Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Для начала записать название темы урока в тетради, раскрыть альбомы и в продолжение урока рисовать древнюю типографию, как себе каждый представляет. Информация для библиотека (стр. 1 из 5)

ДЕНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ КНИГИ 14 МАРТА 2011 года

Рекомендации для школьных библиотек по проведению в феврале – марте 2011 года мероприятий приуроченных к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова « Апостол», вышедшей в свет 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Рекомендуем оформить стенды, выставки, провести библиотечные уроки с интерактивными презентациями, беседы у выставок об истории книгопечатания в России, значении книги в жизни человека и общества.

Предлагаем Вам:

1. Ознакомиться с методическими рекомендациями ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги.

2. Для проведения библиотечных уроков использовать примерные конспекты: «Первый КНИГОПЕЧАТНИК НА РУСИ – ИВАН ФЕДОРОВ», «Все начиналось с таблички, со свитка» (с презентацией).

3. Для проведения бесед использовать материал истории издания первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол»

Библиотечный урок

ПЕРВЫЙ КНИГОПЕЧАТНИК НА РУСИ – ИВАН ФЕДОРОВ

Цель

Познакомить детей с первопечатником Иваном Федоровым и его служением просвещению русских людей.

Оборудование

Для учащихся: альбомы и карандаши, чтобы можно было нарисовать типографию.

Для учителя: ксерокопии.

Методические рекомендации

Для начала записать название темы урока в тетради, раскрыть альбомы и в продолжение урока рисовать древнюю типографию, как себе каждый представляет.

Информация для библиотекаря

И далее последовательно рассказать детям о жизни и творчестве Ивана Федорова. Рассказ должен сопровождаться вопросами, обращенными к детям.

? Что они знают об Иване Федорове? Кем он был до работы в типографии? Какие книги выпустил в свет?

Типографии и печатание книг – были необходимостью. Но, как и в любом новом деле, не обошлось без врагов. Книгопечатание на Руси было встречено в штыки и считалось, что священная книга должна быть только рукописной. Слово же печатное признавалось происками лукавого. Царь принимал активное участие в организации первой типографии. Как писал сам Иван Федоров: «царь повелел устроить дом от своей казны, где бы печатному делу строиться». Для этого дела было отведено место на Никольском крестце. Во главе типографии стал Иван Федоров – наиболее способный мастер первой московской печатни. Это решение царя – закономерный результат политики централизации, усиленно проводимой им во всех областях политической, экономической и культурной жизни Московской Руси.

Печатный станок Ивана Федорова

19 апреля 1563 года Иван Федоров вместе со своим другом и помощником Петром Тимофеевым Мстиславцем, с благословения митрополита Макария, начали печатать «Апостол». 1 марта 1564 года первая, точно датированная московская книга вышла в свет. В конце ее помещено послесловие (история выпуска этой книги). Второй книгой государственной типографии был «Часовник», выпущенный в 1565 году. О других изданиях Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца по настоящее время никто не знает. Возможно, они были, но до нас не дошли.

«Апостол» 1564 года. Первые семь листов занимают всевозможные предисловия и оглавления. Восьмой лист – это гравированный на дереве фронтиспис, предпосланный основному тексту книги. Гравюра эта – портрет автора «Апостола» – евангелиста Луки. Первая в истории нашего искусства фигурная гравюра, композиционным центром которой служит изображение человека. Лука сидит на маленькой скамеечке с массивными ножками. Голова апостола наклонена вперед, фигура сгорблена. На коленях у него книга. Лука поддерживает ее руками. Босые ноги покоятся на подушечке. Рядом подставка – горка для письма, на которой лежит раскрытый свиток. Написанные им строки можно прочитать; апостол только что кончил писать: «Первее было слово». На горке стоят также чернильница с гусиным пером и песочница. Песком припорашивали свеженаписанный текст, чтобы он не смазывался. Изображение заключено в рамку. Это триумфальная арка с полуциркульным сводом и горизонтальным перекрытием. Свод поддерживают колонны с пышными капителями и обильно декорированным цоколем.

Разворот из книги «Апостол», 1564 г.

Эту ксерокопию раздать детям.

Вскоре после издания «Часовника» Ивану Федорову и Петру Тимофееву пришлось уехать из Москвы. Они переселились в Великое княжество Литовское, на восточных землях которого жили украинцы и белорусы, исповедовавшие православие и говорившие на языке, который сами называли «русским». Этот язык был государственным в Великом княжестве Литовском. На нем велось все делопроизводство.

? Почему им пришлось уехать из Москвы?

