Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению первого урока 2009/2010 учебного года по теме: «это гордое слово «победа!» Москва миоо ОАО «Московские учебники» 2009 удк 373. 016: 323. 1(470+571) (стр. 21 из 35)

31. Хавкин Б.Л. Вермахт и немецкое антигитлеровское Со­
противление // Преподавание истории и обществознания в
школе.— 2007, №2-3.

32. Хусаинов Р.В. Международные отношения накануне
Второй мировой войны: (урок-ролевая игра). // Преподава­
ние истории в школе. — 2002, № 10.

33. Чернова М.Н. Советский тыл в годы войны: (материалы
к уроку). // Преподавание истории в школе. — 2000, № 4.

34. Шамгунова Ю.Ш. Урок-игра «Дорогами войны» //
Преподавание истории и обществознания в школе. — 2007,
№ 1.

111


35. Якунин В.Н. Русская православная церковь в годы Ве­ликой Отечественной войны // Преподавание истории в шко­ле. - 2002, № 9.

2) Разработки сценариев внеклассных мероприятий по теме: «Великая Отечественная война Советского Союза. 1941—1945 гг.»

1. Бикмеев М.А. Классные часы по теме «Великая Отечествен­
ная война». — Уфа, 2005.

2. Верисокин Ю., Викторов А. «День Победы». Литературно-
музыкальная композиция // Воспитание школьников. — 2001,
№3.

3. Власов Ю.А. Из истории школьного музея боевой славы:
(Школьный музей, посвященный истории 25-й Гвардейской
Синельниково-Будапештской дивизии в шк. № 118 г. Мо­
сквы) // Преподавание истории в школе. — 1995, № 3.

4. Вторая мировая война: традиции, преемственность, нова­
ции в изучении и преподавании: сб. науч. ст. по итогам межвуз.
н-пр. конф., посв. 55-летию Победы. 26 апреля 2000. Отв. ред.
Н.А. Болотов. — Волгоград: Перемена, 2001.

5. Гайнанова В.Б., Гудков А.Н. Тематическая олимпиада «Ве­
ликая Отечественная война»: (г. Углич, Ярославской обл.) //
Преподавание истории в школе. — 1995, № 2.

6. Голощапова Ю. Песни военных лет: (композиция музы­
кального вечера). // Воспитание школьников. — 1995, № 1.

7. Денисюк А. Память за собой позови: Праздник, посвящен­
ный 60-летию победы под Москвой над войсками фашистской
Германии // Воспитание школьников. — 2001, № 9.

8. Иванова Г.Г. Шестидесятилетие Московской битвы: Лите­
ратурно-музыкальная композиция // История. — 2001, № 41.

9. Коган М.С. Турнир знатоков истории Великой Отече­
ственной войны: (организация викторины с привлечением
исторического, литературного и музыкального материала в
средней школе) // Классный руководитель. — 2000, № 7. — С.
98-103.

10. Курносова Л.А. Сценарий праздника, посвященного 55-
летию победы над фашистской Германией «Подвигу народа

112


жить в веках»: (средняя школа). // Классный руководитель. — 2000, №1.

11. Макарова Б. «Памяти павших будем достойны». Литера­
турно-музыкальная композиция, посвященная 55-летию Ве­
ликой Победы // Народное образование. — 2000, № 3.

12. Некрасова Н. Хлеб и война: Документально-поэтиче­
ская композиция для старшеклассников. // Народное образо­
вание. — 2002, № 4.

13. Опарина Н. Живая память поколений: Сценарий театра­
лизованной композиции, посвященной 60-летию разгрома фа­
шистов под Москвой // Народное образование. — 2001, № 9.

14. Ратная слава Отечества, (1242—1945): учебное пособие
по патриотическому воспитанию молодежи. — М., 2006.

15. Смолева В.М. Младшие школьники готовятся к юби­
лею Победы (Из опыта учителя начальных классов шк. № 759
Москвы: Основное мероприятие) // Начальная школа. — 1995,
№2.

16. Учамбрина И. Литературно-музыкальная композиция,
посвященная 55-летию Победы в Великой Отечественной вой­
не // Воспитание школьников. — 2001, № 3.

17. Чернова М.Н. Изучение темы «Вторая мировая война»
в процессе урочной и внеурочной работы в школе // История.
Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». — 2001,
№34.

18. Чернова М.Н. Материалы музея боевой славы в изуче­
нии истории: (Об экспозиции школьного музея школы-лицея
№ 1605 Москвы) // Преподавание истории в школе. — 1995,
№3.

19. Шаверская О. «Нам дороги эти забывать нельзя»: (ко
Дню Победы) // Воспитание школьников. — 2002, № 2.

20. Шуйская И. Дети войны: Музыкально-литературная
композиция // Воспитание школьников. — 2000, № 2.

113


Из истории Побед России

А.Э. Безносов Идея победы в государственной символике России

Отечественная государственная символика через систему явно представленных смыслов, а также образов, требующих для понимания определенных познаний, раскрывает идею по­беды и торжества человеческого духа, прочность социально-исторической общности россиян, российского государства.

Укажем на основные смыслы и образы, презентующие идею Победы.

