Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению первого урока 2009/2010 учебного года по теме: «это гордое слово «победа!» Москва миоо ОАО «Московские учебники» 2009 удк 373. 016: 323. 1(470+571) (стр. 29 из 35)

Примерно в том же духе выступили я и полковник Е.А. Кар­пов — начальник ЦПК ВВС. Затем выступили Гагарин, Титов и Нелюбов. Они поблагодарили за доверие, выразили твердую уверенность в успехе первого космического полета и напомни­ли о необходимости готовить следующие, более сложные по­леты в космос. Встреча была теплой, задушевной. Умудренные жизненным и профессиональным опытом, маршал, генералы и Главный конструктор Королев, как родных сыновей, напут­ствовали космонавтов на совершение величайшего в мире под­вига.

Вечером состоялось торжественное заседание Государ­ственной комиссии под председательством Руднева. В корот­ком вступительном слове председатель объявил о цели собра­ния и предоставил слово Королеву. Сергей Павлович сказал: «Корабль готов, вся аппаратура и оборудование проверены и работают отлично, прошу комиссию разрешить первый в мире полет космического корабля с пилотом-космонавтом на бор­ту». Комиссия единогласно решила: «Утвердить предложение Королева о производстве первого в мире полета космического

152


корабля «Восток» с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года». Затем слово предоставили мне. Я официально представил ко­миссии всех космонавтов — Гагарина, Титова, Нелюбова, Ни­колаева, Быковского, Поповича и доложил, что все они от­лично сдали выпускные государственные экзамены. Приказом Главнокомандующего ВВС Главного маршала авиации Верши­нина К.А. им впервые в нашей стране официально присвоено звание пилотов-космонавтов ВВС. Любой из шести полностью подготовлен и готов совершить первый космический полет. Трудно из шести отличных выделить первого. Я сказал, что, по мнению командования ВВС, первым можно утвердить Гага­рина, а запасным — Титова. Комиссия единогласно утвердила первым пилотом-космонавтом Гагарина Юрия Алексеевича, а запасным — Титова Германа Степановича. Заседание комиссии было заснято на кинопленку, а все выступления записаны на магнитофон. Заседание проходило в зале монтажного корпуса на 2-й площадке, присутствовало более 70 человек.

11 апреля 1961 г.

В 5:00 ракету вывезли на старт. С 10 часов с космонавтами проводил занятия К.П. Феоктистов. Расчетный график полета следующий (времямосковское): 09:07 — старт. 09:09 — отделе­ние первой ступени носителя. 09:18 — отделение корабля от но­сителя. 09:50 — солнечная ориентация. 10:15 — первая команда. 10:18 — вторая команда. 10:25 — третья команда. 10:25:47 — включение ТДУ. 10:36 — сгорание антенн. 10:43:43 — отделе­ние шара от приборного отсека. 10:44:12 — катапультирова­ние космонавта из шара...

В 13:00 на стартовой площадке состоялась встреча Гагари­на с солдатами, сержантами и офицерами боевого расчета. Присутствовали Королев, Келдыш, представители промыш­ленности. Я представил собравшимся старшего лейтенанта Гагарина. Юра произнес короткую, но прочувственную речь, поблагодарил присутствующих за их большой труд по подго­товке старта корабля.

После этой встречи мы поехали в «маршальский» домик (в нем обычно останавливался маршал Неделин), где Гагари­ну, Титову, Е.А. Карпову, врачу А.В. Никитину и мне предсто­яло провести ночь перед стартом. Я вместе с Юрой попробо-

153


вал очень сытный, но не особенно вкусный обед космонавта в тюбиках по 160 граммов каждый: на первое — пюре щаве­левое с мясом, на второе — паштет мясной и на третье — шо­коладный соус. Юра чувствует себя превосходно. Давление — 115/60, пульс — 64, температура — 36,8. Час назад ему наклеи­ли датчики для регистрации физиологических функций в по­лете. Эта процедура продолжалась 1 час 20 минут, но никак не сказалась на его настроении. Он очень любит русские пес­ни — магнитофон работает непрерывно. Юра сидит напротив меня и говорит: «Завтра лететь, а я до сих пор не верю, что по­лечу, и сам удивляюсь своему спокойствию». На мой вопрос: «Когда ты узнал, что полетишь первым?» — он ответил: «Я все время считал мои и Германа шансы на полет равными и толь­ко после того, как вы объявили нам свое решение, я поверил в выпавшее на мою долю счастье совершить первый полет в космос».

Несколько минут мы занимались с Юрой уточнением за­втрашнего распорядка дня. Для того чтобы облететь земной шар, требуется всего полтора часа, а космонавту необходимо сесть в корабль за 2 часа до старта и ждать начала полета. Надо признать несовершенство подобной организации подготовки к старту. Этот вопрос занимал меня, Королева, врачей. Мы пытались сократить время ожидания полета космонавтом хотя бы до 1 часа 30 минут, но из этого ничего не вышло. Толь­ко на закрытие люка и на отвод установщика и ферм требует­ся больше часа. Проверка скафандра, связи и оборудования корабля занимает 20 минут. Мы все отлично понимаем, что бездеятельное ожидание старта — очень неприятная необхо­димость для космонавта, и поэтому я буду занимать Юру ра­диоразговорами и сообщать ему о ходе подготовки к полету.

