормы мусульманского права, и осуществлял надзор за тем, чтобы нормативно-правовые акты органов государственной власти соответствовали Корану и иным источникам права.