Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению государственных символов Российской Федерации. Методика сценарно-театрализованных представлений по патриотическому воспитанию. Библиотека воспитательной работы (стр. 5 из 23)

Высшим символом государства, наряду с гербом и флагом, является гимн - торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Слово гимн пришло в русский язык из греческого и означает петь, сла­вить, хвалить.

Праздничность и торжественность гимнов усиливает и ук­репляет национальное и государственное самосознание, а в меж­дународных отношениях их исполнение означает выражение почестей представителям инос­транной державы. Исполнение государственного гимна сопровождается прояв­лением высших форм уважения к нему - вставанием граж­данских лиц и отданием чести или салютованием оружием военными.

Зарождение гимнов теряется в глубокой древности челове­чества. Гимны являлись торжественными культовыми песнопениями. Использование этого понятия в смысле национального и государственного музыкально-поэтического символа, подобно гербам и флагам, - явление сравнительно недавнее: самому старому национальному гимну (голландский «Вильгельмус ван Нассауве») чуть больше четырех веков, а общепринятой традицией иметь государственный гимн - двести лет.

Существуют религиозные, государственные, воен­ные, революционные и партийные гимны.

В России до XVII века торжественные церемонии сопровождались исключительно церковными песнопениями. Позже, когда появились «виватные канты» и т.п., они имели характер «временных» гимнов, т.е. сочинялись для каждого конкретного торжества (коронации, победы). Первые «торжественные песни» (гимны) повелел испол­нять Петр I. В честь российских побед звучало, по меньшей мере, пять или шесть разных песен. Особое место занимали военные марши, особенно «Преображенский марш» (автор неизвестен), ставший, по сути главным маршем России.

В годы правления Екатерины II широкую известность по­лучила торжественная песнь «Гром победы, раздавайся» (сти­хи Г. Р. Державина, музыка О. А. Козловского). Марш пользовался большой популярностью, но государственным гим­ном он никогда не был.

Фактически первым русским национальным гимном стал «Коль славен» Д.С.Бортнянского, написанный в 90-х годах XVIII века. Эта духовная (внецерковная) песнь еже вечерне исполнялась на молитве в войсках, ее пели на крестных ходах, играли во время производства юнкеров в офицеры и при погребении старших офицеров, она стала неотъемлемой частью многих ритуалов и церемоний. «Коль славен» быстро стал любим и популярен среди всех слоев русского народа.

В конце XVIII - начале XIX веков в большинстве европейских государств монархов встречали под звуки английского «Боже, храни короля». Таким образом, британский королевский гимн был самым настоящим «интернационалом» для европейских суверенов (что вполне объяснимо: страны и народы, конечно, все разные, но венценосцы-то в большинстве своем - ближайшие родственники).

В России английская мелодия стала утверждаться после войны 1812 года, как символ антинаполеоновской коалиции. К тому же, Александр I был большим англофилом.

Первым официальным государственным гимном России была

«Молитва русских»

(1815 г., слова В. А. Жуковского, автор музыки неизвестен).


Боже, царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.

Боже, царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!

Гордых смирителю:

Слабых хранителю,

Всех утешителю —

Все ниспошли!

Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!

Царство ей стройное,

В силе спокойное, —

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!

К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли


Принято считать, что впервые она прозвучала 15 ноября 1813 г. на концерте, устроенном в пользу инвалидов Отечественной войны. В 1815 г. В. А. Жуковский опубликовал в «Сыне Отечества» новый, более удачный текст под тем же названием «Молитва русских».

18 сентября 1816 г. Александр I издал указ исполнять «Мо­литву русских» полковым оркестрам всегда при встречах императора. С этого времени этот гимн можно считать первым официальным гимном России.

Через 17 лет Россия получила новый гимн, мелодию кото­рого, по поручению царя Николая I, написал русский компози­тор Алексей Федорович Львов (1798-1870), слова сочинил все тот же В. А. Жуковский. К тому времени Львов был всемирно известным музыкантом (скрипачом, дирижером и композитором) и одновременно заведовал делами императорской квартиры. Сочинив мелодию, он пошел к тому же Жуковскому, который и приспособил под нее заново "Боже, Царя": Первым названием гимна было «Мо­литва русского народа». 23 января 1833 г. состоялось первое прослушивание гимна. Николай I, прослушав его несколько раз, оценил гимн очень высоко. Текст вышел отличный от предыдущего: вместо витиеватого «гордых смирителю» появилось прямолинейное «на страх врагам», а трогательному «слабых хранителю, всех утешителю» вовсе не нашлось места. Музыка стала быстро распространяться по всей России; и не только потому, что активно пропагандировалась «сверху», - Львов действительно, как говорится, «попал в точку»: простая, яркая и запоминающаяся мелодия (и очень короткая - 16 тактов) была прекрасной находкой для гимна и стала признанной классикой этого жанра.

