Смекни!
smekni.com

I. В. А. Сухомлинский о взаимосвязи мышления и чувств у детей младшего школьного возраста (стр. 1 из 7)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

ГЛАВА I. В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВЗАИМОСВЯЗИ

МЫШЛЕНИЯ И ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА........................................................... 5

ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

В. А. СУХОМЛИНСКОГО.............................................................. 11

§ 1. Восприятие и познание красоты природы как основа

воспитания эстетической культуры.................................................. 11

§ 2. Труд детей и воспитание чувства прекрасного................................ 14

§ 3. Сказка – исток детского мышления и чувств................................... 17

§ 4. Эмоциональное восприятие красоты музыки.................................. 20

§ 5. Познание красоты окружающего мира через книгу........................ 23

§ 6. Взаимосвязь эстетического восприятия и эстетического

творчества в опыте В. А. Сухомлинского......................................... 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 35

ВВЕДЕНИЕ

Основы формирования духовного развития личности в процессе эстетического воспитания закладываются в младшем школьном возрасте. В результате длительного и серьезного общения с литературой и искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства: эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, формируется эстетический вкус.

На современном этапе развития общества особенно остро стоит проблема духовно развитой личности. С одной стороны, ребенок растет и формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся, в частности, возрастанием влияния средств массовой информации с одновременным оттеснением таких воспитательных сред, как семья и школа. С другой стороны, культурное содержание именно этих, наиболее близких для ребенка сред, не только остается однообразным, но и обедняется. Все это в существенной мере осложняет процесс культурного развития ребенка, его духовное становление.

К восприятию и правильному пониманию прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках) и в искусстве способно приобщить эстетическое воспитание. Оно может способствовать развитию эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и возможности детей участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни. Оно дает возможность востребовать все аспекты эстетического сознания младших школьников, что приводит к духовному обогащению и совершенствованию каждой личности.

Итак, в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Важность эстетического воспитания в плане духовного развития личности отмечена в педагогике ХХ века такими педагогами, как Н. К. Крупская, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ш. А. Амонашвили, Б. М. Неменский, С. Х. Раппопорт, С. Т. и В. Н. Шацкие, А. С. Макаренко и, особенно, в концепции эстетического воспитания В. А. Сухомлинского.

Изучение основных положений педагогической системы В. А. Сухомлинского является актуальной для современной педагогики, т.к. педагогическая деятельность Сухомлинского дает нам богатый фактический материал, эмпирические и теоретические обобщения фактов, которые современный педагог может использовать в своей деятельности.

Интерес к педагогическому наследию великого ученого не случаен. Ведь разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Цель исследования: изучить теоретическое наследие В. А. Сухомлинского по проблеме воспитания чувства прекрасного у младших школьников.

Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников в педагогической системе В. А. Сухомлинского.

Предмет: пути и средства эстетического воспитания младших школьников в педагогической системе В. А. Сухомлинского.

Задачи:

1. Изучить взгляды Сухомлинского В.А. на значение и сущность воспитания чувства прекрасного у младших школьников.

2. Выявить пути и средства эстетического воспитания младших школьников в педагогической системе В. А. Сухомлинского.

В работе использован метод теоретического анализа.

ГЛАВА I. В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВЗАИМОСВЯЗИ МЫШЛЕНИЯ И ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эстетическое воспитание принадлежит трем областям человеческой деятельности – эстетике как философской науке, музыкознанию и педагогике как наукам, намечающим конкретные пути и методы претворения в данном контексте эстетических идей в практике воспитания, в педагогическом процессе.

Прослеживая эволюцию взглядов на эстетическое воспитание в истории философской, музыкальной и педагогической мысли, Г. Г. Коломиец отмечает что в русской эстетической мысли прослеживаются такие характерные черты, как гуманизм, опора с одной стороны на западническую философию, и с другой – на русскую христианскую, но и та, и другая показывают неразрывную связь эстетического воспитания с этическим. Воспитание основывается на природосообразности, естественности и ставит целью формирование гармонически развитой личности [2, с.88].

Эти традиции европейской педагогики нашли свое продолжение в русском варианте: любовь к людям, уважение к своему Отечеству, забота о внутренней духовности и душевном состоянии прививалась через сказки, былины, пословицы, песни, произведения русских писателей, пропитанные русским духом. То есть, можно говорить о принципе народности в эстетическом воспитании. Особенное значение среди видов искусств придавалось поэзии, литературе. Немаловажное значение играли музыка и рисование. Сформировавшиеся гуманистические тенденции, система этико-эстетического воспитания находят продолжение в педагогике XX века, у Н. К. Крупской, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Т. и В. Н. Шацких, А. С. Макаренко, и, особенно, на наш взгляд, у В. А. Сухомлинского.

В. А. Сухомлинский подчеркивает, что воспитание чувства прекрасного необходимо начинать с самого раннего детства: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому» [9, с.168].

Вместе с тем В. А Сухомлинский подчеркивает, что для эффективного влияния на процессы художественного восприятия необходимо учитывать возрастные возможности детей, а также психологические условия, способствующие формированию эстетических отношений.

Многочисленные данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том поразительном факте, что эстетическое отношение к произведениям искусства в младшем школьном возрасте (несмотря на высокую эстетическую чувствительность детей в целом) сформировано слабо. Подмена эмоционально-эстетического отношения к искусству непосредственно-эмоциональным, утилитарным, познавательным, нравственным и т.д. проявляется как при восприятии художественных произведений, так и в детском художественном творчестве.

Констатируется, что дети не имеют адекватных форм общения с произведением искусства, а, следовательно, искусство не может быть полностью использовано как средство эстетического и личностного развития ребенка [4, с.164].

Для эстетически адекватного восприятия любого произведения искусства необходима определенная освоенность соответствующего культурного контекста, что иногда является большой проблемой для взрослого человека (о чем красноречиво говорит широкий спектр отношений к различным направлениям изобразительного искусства уходящего века). Стоит ли удивляться, что для детей, чье мировосприятие очень конкретное, привязанное к событиям их непосредственной жизни, подобная задача является неразрешимой, а значит педагогически неоправданной.

Если не смешивать живое искусство и музейную историю искусств, то окажется, что дети очень восприимчивы к эстетической стороне художественных произведений, если последние говорят на понятном для детей языке образов. Множество свидетельств тому можно найти, анализируя детские отношения к любимым игрушкам, книжным иллюстрациям и т.д.

В. А. Сухомлинский пишет: «У малышей свое видение мира,
свой язык художественных изобразительных средств» [9, с.59].

Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы.

В. А. Сухомлинский подчеркивает: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать» [7, с.14].