Сам Иван Федоров в послесловии «Апостола» 1564 года писал, что в Москве нашлись люди, которые захотели «благое во зло превратити и божие дело вконец погубити». Люди эти «зависти ради многие ереси умышляли», они объявили деятельность Ивана Федорова богопротивной, еретической. Первопечатник писал о своих преследователях глухо. Мы знаем лишь, что гонения исходили «не от самого государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель». Нет сомнения, что это – феодальная верхушка церкви, убежденный враг всех и всяческих нововведений. Это те самые «мнящиеся быти учителя», которые заявляли: «Грех простым читать Апостол и Евангелие»!

Покинув Москву, Иван Федоров и Петр Мстиславец встретили благожелательный прием в Заблудове – укрепленном замке гетмана Ходкевича. Здесь в Великом княжестве Литовском типографы 8 июля 1568 года начали, а 17 марта 1569 года закончили печатать «Учительное Евангелие», предназначенное для просвещения православного люда белорусских и украинских земель. Вторым заблудовским изданием стала «Псалтырь с Часословцем», вышедшая в свет 23 марта 1570 года. Эту книгу и «Часовник» использовали для обучения чтению.

Урок библиотечно-библиографической грамотности для учащихся 4-5 классов

«Все начиналось с таблички, со свитка»:

Цели урока:

1. Формирование информационной и общей культуры учащихся.

2. Развитие познавательного интереса и читательской активности учащихся.

Задачи:

1. Показать детям, как на протяжении тысячелетий люди разных стран, исторических эпох относились к книге – источнику ценнейшего опыта и знаний, искали подходящий материал для передачи знаний, относились к книге не только как источнику информации, но и ценнейшему предмету материальной культуры.

2. Дать первоначальные сведения об элементах оформления книги (заставка, инициалы, титульный лист, переплет и т.д.)

Оборудование:

1. Презентация. Мультимедийный проектор.

2. Книжная выставка.

3. Плакаты с высказываниями мудрых о книге, знаниях.

«Говорящие листки» – так в древности люди называли книги, – прошли большой путь, пока они стали теми книгами, по которым ты сейчас учишься…» И если тебе захочется обо всем этом узнать, то давай отправимся в путешествие – в удивительный мир говорящих листков.

Известен такой случай. Однажды теплым майским вечером в город забрел молодой лось. Стали сбегаться милиция, дети, подходили взрослые. Никто не мог помочь великану, никто не желал ему зла. Подталкивали грузовиком, поливали из бранспойта – бесполезно. Наконец, кто-то догадался обратиться в библиотеку и прочел там в журнале: «Если лось появился в городе, лучше его не трогать, ночью он сам уйдет в лес». Но было уже поздно: зверь умер от нервного перенапряжения. Это говорит о том, как важна для человека своевременная информация. Сегодня мы вряд ли представляем свою жизнь без информации, без книги.

Как только появилось человеческое общество, появилась и потребность передавать информацию. Первобытный человек плохо умел говорить, словарный запас его был невелик. Для общения он использовал язык жестов. Позднее он научился передавать информационные призывы – сообщения с помощью ритмичных звуков. За несколько минут сообщение передавалось на расстоянии 10 км. Эти сообщения передавались с помощью тамтама. Так люди передавали на большие расстояния информацию о пожаре, нападении врагов. В некоторых странах Африки и Полинезии до сих пор существует именно такой способ оповещения.

Южные границы древнерусского государства страдали от набегов кочевников. Набеги были неожиданными, стремительными, предупредить их было невозможно. И тогда русичи придумали систему быстрого оповещения о нападении врага. Целью ее была скорейшая передача страшной вести в крупное поселение, где находится рать, способная дать отпор врагу. Для передачи информации о враге использовался дым костров. Передавали информацию и при помощи узелкового письма. Брали шнур, на котором завязывали узелки в определенном порядке. Узелки были окрашены в разные цвета. Черный означал смерть, белый – мир, красный – войну, опасность, желтый – золото, богатство, зеленый – хлеб. Если узелки не были окрашены, они обозначали числа. Простой узел – десятки, двойной – сотни. Однажды при раскопках ученые нашли узелковое письмо весом 6 кг. Такой моток можно было протянуть на расстояние от Москвы до Петербурга.

А как же выглядела первая книга на Земле? Первая книга на земле – это человек-книга. Люди передавали информацию из уст в уста, от человека к человеку. В некоторых государствах, например, в Древней Греции до появления письменности существовали государственные должности, которые занимали «мнемоны» от (греческого слова «мнемон» – запоминаю) Они запоминали все значительные события, решения и распоряжения государственных органов. Легендарные события, героические хроники, подвиги отдельных людей запоминались и передавались сказителями. На Руси сказителя называли Боян. В Древней Греции сказителей называли аэдами. Он всегда был желанным гостем на пиру. Когда пир подходил к концу, пустели огромные блюда с мясом, корзины с хлебом и золотые кубки. Сытые пирующие ждали песен. Аэд брал лиру и пел свои песни.