В 21:30 заходил Королев, пожелал спокойной ночи и по­шел спать. Юра и Герман тоже собираются спать, я слышу их разговор в соседней комнате. Итак, завтра совершится вели­чайший подвиг — первый в мире полет человека в космос. И совершит этот подвиг скромный советский человек в фор­ме старшего лейтенанта ВВС — Гагарин Юрий Алексеевич. Сейчас его имя никому ничего не говорит, а завтра оно обле­тит весь мир, и его уже никогда не забудет человечество».

154


Вопросы и задания к тексту:

1. В чем заключалось задание, которое должен был выпол­
нить Юрий Гагарин 12 апреля 1961 г.? Какие трудности стояли
перед первым космонавтом? Почему с самого начала его по­
лет воспринимался, как «величайший в мире подвиг»?

2. Какие вехи в освоении космоса уже преодолела советская
космонавтика к первому космическому полету человека? Ка­
кое значение для Советского Союза имел первый полет чело­
века в космос?

3. Как происходила подготовка Юрия Гагарина к полету?
Осознавал ли он все трудности, которые ему предстояло пре­
одолеть?

4. Как описывает автор техническую подготовку корабля
«Восток» к полету?

Материал для третьей группы.

Хроника 12 апреля 1961 г. (время московское). По книге «Пер­вый космонавт планеты Земля». М.: Советская Россия, 1981.

3 часа 00 минут (здесь и далее время московское). На стар­товой площадке начались заключительные проверки космиче­ского корабля. Присутствовал Сергей Павлович Королев.

5 часов 30 минут. Евгений Анатольевич Карпов вошел в
спальню и потряс Гагарина за плечо:

— Юра, пора вставать...

Тот вскочил. Поднялся и Герман Титов, напевая шутливую песенку. Доктор удовлетворенно покачал головой — космо­навты были б одры. После физзарядки — завтрак. Космонавты с удовольствием отведали мясного пюре, потом черносморо­динового джема и кофе. Выдавливая очередную тубу, Юрий не удержался от шутки:

— Такая пища хороша только для невесомости — на земле с
нее можно протянуть ноги...

6 часов 00 минут. Началось заседание Государственной ко­
миссии. Оно было очень коротким: «Все готово». После засе­
дания было окончательно подписано полетное задание Космо­
навту-1.

Облачать в скафандр начали первым Германа Титова. Га­гарина — вторым, чтобы меньше париться (вентиляционное

155


устройство можно было подключить к источнику питания только в автобусе).

Когда Юрий был одет, работники космодрома попросили у него автографы. Юрий удивился — первый раз в жизни к нему обращались с такой просьбой.

Космонавты вышли из домика — их встретил Сергей Пав­лович. Он был усталым и озабоченным — видимо, сказывалась бессонная ночь. Позже Гагарин скажет об этой встрече:

— Он дал мне несколько рекомендаций и сове­тов, которых я еще никогда не слышал и которые мог­ли мне пригодиться в полете. Мне показалось, что, уви­дев нас и поговорив с нами, он стал несколько бодрее... Через несколько минут специальный автобус голубого цвета уже мчался к стартовой площадке.

6 часов 50 минут. Гагарин вышел из автобуса. Многие про­
вожающие знали его лично. Всех охватило волнение. Каждый
хотел на прощанье обнять Юру. Андриян Николаев, забыв впо­
пыхах, что Гагарин уже в шлеме, хотел поцеловать его и стук­
нулся лбом о козырек, да так, что на лбу шишка появилась.

После доклада о готовности председателю Государственной комиссии Юрий сделал заявление для печати и радио. Это за­явление уместилось на нескольких десятках метров магнито­фонной пленки. Спустя пять часов оно стало сенсацией...

Находясь на железной площадке перед входом в кабину, Га­гарин приветственно поднял обе руки — прощание с теми, кто оставался на Земле. Потом скрылся в кабине.

Внизу, заворожено задрав головы кверху, стояли и Главный конструктор, и Юрины друзья — все те, кто провожал его в по­лет.

7 часов 10 минут. Голос Гагарина появился в эфире.

8 часов 10 минут. Объявлена 50-минутная готовность. Была
устранена единственная неисправность. Она обнаружилась при
закрытии люка № 1. Его быстро открыли и все поправили.

8 часов 30 минут. 30-минутная готовность. Титову объявле­но, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. Фамилия человека, кото­рый первым покинет планету, теперь известна окончательно — ГАГАРИН.

156


8 часов 50 минут. Говорит Н.П. Каманин: Объявлена деся­
тиминутная готовность. Как у вас гермошлем, закрыт? Доло­
жите.

Гагарин: Вас понял — объявлена десятиминутная готов­ность. Гермошлем закрыт. Все нормально, самочувствие хоро­шее, к старту готов.

9 часов 6 минут. Королев: Минутная готовность, как вы слы­
шите? Гагарин: Вас понял — минутная готовность. Занял ис­
ходное положение.

9 часов 7 минут. Королев (взволнованно): Дается зажигание «Кедр». Гагарин («Кедр»): Вас понял — дается зажигание.

Королев: Предварительная ступень... Промежуточная... Главная... Подъем. Гагарин (кричит): — Поехали!...