Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению государственных символов Российской Федерации. Методика сценарно-театрализованных представлений по патриотическому воспитанию. Библиотека воспитательной работы (стр. 21 из 23)

В отличие от Евро­пы в Китае знамена с полотнищами появляются очень рано - около XII века до н.э., а ко II веку до н.э. относятся изображе­ния флагов, полотнища которых были непосредственно при­креплены к древку. В Европе знамена этого типа распространя­ются только во второй половине первого тысячелетия н.э.

Выносятся на шестах изображения славянских стягов.

2-й ведущий:

На Руси флаги ведут свою историю от стягов и хоругвей. Славянские знамена первоначально имели вид шеста, воз­можно с пучком травы, веток, конской гривой или хвостом ввер­ху. Со временем траву и гривы заменили матерчатым клином яркого цвета. В древнерусском языке слово «стяг» означало жердь, палка, шест. Стягами назывались и древнерусские зна­мена. Постепенно стяг приобрел строгую и четкую форму. Шест - древко - стал завершаться навершием, под ним при­крепляли полотнище. Размеры полотнищ увеличивались, а с принятием христианства на них стали помещать изображения креста и святых. На поле сражения стяги ставили преимуще­ственно в середине расположения войска. Охрана стяга входи­ла в обязанности княжеской дружины - отборного войска, а в стяговники выбирали богатырей. Значение стяга в древнерус­ских ратях было столь велико, что летописи нередко называли стягом часть войска, а счет войску вели по количеству стягов.

3-й ведущий:

С конца XIV века на русских стягах изображают лик Спа­сителя. В литературном памятнике «Поведания и сказания о побоище Великого князя Дмитрия Донского» впервые упот­ребляется слово «знамение» для обозначения стяга с изображе­нием лика Спасителя. Основной смысл знамен - внушить войску уверенность в победе. Знамя было призвано показать, что на стороне русского земного воинства - Воинство Небес­ное. Начиная с XV века слово «знамя» повсеместно входит в употребление.

Во второй половине ХVI-ХVII векf[ использовалось не­сколько видов знамен: большое царское, малое - царского пол­ка, полковые и сотенные знамена. На больших и малых царс­ких знаменах, чаще всего красного цвета, помещали лик Спаси­теля. Их украшали изображения ангелов, звезд и крестов, обрамляли золотые и серебряные орнаменты. Полковые знаме­на тоже несли изображения святых и были богато украшены. Сотенные знамена имели меньший размер и выглядели скром­нее. Образы святых на них заменило изображение креста, сим­волизировавшее небесное покровительство, оно же дало им и название крестовых сотенных знамен.

4-й ведущий:

Еще можно назвать боярские прапоры - небольшие знамена с длинными хвостами-клинцами, служившие личными знаками родовитым людям. Каждый воевода имел такой прапор. По описанию 1687 года, прапор бояр Романовых выглядел следующим образом. На белом поле с червленой каймой изображен золотой грифон с мечом и щитом в лапах. На щите - небольшой черный орлик. У откоса прапо­ра, на фоне каймы черного цвета были помещены оторванные золотая и серебряные львиные головы.

2-й чтец:


Широка раскинулась Россия,

Много бед Россия выносила:

На нее с востока налетели

Огненной метелицей татары,

С запада, затмив щитами солнце,

Шли стеной на нее ливонцы.

« Вот уже, - они ее пугали, -

мы в песок сотрем тебя ногами!

Погоди, мол, вырастет крапива,

Где нога немецкая ступила…»

Бил дозорный в било на Пожаре,

К борзым коням ратники бежали,

Выводил под русским

небом синим

Ополченье тороватый Минин,

От неволи польской и татарской

Вызволяли Русь Донской

с Пожарским,

Смуглая рука царя Ивана

Крестоносцев по щекам бивала.

И чертили по степным ягурам

Коршуны над ними круг

за кругом,

Их клевало на дорогах тряских

Воронье в монашьих

черных рясках,

И вздымал над битвой

вражьей кликой

Золотой кулак Иван Великий…

…………………………………

Ястреб нам крылом врага укажет,

Шелестом трава о нем расскажет,

Даль заманит, выдаст

конский топот,

Русская река его утопит…

Не испить врагу шеломом Дона!

Русские не склонятся знамена!

Будем биться так, чтоб

видно было:

В мире нет сильнее

русской силы!…

Чтоб вовек стояла величаво

Мать Россия, наша жизнь и слава!


Показ слайдов

«Государевы большие знамёна».

2-й ведущий:

Археологи, раскапывая курганы восточно-славянских племён середины X в., нашли арабские монеты с изображением стягов. Цвет дохристианских стягов славян был, видимо, красным, т.к. этот цвет самый распространённый, наиболее заметный и яркий, красный цвет воспевал воинственность, побуждал к битве. Строй «червлёных» русских щитов на поле брани современники сравнивали с зарёй.

