Смекни!
smekni.com

I. В. А. Сухомлинский о взаимосвязи мышления и чувств у детей младшего школьного возраста (стр. 2 из 7)

«Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью. Учение в первые месяцы и годы школьной жизни не должно превратиться в единственный вид деятельности. Ребенок лишь тогда полюбит школу, когда учителя щедро откроют перед ним те же радости, которые были у него раньше.

Вместе с тем учение нельзя приспосабливать к детским радостям, умышленно облегчать его только для того, чтобы ребенку не показалось скучно. Постепенно, исподволь ребенка надо готовить к самой главной цели всей человеческой жизни – к серьезному, настойчивому, усидчивому труду, который невозможен без напряжения мысли» [9, с.95].

Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития младших школьников. Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу, эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников. Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы.

Методами эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), положительный пример, поощрение и т д. Формы эстетического воспитания – это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискотеки и др.

В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности учащихся применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания [3, с.208].

Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети усваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного и комического.

В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.

Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит приобретение эстетических навыков и умений. Так, в музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.

Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

Научно-познавательней процесс обладает большими возможностями для эстетического воспитания школьников. Проникая мыслью в сущность познаваемых предметов, процессов и явлений, школьник вместе с тем воспринимает присущие им эстетические свойства. Сам процесс познания объективной реальности, начинается с чувственного восприятия (живого созерцания). Поиск истины всегда окрашен эмоциональными переживаниями.

В. А. Сухомлинский в этой связи отмечает: «Красивое, возвышенное воспитанники усматривают не только в совершенстве, законченности внешних форм, но и в творениях человеческого разума (например, в грандиозных технических сооружениях, в новейших машинах) и особенно в высоконравственных поступках, идеях и других проявлениях духовного мира людей» [6, с.147].

Мышление углубляет эстетические переживания.

По мнению Сухомлинского, «...первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы... Подлинная мысль всегда проникнута трепетным чувством; если только ребенок почувствовал аромат слова, его сердце охватывает вдохновение. Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. Я тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Красота и живая мысль так же органически связаны, как солнце и цветы. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями» [9, с.39].

Итак, В. А. Сухомлинский был убежден, что в процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка. Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит приобретение эстетических навыков и умений.

ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

В. А. СУХОМЛИНСКОГО

§ 1. Восприятие и познание красоты природы как основа

воспитания эстетической культуры

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

По мнению В. А. Сухомлинского, «мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» [7, с.44].

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека.

Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Поэтому главная задача в эстетическом развитии средствами природы – это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней.

В этой связи В. А. Сухомлинский пишет: «Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, - увидел и изумился и начал создавать новую красоту.

Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой» [8, с.373].

Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

«Рано утром мы приходим на школьный участок, идем в сад, восхищаемся белым, розовым, оранжевым нарядом деревьев, слушаем жужжание пчел. «Нельзя долго спать в эти дни,— учим мы детей, - можно проспать красоту». И дети поднимаются до восхода солнца, стремясь не пропустить тех мгновений, когда первый поток солнечных лучей озаряет цветы, покрытые капельками росы. Затаив дыхание, любуется ребенок. На эту красоту ребенок сам не обратит внимания, если ее ему не показать, не рассказать ему о ней», - отмечает В. А. Сухомлинский [8, с.376].

Природа – богатейший источник эстетических переживаний школьников. В отличие от произведений искусства природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года, суток и погоды. В каждый момент в окружающей природе есть что-то прекрасное. Природа облагораживает чувства, влияет на весь духовный облик человека.
Природа – это и музыка: шелест листьев, пение птиц, журчание воды. Сочетание красоты с ароматом лесов и полей вызывает у школьника целый комплекс переживаний, которые при постоянном общении с природой становятся дорогими и близкими человеку и ложатся в основу патриотического чувства. Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине – это сложное моральное чувство, которое органически соединено сэстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Вот как пишет об этом В. А. Сухомлинский: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Хочется посоветовать молодому педагогу, воспитывающему маленьких детей: вдумчиво, осмотрительно готовьте ребенка к тому моменту, когда вы произнесете свое первое слово о величии и могуществе родной земли – Советского Союза.