Смекни!
smekni.com

Общество с ограниченной ответственностью как участник торгового оборота в Российской Федерации (стр. 2 из 19)

Общество обладает рядом признаков, позволяющих установить его место в ряду других хозяйственных Товариществ и Обществ.

Во-первых, ООО, как и все хозяйственные товарищества и общества, является юридическим лицом. Признаки, содержащиеся в легальном определении юридического лица (ст. 48 ГК РФ), – организационное единство, наличие вещных прав на имущество, самостоятельная ответственность, выступление в обороте, от своего имени, процессуальная правосубъектность, предпо­лагают различную конкретизацию для разных форм юри­дического лица. Единственный момент, общий для всех юридических лиц, – это возможность выступления вовне от своего имени. Само понятие «организационно-правовая форма» юридического лица свидетельствует о том, что ха­рактеристика субъекта в качестве юридического лица оз­начает только признание его субъектом гражданского пра­ва, так как содержание признаков, входящих в легальное определение юридического лица, не является одинаковым для всех организационно-правовых форм.[6]

Во-вторых, отсутствие ответственности участников Общества по обязательствам ООО. Само наименование «общество с ограниченной ответственностью» не совсем точное. Общество несет полную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а участники не несут никакой ответственности по обязательствам Общества, кроме слу­чаев, предусмотренных законом.

По российскому законодательству участники Общества не отвечают по его обязательствам. Применительно ко всем юридическим лицам это правило сформулировано в п. 3 ст. 56 ГК РФ.

Однако из принципа отсутствия ответственности уча­стников Общества по обязательствам последнего есть ис­ключения, обусловленные требованиями к состоянию иму­щества Общества либо фактом экономической зависимости от другого субъекта, при формальной юридической само­стоятельности.

1. Участники Общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обя­зательствам в пределах стоимости неоплаченной части вкла­да каждого из участников (п. 1 ст. 87 ГК РФ; п. 1 ст. 2 Зако­на об обществах). Данная норма носит императивный ха­рактер и не может быть изменена соглашением сторон. Субъектами ответственности являются все участники, не полностью внесшие вклады, предусмотренные учредительными документами. Под ответственностью в данном случае понимаются неблагоприятные имущественные последствия в виде лишения права или возложения дополнительной обя­занности. Поэтому в данном случае мы имеем дело именно с ответственностью, так как участник принуждается не к исполнению своей договорной обязанности – внести вклад, а к возмещению части требований кредитора Общества той частью своего личного имущества, которая соответствует стоимости неоплаченной части вклада[7].

Участники несут ответственность перед кредиторами Общества, а не перед обществом. В то же время и само общество имеет право требовать от участника выполнить свое обязательство – внести вклад в срок, в установлен­ном порядке и в том виде, в каком это предусмотрено в учредительном договоре.

2. В соответствии с п. 3. Ст. 56 ГК РФ и п. 3 ст. 3 Закона об обществах, если несостоятельность юриди­ческого лица вызвана его участниками или иными лица­ми, которые имеют право давать обязательные для это­го юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц, в случае недостаточности имущества юридического лица, может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Смысл нормы состоит в определен­ной компенсации кредиторам в случае, если обязательст­ва приняты от имени Общества, но участник или иные ли­ца имели возможность давать обязательные указания или определять действия юридического лица. Для возложения субсидиарной ответственности требуются следующие условия:

несостоятельность (банкротство) Общества, установленная решением суда;

использование участником или иными лицами права давать обязательные для Общества указания или использование возможности определять действия Общества;

то обстоятельство, что причиной наступившей несостоятельности Общества явилось именно использование указанного права (возможности);

недостаточность имущества Общества для удовлетворения требований кредиторов;

вина указанных лиц в любой ее форме.[8]

Юридическим основанием для возможности определять действия Общества является участие в капитале, обеспечивающее большинство голосов по сравнению с другим участниками, или наличие договора об обязательности указаний и использование этой возможности.

3. В соответствии с п. 2 ст. 105 ГК РФ и п. 3 ст. 6 Закона об обществах, основное общество, имеющее право давать дочернему Обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких ука­заний.

