Слово это должно быть вдохновенным, одухотворенным благородными чувствами (пусть говорят высокопарным – не бойтесь этого, если в душе у вас чистые и возвышенные чувства). Но чтобы слово это заставило учащенно биться детские сердца, необходимо, образно говоря, тщательно вспахать и засеять семенами красоты поле детского сознания.
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. Красота – это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений... Улыбка, восхищение, изумление перед красотой представлялись мне как бы тропинкой, которая должна привести к детским сердцам» [9, с.30].
Итак, природа – один из важных факторов эстетического развития личности. Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания ландшафтные объекты способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. Поэтому природа, по мнению В. А. Сухомлинского, является основой воспитания эстетической культуры.
§ 2. Труд детей и воспитание чувства прекрасного
Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания – нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.
Он пишет: «Трудолюбие – это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя – свои усилия, свое имя. Радость труда – могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива. Это не значит, что труд превращается в развлечение. Он требует напряжения и упорства. Но мы не должны забывать, что имеем дело с детьми, перед которыми только открывается мир» [9, с.209].
Сухомлинский неоднократно отмечает плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.
«Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями. Она немыслима без чувствования красоты, но здесь красота – не только то, что получает ребенок, но прежде всего то, что он создает. Радость труда – это красота бытия; познавая эту красоту, ребенок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены... Я добивался, чтобы дети видели в труде источник духовных радостей. Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть хлеб и одежду, построить жилище, но и для того, чтобы рядом с его домом всегда цвели цветы, дающие радость и ему, и людям, - чтобы уже в годы детства человек трудился для радости» [9, с.214].
Труд – умственный и физический – активно влияет на эстетическое развитие учащихся следующими путями: самим процессом труда, содержанием работы, результатами труда, отношениями в труде.
Эстетическое чувство школьников вызывают такие элементы труда, как ритм, темп, симметрия, пропорция, гармония. Правильно организованный труд всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Эстетическое начало имеют материалы, чертежи и орудия труда (техническая эстетика) [3, с.212].
Вот что об этом говорит В. А. Сухомлинский: «Наверное, нет труда, который бы в большей мере облагораживал сердце, сочетал в себе красоту и творчество, созидание и человечность, чем уход за розами. Я добился того, что у каждого ребенка возникло желание завести свой домашний цветник. В III и IV классах мои воспитанники уже любовались цветками розы, выращенными на приусадебных участках.
...Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека,— он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность. Это один из очень сложных вопросов нравственного воспитания. Красота сама по себе не содержит никакой магической силы, которая воспитывала бы в человеке духовное благородство. Красота воспитывает нравственную чистоту, человечность лишь тогда, когда труд, создающий красоту, очеловечен высокими нравственными побуждениями, прежде всего проникнут уважением к человеку. Чем глубже эта человечность труда, создающего красоту для людей, тем больше уважает человек сам себя, тем более нетерпимым становится для него отступление от норм нравственности» [9, с.212-213].
Очень важным моментом в системе трудового воспитания В. А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.
«Ребенка 7—11 лет, наслаждающегося красотой природы или окружающей обстановкой, очень легко вовлечь в активный труд... Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Это естественное стремление ребенка ...надо всячески развивать. Мы организовываем воспитательную работу так, чтобы в младшем школьном возрасте трудовая деятельность воспитанников была в то же время деятельностью эстетической... (выпиливание, выжигание, рукоделие, разбивка клумб, выращивание цветов, уход за деревьями и т. п.). Труд, проникнутый эстетическими побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление не только к высокопроизводительной, но и к красивой работе» [6, с.71].
«Человека радуют продукты его труда. Большое воспитательное значение имеют слаженность в работе и красота отношений школьников в совместном труде: «Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе. Чем сильнее коллективное чувство уважения к труду, тем эффективнее воспитание каждого школьника» [5, с.18].
Итак, по мнению В. А. Сухомлинского, важно постепенно приучать детей не только любоваться прекрасным, переживать красоту природы, но и стремиться сохранять ее и приумножать. Понимание красоты, сотворение красоты, радость труда должны соединяться воедино. Труд, творение красоты, творение добра входят в духовный мир ребенка вместе. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть. Этот вывод В. А. Сухомлинского является краеугольным камнем, основой его концепции эстетического воспитания.
§ 3. Сказка – исток детского мышления и чувств
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств в учащихся, развития их внутренней жизни, творчества.
В. А. Сухомлинский отмечает: «Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. Я не представляю обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки» [9, с.29].
В.А.Сухомлинский убедительно показывает, что чудодейственную силу искусства дети видят прежде всего в чтении сказок. С первой сказки ребенка по сути дела и начинает приобщаться к миру прекрасного, ориентироваться в нравственных оценках, в том, что такое хорошо и что есть плохо. Этот мир, полный поэзии, полный глубоких поразительных открытий, ведет ребенка в мир вещей, понятий, истин.
Он пишет: «Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах» [9, с.154].
Сказка является одной из форм народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме. Она приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту. Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но, главное, новое эмоциональное отношение к ним.
Универсальный мир сказок способствует актуализации всех органов чувств и психических функций формирующейся личности. С педагогической точки зрения важна способность сказок отображать глобальные проблемы, непреходящие ценности, вечные темы противоборства добра и зла, радости и печали, героизма и предательства, любви и ненависти В сказке выражаются нравственные нормы и принципы, эстетические идеалы. Благодаря сказке, дети не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают свое отношение к добру и злу, черпают первые впечатления о справедливости. Сказки позволяют сформировать у ребенка представление о том, что добро побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей. Этот аспект сказки может быть использован для формирования целостного мировоззрения детей, их нравственной, художественной, экологической культуры.