Молитва русского народа

(Боже, царя храни)


Боже, царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.

Боже, царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!

Гордых смирителю:

Слабых хранителю,

Всех утешителю —

Все ниспошли!

Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!

Царство ей стройное,

В силе спокойное, —

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!

К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли


25 декабря 1833 г., в день празднования изгнания францу­зов из России, мелодия «Боже, царя храни» звучала во всех залах Зимнего дворца, где были собраны войска. Таким образом, 25 декабря 1833 г. стало днем рождения государственной молитвы Российской империи за своего царя, единственного и официального гимна вплоть до 2 марта 1917 г., дня отречения Николая II от престола. Русский гимн был самым кратким в мире. Всего 6 строк текста и 16 тактов мелодии легко западали в душу, без труда запоминались абсо­лютно всеми и были рассчитаны на куплетный повтор - триж­ды (для сравнения: греческий гимн 1864 г. имел 158 строк!).

После 1917 года Россия временно приняла меж­дународные гимны — «Марсельезу» и «Интернационал». «Рабочая Марсельеза» (музыка К. Ж. Роще в обработке А. К. Глазунова, слова П. Л. Лаврова) была временным госу­дарственным гимном России в 1917-1918 годах. «Отречемся от старого мира» (таково было ее второе название) была создана в 1875 году и сильно отличалась от «Марсельезы» — нынешне­го гимна Франции.

Руководство партии большевиков посчитало «Рабочую Марсельезу» буржуазной и 23 января 1918 года по предло­жению В. И. Ленина в качестве официального гимна РСФСР был принят международный революционный гимн «Интер­национал» (музыка П. Дегейтера, слова Э. Потье, русский текст А. Я. Кода).

Гимн РСФСР

(Интернационал).


Вставай, проклятьем заклейменный,

Весь мир голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущенный

И в смертный бой вести готов.

Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим:

Кто был ничем, тот станет всем!

Это есть наш последний

И решительный бой,

С Интернационалом

Воспрянет род людской!

Никто не даст нам избавленья —

Ни бог, ни царь и ни герой,

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой.

Чтоб свергнуть гнет рукой умелой,

Отвоевать свое добро,

Вздувайте горн и куйте смело,

Пока железо горячо!

Это есть наш последний

И решительный бой,

С Интернационалом

Воспрянет род людской!

Лишь мы, работники всемирной

Великой армии труда,

Владеть землей имеем право,

Но паразиты — никогда!

И если гром великий грянет

Над сворой псов и палачей,

Для нас все так же солнце станет

Сиять огнем своих лучей.

Это есть наш последний

И решительный бой,

С Интернационалом

Воспрянет род людской


Интернационал был до 1944 года официальным государ­ственным гимном нашей страны и одновременно гимном партии большевиков (ВКП (б), КПСС, КПРФ — по сей день).

В годы Великой Отечественной войны возникла необхо­димость в поднятии патриотического духа Советской армии и всего народа, в том числе и через создание нового гимна страны. За двадцатые-тридцатые годы изменилась сама сущность Советского государства. Если сразу после революции страна Советов представляла собой плацдарм для мировой пролетарской революции, разрушать старый мир намеревались по всей планете, то после 1937 года СССР превратился в традиционную русскую империю с ее историческим ценностями. В 1943 году Советская Армия отбросила гитлеровцев далеко на запад и готовилась преследовать их в Европе. Переступить границы под звуки «Интернационала», проповедуя «разрушение до основания» и обращаясь к «голодным и рабам», новый СССР уже не мог. Поэтому Сталин поставил вопрос о смене гимна, и в Европу наши войска уже вошли под новый русский имперский гимн, а не под космополитический «Интернационал». Он был принят в 1944 г.: на музыку А. Александро­ва (написана в 1939 г.) поэты С. Михалков и Г. Эль-Регистан написали слова. Сталин сам правил текст гимна, и в ночь на 1 января 1944 года по Всесоюзному радио впервые прозвучал новый гимн.


Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует, созданный волей

народов,
Великий могучий Советский Союз.
Сквозь грозы сияло нам солнце