Двуглавый орел. Версии происхождения символа разноо­бразны. Он имеет очень давнюю историю, которая насчитыва­ет более 3000 лет. Этот символ встречался еще у древних шуме­ров. В средневековье был распространен в Персии как символ победы, а также в Золотой Орде и у турков-сельджуков. Дву­главый орел был известен в Византии. Существовала легенда, согласно которой двуглавый орел появился при императоре Константине Великом в IV в. н. э. и символизировал две ча­сти империи — восточную и западную. Достоверно, что орел являлся родовой эмблемой последней византийской династии Палеологов. В Западной Европе изображение двуглавого орла появилось в результате крестовых походов — крестоносцы, за­воевавшие Палестину, познакомились там с этой эмблемой и привезли ее домой. Вскоре она вошла в гербы многих запад­ноевропейских родов, в том числе правителей многих евро­пейских государств. В XIII в. двуглавый орел изображался на монетах императора Священной Римской империи Фридриха II. Затем в XV—начале XVI вв. эмблема утвердилась в качестве постоянного герба императора и государства.

Интересно, что происхождение двуглавого орла связано с русским народным творчеством. Золотой двуглавый орел — это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках. Сохранились представления о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряженной дву­мя птицами, в народных песнях. Солнце всходит на востоке, совершает свой дневной путь по небосклону и заходит на запа-

114


де, поэтому связь образов солнца и двуглавого орла становится источником представлений о том, что одна голова орла смотрит на восток, а другая — на запад. Солнце в фольклоре — всевидя­щее око, поэтому двуглавый орел, обозревающий восток и за­пад, является образом стража границ в военной эмблематике.

Таким образом, двуглавый орел российского герба — это древний символ державной мощи и победы, проходящий через практически все исторические эпохи. Появление орла на печа­ти Ивана III означало победу нового российского государства над иноземным владычеством, его равенство с сильнейшими державами мира — Персией, Византией, Священной Римской империей. В то же время орел — образ солнечного света, мира и безопасности на земле. В этой связи важно отметить, что в отличие от черных орлов на гербах Священной Римской импе­рии и Российской империи орел на гербе Российской Федера­ции золотого цвета.

Всадник, поражающий копьем дракона. Как княжеский сим­вол конный всадник известен на Руси с XIII в., а в XV в. стано­вится эмблемой московских князей. При Петре I происходит отождествление его со святым Георгием. В описании государ­ственного герба Российской Федерации всадник не назван Святым Георгием. В то же время он чаще всего воспринимается именно так. При этом в описании герба Москвы такое наиме­нование присутствует.

Святой великомученик и Победоносец Георгий, именуемый также Георгием Каппадокийским — это один из наиболее чти­мых во всем мире святых. Прозвание Каппадокийца (по Кап-падоккии в Малой Азии) он мог получить по месту его воин­ских подвигов, которые предшествовали страданиям за веру.

В начале IV в. Георгий был подвергнут мучениям с целью за­ставить его отречься от христианства во время гонений на хри­стиан, производившихся по приказу императора Диоклетиана. Георгий — храбрый солдат, «атлет Божий», но его воинское му­жество и твердость воплотились в готовности страдать за веру. Это произвело огромное впечатление насовременников. Гибель молодого воина обернулась его моральной, духовной победой. Отсюда — греческое прозвание святого — «несущий трофеи», в русском варианте — Победоносец, то есть победитель.

115


Однако, это слово может быть понято и по-другому: как приносящий победу. Среди древнейших изображений свято­го было представляющее Георгия верхом на коне, разящего крестом на длинном древке, как копьем, чудовище. Вероятно, имелось в виду одно из языческих изображений, уничтожен­ных Георгием, или же дракон воплощал зло и жестокость вооб­ще. Затем сложился рассказ о том, что за несколько лет до сво­его мученичества Георгий избавил город от чудовищного змея. Образ победы над рептилией-чудовищем был широко распро­странен в христианской символике. Хотя все ранние тексты, посвященные Георгию, не говорят о победе над змеем ничего, «чудо о змие», несмотря на свою легендарность, отчетливо вы­ражает отношение к святому Георгию как могучему защитнику, скорому помощнику и заступнику.

Воин с копьем на гербе России, таким образом, является символом внутренней стойкости, духовной победы, торжества человеческого мужества.

Мелодия Государственного гимна России. Музыка, созданная А.В. Александровым, как известно, прозвучала впервые в ночь на 1 января 1944 г. Новый гимн СССР стал олицетворением по­бед Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками, освобождения родной земли от завоевателей. В 2000 г. эта му­зыка после почти десятилетнего перерыва вновь стала мелоди­ей Государственного гимна Отечества.

Знамя Победы. Знамя Победы является особым государ­ственным символом России. Это официальный символ побе­ды советского народа и его Вооруженных Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, государственная реликвия России. Знамя Победы — это под­линный штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водруженный 1 мая 1945 года на здании рейхстага в городе Берлине. Знамя хранится в Цен­тральном музее Вооруженных Сил в Москве. В День Победы копии Знамени Победы могут вывешиваться наряду с государ­ственным флагом Российской Федерации.