4. В случае внесения в уставный капитал Общества неденежных вкладов, участники Общества и неза­висимый оценщик в течение трех лет с момента государ­ственной регистрации Общества или соответствующих из­менений в уставе Общества, солидарно несут при недоста­точности имущества Общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов (п. 2 ст. 15 Закона об обществах).

В-третьих, общество с ограниченной ответственностью является организацией, объединяющей имущество участ­ников. Поэтому, естественно, следует обратиться к вопро­су об особенностях уставного капитала, т. е. имущества. На­личие имущества обеспечивает имущественную обособлен­ность общества от его участников и самостоятельную от­ветственность. Общество уже при своем возникновении должно обладать определенным уставным капиталом, размер которого указывается в учредительных документах.[9]

Общество, как и другие хозяйственные товарищества и общества, имеет обособленное имущество, переданное участниками и полученное в процессе деятельности, и учи­тываемое на самостоятельном балансе (п. 2 ст. 2 Закона об обществах). В самостоятельном балансе отражаются все имущественные права и обязательства, поступления и зат­раты. В самостоятельный баланс включается имущество филиалов, представительств и обособленных подразделе­ний.

В-четвертых, уставный капитал общества разделен на определенное число частей (долей). Доли могут быть рав­ными или неравными. Уплатой или обязательством упла­тить эти доли в определенном размере приобретается пра­во членства в обществе. Сам уставный капитал состоит из совокупности вкладов участников.

Участник, внесший вклад, теряет какие-либо вещные права на внесенное имущество, приобретая права требова­ния к обществу. Размер доли участника определяет размер (объем) обязательственно-правовых требований участника к обществу. Но кроме прав, доля определяет и размер обя­занности участника перед обществом. Таким образом, доля участия – это совокупность прав и обязанностей в опреде­ленном размере каждого участника в отношениях с обществом, т. е. в широком значении доля – это комплекс юри­дических прав и обязанностей; в узком значении – доля участия участника в имуществе общества[10]. Смысл выделе­ния долей состоит в осуществлении участником своих прав на управление, часть прибыли, ликвидационную квоту, получение действительной стоимости доли, а также обя­занностей по внесению вклада в объеме, определенном раз­мером принадлежащей доли участия в капитале. Доля уча­стия в виде совокупности прав есть своеобразное встречное представление, эквивалент, представляемый в обяза­тельстве в обмен на вклад участника.

В-пятых, наличие обязательственных отношений меж­ду участниками общества. Внутренние отношения в обществе состоят из отноше­ний участников между собой и участников с обществом. Факт существования учредительного договора, подписанного участниками, подразумевает существование прав и обя­занностей участников по отношению друг к другу на весь период функционирования общества.

Общество с ограниченной ответственностью, хотя и основано на объединении капиталов (как любое хозяйственное общество) и не предусматривает обязательного участия лиц, создающих его, в производственно-хозяйственной, коммер­ческой деятельности общества, предполагает, вместе с тем, установление более тесных корпоративных и экономических связей между его участниками и обществом, чем, скажем, в акционерном, что проявляется в: особом порядке вступления в общество с ограниченной ответственностью; допускаемом За­коном ограничении принятия в его состав новых лиц; возмож­ности выкупа обществом доли, принадлежащей участнику; праве участника на выход из общества с выплатой ему дей­ствительной стоимости его доли и ряде других, характерных именно для этих структур особенностей. В то же время общества с ограниченной ответственностью довольно близки с закрытыми акционерными обществами.

Данные отношения возникают на основе гражданско-правового договора, которым является учредительный до­говор, связывают определенных лиц и имеют своим содер­жанием обязанность совершения активных действий, т. е. это типичные обязательственные правоотношения.

В-шестых, внутреннее строение общества подразумевает необходимость органов управления, дей­ствия которых являются действиями самого общества. Совокупность всех участников образует только высший орган общества, ограниченный в своих действиях условиями, содержащимися в учредительных документах.[11]