Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению государственных символов Российской Федерации. Методика сценарно-театрализованных представлений по патриотическому воспитанию. Библиотека воспитательной работы (стр. 18 из 23)

НАШ ГЕРБ.

Музыкально-литературная композиция.

Зрительный зал празднично оформлен. Звучит торжественная музыка. Открывается занавес. На заднике сцены – изображение Государственного герба Российской Федерации. Сцена ярко освещена красным и белым светом.

1-й ведущий:

Государственный герб, официальная эмблема государства, символически отражающая существующий в государстве социально-политический строй или его национальные, экономические, исторические и другие особенности. Герб - это символический опознавательно-правовой знак, составленный, изобразительно оформленный и утвержденный согласно строго определенным правилам.

2-й ведущий:

Основная функция герба заключается в том, что он служит отличительным знаком человеку, роду, региону, городу, госу­дарству, обществу или учреждению.

На сцену выносятся «гербы» (изображены на картоне) разных стран,

городов, родов, ставятся по заднику сцены.

Выходят 2 рыцаря и герольд.

Посвящение в рыцари.

1-й рыцарь:

Держа в руках острый Дюрандаль,

Король извлек его из ножен и вытер клинок,

Затем опоясал им своего племянника Роланда.

И вот апостолик освятил его.

Король с негромким смехом сказал ему:

-Я опоясываю тебя этим мечом с пожеланием,

Чтобы бог даровал тебе мужество и храбрость,

Силу, мощь и великую смелость,

И великую победу…

Герольд:

И Роланд ответил с радостью в сердце.

2-й рыцарь:

Обрету я их Господним благим промышлением.

Герольд:

Когда король опоясал его стальным мечом,

Герцог Неский преклонил колено

И правую шпору Роланду приладил,

А левую надел благородный Ожье датчанин.

Музыкальная пауза.

Рыцари поднимают свои щиты с изображением гербов.

Герольд:

Отличаться от других, выделяться своими подвигами и достоинствами – вот что было принципом рыцарей. В эпоху рыцарства и произошел уникальный прорыв: желая проявить себя, рыцари придумали сделать это в новой, особой форме – в знаках. Было ли это изобретение сделано по наитию какой-нибудь художественной натуры, или оно было плодом долгих раздумий и тщательного расчета – история не сохранила нам свидетельств. Но в XI веке он свершился, новая традиция была заложена. Был изобретен – Герб.

Первые гербы были просты по форме и скромны, немногословны по знакам. Чаще всего имели форму овала, с помещенными внутрь 2-3 фигурами, окрашивались в 2-3 цвета.

1-й рыцарь:

Обязательной частью железной одежды рыцаря – был щит с его личным знаком – гербом. Затейливое изображение и отменный вкус проявились в первых гербах. Вот они, первые гербы, мелькают на поле боя, на турнирах. Тускло отблескивает на солнце металл кованых щитов, проглядывая сквозь нанесенные изображения, которые горят всеми цветами радуги, пестрят тут и там то голова оленя, то медвежья лапа, взлетающей птицей…

2-й рыцарь:

Герб - равен чести. У нарушившего правила чести рыцаря отбирали символ его достоинства - герб. Провинившегося взводили на эшафот, где на его глазах ломали его доспехи, а щит, с которого стирали герб, привязывали к хвосту лошади и влачили по всему городу с позором. За менее важные проступки изменялся герб (менялись фигуры, укорачивались, заменялись - свидетельство вины). И это было страшно. Это видели и знали все.

Герольд:

Людвиг Святой повелел, чтобы Жан д, Авен, оскорбивший свою мать, сохраняя в гербе изображение льва, впредь носил его без высунутого языка и когтей, как оказавшийся недостойным пользоваться этим отличием. И так передавать герб в роду.

1-й рыцарь:

Затейливое изображение и отменный вкус проявились в первых гербах. Эпоха крестовых походов закрепила гербы. Необходимость употреблять чаще и чаще щиты на поле брани и чести и сродное человеку желание сохранить в своем потомстве память о предках вызывала потребность в обработке гербов и в укреплении его за человеком, его родом. Породилась необходимость в гербах, в строгом их изучении и разграничении.

2-й рыцарь:

Самое благоприятное время для этого был конец XI и начало XII столетия. К этому времени относятся древнейшие гербы: на картинах, печатях, щитах. Родовые гербы стали передаваться по наследству. Государственные гербы Англии и Франции обязаны своим установлением этому же времени. Гербы королевских родов становились гербами феодальных монархий – первыми государственными гербами.