1-й ведущий:

В 988 году Русь приняла христианство. На 6агряном стяге огромных размеров теперь помещали лик Спасителя - Иисуса Христа - или другую христианскую символику. Перед боем воины на коленях молились о победе и спасении у освящённого, как икона, стяга. Вкопанный древком в землю во время битвы, он указывал на ставку князя и центр боевого порядка. Упавший стяг означал поражение. Поэтому в сече на Куликовом поле в 1380 г. вокруг него разгорелась жестокая схватка.

2-й ведущий:

Один из древних символов Русского государства - красное знамя «Всемилостивейшего Спаса», бывшее с русским войском при штурме Казани в 1552 г., - хранится в Оружейной палате Московского Кремля. «Государевы большие знамёна» XVI - XVII вв. площадью около 12 метров были алыми, белыми, лазоревыми или зелёными. Полковые же знамёна стрельцов соответствовали цвету их кафтанов-вишнёвые, брусничные, лимонные, светло-зелёные, фиолетовые... На этих полотнищах, обшитых широкой каймой, изображался прямой крест.

3-й ведущий:

Основными регальными цветами великих князей московских и царей были красный, золотой и белый. В богатых золотых одеждах, в золотой шапке Мономаха и с золотым крестом на груди, под красным балдахином шествовали цари во время крестных ходов в центральный собор Русской земли - Успенский в Московском Кремле. Рынды (личная стража царей) были одеты в белые кафтаны, белые сапоги и держали на плечах парадные серебряные топорики.

Танец «Русский хоровод».

3-й ведущий:

На белых или алых «гербовых» знамёнах в XVII в. изображался золотой (реже чёрный) двуглавый орёл - герб царства. Любимыми цветами народа были красный, синий и белый. В рус­ском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет является символом чистоты, а красный - символом жизни. Красный соотносился с храбростью, удалью, считался идеалом красивого, прекрасного. В народной поэзии традиционно использовались выражения «красна девица», «красно солнышко». Русские крестьяне и казаки одевались в синие кафтаны и рубахи, подпоясывались красными кушаками. Свадебные наряды русских девушек были красными и белыми. Белыми называл народ свою веру и царя. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета часто использовали русские крестьяне для своей одежды и украшения своих домов. Замечаем мы эти цвета и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатери­нинского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом.

Выносятся изображения флагов, знамен,

штандартов армии Петра I.

Шествие с барабанами.

1-й ведущий:

Во время походов на Азов в 1695 и 1696 гг. и в первые годы тяжкой Северной войны 1700-1721 гг. Пётр I дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг. Расположение полос отражало древнерусское понимание строения мира: внизу - мир физический, красный; выше-небесный, голубой; ещё выше - мир божественный, белый. Однако нельзя отрицать, что на внешний вид этого флага повлияли цвета знамен сильнейшей морской державы того времени - Нидерландов. В 1705 r,, когда Пётр I дал своему любимому детищу, военно-морскому флоту, Андреевский флаг: синий косой крест на белом поле, флаг бело-сине-красный был передан торговым судам. При Петре I к регальным династическим цветам добавился чёрный. Государь заменил багряный цвет знамени на золотой, как у императоров «Священной Римской империи германской нации», и приказал выписывать на нём чёрного двуглавого орла. Такой, только небольшой по размеру, флаг стал именоваться императорским штандартом. Вплоть до 1917 г. его поднимали везде, где появлялся монарх. Офицеры русской армии при Петре I продолжали носить частицу прежнего боевого флага - бело-сине-красные шарфы.

3-й чтец:


К славе на смерть шел,

не на живот

Мой поклон кладу,

Петру Великому

Еврофлаг составил, даже вот

Государству, столь многоликому.

Ежели нас вкус не подведёт

В цвете тоже вольны толкования

Пусть не всяк товарища найдет

И не даст консенсуса, собрание.

Тихо! Исторический момент

Настает, поймите, бедолаги:

Ведь не знамя красит континент

Человек раскрашивает флаги!

На семь бед всего один ответ -

Ненависть плечом к

плечу с любовью…

Белый – это будущего цвет,

Синий – небом дан, а

Красный – кровью…


2-й ведущий:

После смерти царя-преобразователя усилилось значение золотого и чёрного цветов в русской армии. Пётр III вводит чёрные шляпные банты с жёлтыми полосками по краям, а Екатерина придаёт ордену Святого Георгия, которым награждались воины исключительно за боевые подвиги, чёрно-оранжевую ленту, символизирующую «порох и огонь». В 1819 г. появляется первый батальонный чёрно-жёлто-белый флажок. Вместе с тем при открытии новых земель в начале XIX в. русские моряки поднимали бело-сине-красный Андреевский флаги.