Смекни!
smekni.com

Методические материалы для учащихся при подготовке к Единому государственному экзамену Екатеринбург (стр. 10 из 18)

Орфографическая ошибка – ошибка в написании слов.

Пунктуационная ошибка - ошибка в постановке знаков препинания.

Грамматическая ошибка – ошибка в структуре языковой единицы (словосочетания или предложения); нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической и др. К грамматическим ошибкам относятся, например, нарушение границ предложения, неправильное построение сложных предложений, неверное использование причастных и деепричастных оборотов, неудачное употребление местоимений и др.

Речевая ошибка – ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только в контексте. Возникают речевые ошибки при употреблении слова в несвойственном ему значении, в неразличении слов-паронимов, при употреблении слов иной стилевой окраски, при нарушении лексической сочетаемости и др.

Кроме того, при проверке работы учитывается критерий 11, предполагающий соблюдение этических норм, и критерий 12, свидетельствующий о соблюдении фактологической точности в фоновом материале.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С1

Балл
К11 Соблюдение этических норм
Этические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущены этические ошибки (1 и более)

0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

Допущены фактические ошибки (1 и более)

0

Этическая ошибка выносится в случаях, когда в работе содержатся высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие циничное отношение к человеческой личности, проявление речевой агрессии (речевая агрессия может быть внешне выражена, может быть скрытой).

Речевая агрессия связана со словесным выражением негативных эмоций, чувств, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, жаргонизмов и др.

Например: «Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами».

Фактологические ошибки возникают в случае искажения тех или иных фактов в материале, не извлеченном из исходного текста, а в привлекаемом пишущим сочинение самостоятельно.

Наиболее типичные ошибки искажение фактического положения дел; гиперболическое, преувеличенное освещение фактов; неверное обозначение имен, названий; искажения в цитировании и др.

Рекомендации по выполнению задания С1 по тексту С. Надыршина

Подготовка к написанию сочинения

Внимательно до конца прочитайте текст. Помните о том, что в художественном тексте необходимо различать автора, написавшего текст, и автора-повествователя. Кроме того, необходимо помнить о том, что проблема, выдвигаемая автором текста, часто обозначается не прямо, а через образы героев. Определите, о чем или о ком написан текст, обозначьте героев-участников изображенных событий, предположите, какие темы, проблемы волнуют автора. На этом этапе работы полезно делать схематические записи, которые будут полезны при составлении черновика сочинения.

Прочитав текст С.Надыршина, мы понимаем, что он повествует о событиях, в которых принимает участие группа одноклассников, среди которых новый ученик. В тексте особо выделен герой, от лица которого идет повествование («я» повествователя или, с точки зрения других героев, «Димон»). Второй значимый персонаж – «новенький», называются также некоторые имена одноклассников: Колька Лыков, Сережка Романов, Толька Власов.

Примечание: Внимание к деталям в дальнейшем поможет вам правильно воспринимать фабульную информацию текста и избежать фактических ошибок в комментарии.

Чтобы восприятие содержания текста было более полным, полезно составить схему событий, причем сначала на фабульном уровне (завязка → развитие действия → кульминация → развязка), затем на сюжетном (подробности к фабульным событиям и др).

При выявлении основных событий текста надо знать, что завязка – это событие, которое явилось толчком к развитию событий, меняющих обстоятельства и/или состояние героев; развитие действия носит активный характер, обычно включает в себя несколько событий; кульминация – это момент наивысшего напряжения в развитии событий; развязка связана с завершением событий; завязка может следовать за кульминацией или совпадать с кульминацией.