Герольд:

Гербы создавали особые люди – герольды (из Германии «геральдус» - глашатай). Выученные специально, они хорошо знали правила и законы гербового языка. Далее гербы стали создавать художники.

1-й рыцарь:

Само слово «герб» происходит от немецкого егЬе, что означает наслед­ство. К XIII веку относят и воз­никновение геральдики - гербоведения. В задачи геральди­ки сначала входило составление дворянских, цеховых и зе­мельных гербов, а со второй половины XIX века - их науч­ное изучение.

Музыкальная пауза. Рыцари уходят.

1-й ведущий:

Земельные гербы связаны с историей, спецификой природ­ных ресурсов, и экономического развития региона. Часто ведут свое происхождение от родовых гербов, например, княжеских.

Государственный герб отражает определенный историчес­кий этап развития общества, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологичес­ким, политическим, религиозным основам государства.

Государственные гербы возникли очень давно. Уже три тысячи лет до нашей эры существовал герб древнего государ­ства Шумер. Он представлял собой орла с львиной головой. Известны также гербы Египта - змея, Персии - орел, Арме­нии - лев с короной на голове.

Единого и постоянного герба, передаваемого по наследству, в Древней Руси не существовало.

1-й чтец:

Что-нибудь знаете Вы о гербах?

Понимаете - герб!

2-й чтец:

Личности знак и символика вер.

Белое поле, алеющий щит:

Герб вашу славу и честь защитит.

Лилий трехлистья и звезды в кайму...

1-й чтец:

Я - о гербах!

Герб - это ваш великаний размах,

Львиные пасти и очи орла,

Рода история, знак ремесла,

Чтобы Отечества память цвела!

Перья над конскою мордой литой...

Герб - это эхо судьбы родовой!

1-й чтец:

Вы поймите, в туманной дали

Были же гербы у нашей земли.

Белое поле, крыло над плащом!

Юрий-Георгий, звезда над плечом,

Змей, пораженный блестящим копьем!


Далее во время рассказа ведущие представляют

иллюстрации гербов (слайды)

1-й ведущий:

В России, как и во многих странах Европы, государственные гербовые эмблемы появились в эпоху средневековья. В конце XV в. первый государь объединённой Руси Иван III «строит» общегосударственную печать. Грамота 1497 г. донесла до вашего времени красновосковой оттиск этой печати. Символика российского державного герба ведёт начало от этой печати. На ней впервые соединяются и остаются неразрывными в течение нескольких последующих столетий изображения всадника, поражающего копьём дракона, и двуглавого орла с коронами на головах. Однако если в ХV в. на печати Ивана III обе эмблемы выступают как равнозначные, занимая каждая свою сторону, то уже в XVI в. двуглавый орёл завоёвывает господствующее положение, а в ХVП в. он становится главной эмблемой российского государственного герба.

2-й ведущий:

С ХVШ в. в исторической литературе существует следующая версия происхождения герба: великий князь московский Иван Ш, женившись на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога, заимствовал герб некогда славной Византийской империи - двуглавого орла, соединив его с московским - всадником.

3-й ведущий:

Однако некоторые отечественные исследователи скептически смотрели на «подарок из Византии», Например, известный во всём мире знаток византийских и русских печатей, историк Николай Петрович Лихачёв считал, что Иван Ш никакого византийского герба позаимствовать не мог, ибо Византия ни общегосударственной печати, ни тем более герба не имела. Существовали только личные печати византийских императоров, и двуглавого орла на них не было. Откуда же «залетел» он в Россию?

4-й ведущий:

Двуглавый орёл был хорошо известен народам древних цивилизаций - шумерам, хеттам (III-II тыс. до н.э.). На рельефах, обнаруженных в Малой Азии, он изображён вместе с богами Хеттского царства. В ту эпоху двуглавый орёл украшал ткани, печати, использовался в росписях стен. Как элемент культурного наследия, перешедшего к туркам-сельджукам от древних народов Передней Азии, двухголовая птица стала известна исламскому миру. Именно как с декоративной фигурой познакомились с ней европейцы во время походов.

На сцене два римских воина.В руках знаки когорты.

1-й воин:

Древнеримско­е государство. При императоре Августе в римском войске было введено нов­шество, особенно важное нам в сегодняшнем разговоре. Число легионов стало так велико, что император почувствовал необхо­димость острее различать их и выделять. Тогда каждый легион получил свой номер и свое наименование. В это же время ле­гионам дали и особый, яркий и выразительный знак-символ, ко­торый теперь шел-летел впереди выступающего войска. Так был узаконен и умножен один из первых на земле символов-знаков, крепко слитых с идеей человеческой воинственности, победы и риска.