Фабульная схема текста С.Надыршина представлена в таблице

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Событие 1

Событие 2

Событие 3

1-й композиционный ход

В нашу школу [он] пришел временно Новенького посадили со мной Новенький обратился ко мне с вопросами Я отвечал [ему] нехотя ____________ Он отвязался [от меня]

2-й композиционный ход

После уроков его повели бить Новенький метнулся к Сережке Романову [Новенький] отбросил его [Новенький] ловко увернулся от Кольки Лыкова Новенький скрылся [от нас] [Мы] его не догнали и решили сегодня же рассчитаться

3-й композиционный ход

Колька Лыков попросил меня сходить к новенькому Через полчаса я уже звонил к нему в дверь [и объяснил причину своего появления] [Новенький попросил меня пройти в квартиру] Потом я позвал его к себе в гости Он стал отказываться, и внутри меня все упало [Новенький согласился пойти ко мне]

4-й композиционный ход

[Мы пошли], я остановился, новенький сделал еще несколько шагов Навстречу нам вышел Колька Лыков Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул мне «Беги!» Но, увидев ребят, он набросился на Тольку Власова, освобождая мне путь И тут я улыбнулся, остальные засмеялись [над ним] Только тогда он все понял и посмотрел на меня удивленно и недоверчиво

Таким образом, внимательное чтение текста позволяет нам заметить четкую цикличность происходящего, выявить большое количество фабульных (важных для автора и читателя событий), почти протокольность изложения.

Все эти попутные наблюдения важны для понимания скрытых смыслов текста, прежде всего при работе с авторской позицией.

Важно выделить авторские отступления, в которых автор эмоционально комментирует события, глядя на них как бы со стороны.

Мы замечаем, что, во-первых, подробности распределены неравномерно: это всегда свидетельствует о большом авторском волнении. Во-вторых, все они содержат объяснения не очень красивых поступков повествователя. К действиям «новенького» таких пояснений нет, но они все выведены на уровень основной, фабульной информации.

Работа с образной информацией текста важна для понимания авторской интерпретация фабулы и сюжета, для формулирования авторской позиции.

Образная информация на уровне 1-го композиционного хода: «новенький» открыт, ненавязчив, повествователь («я») подчеркнуто небрежен, обидчив, недоволен.

Образная информация в рамках 2-го композиционного хода: «новенький» знает о «прописке» и ведет себя в невыгодной для него ситуации смело, находчиво; герой- повествователь стремится объяснить и даже оправдать школьную «дедовщину».

Образная информация в рамках 3-го композиционного хода: «новенький» открыт для общения, доверяет однокласснику, принимает на себя ответственность за «побитого друга», понятие дружбы для него чрезвычайно значимо; герой-повествователь же ради возможной (!) похвалы без малейшего сомнения и стыда осуществляет свой план, проявляя те качества, о которых ему говорили приятели (см. 15, 16-е предложения).

Образная информация в рамках 4-го композиционного хода: повествователь испытывает огромный страх, но не называет его причину. Мы можем предположить, что это страх перед совестью. Однако сильные внутренние переживания не мешают ему довести до конца задуманный подлый план, хотя «новенький» в драке теперь думает не только и не столько о себе, сколько о своем «друге». Авторское отступление (предложение 54) после последней развязки все-таки говорит о муках совести героя-повествователя.

Необходимо обратить внимание на послесловие (предложения 55 – 60). Текст свидетельствует о том, что муки совести дали нужный результат: герой-повествователь приблизился к пониманию важных нравственных истин.

Работа с проблемной информацией текста. Работа с авторской позицией (убеждениями автора), представленной в тексте

Буквальная (фабульная + сюжетная) и образная (индивидуально-авторская) информация текста на этапе подготовки к написанию сочинения должны быть интуитивно обобщены на уровне общечеловеческих, вечных нравственных истин (проблем, вопросов, не имеющих однозначных ответов).

На этом этапе работы можно использовать следующие приемы:

1. Записать в черновике названия тех нравственных вопросов (проблем), которые, затрагивает автор текста

Удобно оформить записи с помощью такой формулы: слово «проблема» + абстрактное существительное в форме Р.п., называющее проблему (см. ниже возможные варианты формулировок):