Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для студентов гуманитарных специальностей (II iii курсы дневного отделения) (стр. 4 из 13)

а) У. Оккам;

б) Фр. Вольтер;

в) Фр. Петрарка;

г) Я. Бёме. [4. С.97]

19. Специфической чертой натурфилософии Возрождения является:

а) пантеизм;

б) монизм;

в) атеизм;

г) плюрализм. [2. С.74]

20. Выделите философов Возрождения:

а) Ориген;

б) Авиценна;

в) П. делла Мирандола,

г) Ф. Аквинат;

д) Н. Кузанский;

е) К. Маркс. [4. С.97-110]

21. Основная заслуга Н. Макиавелли в философии политики в том, что он отделил политику от:

а) эстетики;

б) науки;

в) морали;

г) философии. [4. С.104]

22. Сторонниками эмпиризма являются:

а) Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс;

б) Г. Гегель, И. Кант, Фр. Шеллинг:

в) К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун;

г) А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, А. Бергсон. [4. С.112-126]

23. Соотнесите автора и суждение:

а) Декарт – «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать»;

б) Бэкон – «Мыслю, следовательно, существую»;

в) Локк – «Знание – сила»;

г) Спиноза – «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». [2. С.79,82,87,89]

24. Центральным понятием рационалистической метафизики является:

а) субстанция;

б) интенция;

в) верификация;

г) рефлексия. [2. С.84]

25. Самостоятельно существующие субстанции Г. Лейбниц назвал:

а) атомами;

б) формами;

в) идеями;

г) монадами. [2. С.87]

26. Соотнесите автора и произведение:

а) Декарт – «Великое восстановление наук»;

б) Спиноза – «Рассуждение о методе»;

в) Гоббс – «Этика»;

г) Бэкон – «Левиафан». [4. С.112,116,117,127]

27. Фр. Бэкон – родоначальник эмпиризма, разработал метод познания:

а) дедуктивный;

б) экспериментальный;

в) гипотетический;

г) индуктивный. [4. С.112-114]

28. Соотнесите автора и понятие:

а) Спиноза – плюрализм;

б) Декарт – монизм;

в) Лейбниц – дуализм. [4. С.116-121]

29. Родоначальником либерализма был:

а) Б. Паскаль;

б) Дж. Беркли;

в) Дж. Локк;

г) П. Лафарг. [4. С.121]

30. По мнению Т. Гоббса, нормальным состоянием первобытного человека является:

а) война против всех;

б) всеобщее благоденствие;

в) мир со всеми;

г) мир с сильными. [4. С.127]

а) не имеет частей. [4. С.120]

31. Высказывание: душа, разум – это «чистый лист бумаги» принадлежит:

а) Марку Аврелию;

б) П. Абеляру;

в) Дж. Локку;

г) Д. Юму. [4. С.122]

32. Мысль о том, что человек по своей природе добр, принадлежит:

а) Ж.Ж. Руссо;

б) Л. Фейербаху;

в) О. Конту;

г) Г. Лейбницу. [4. С.140]

33. Согласно Канту, высшей ступенью интеллектуальной деятельности человека является:

а) интуитивная способность суждения;

б) рассудок;

в) интуиция;

г) разум. [4. С.150]

34. Объективным принципом нравственности по Канту является:

а) долг;

б) закон;

в) право;

г) категорический императив. [4. С.154]

35. Философия Фейербаха есть:

а) субъективный идеализм;

б) антропологический материализм;

в) вульгарный материализм;

г) объективный идеализм. [4. С.171]

36. Соотнесите автора и произведение:

а) Гегель – «Сущность христианства»;

б) Фейербах – «Феноменология духа»;

в) Маркс – «Диалектика природы»;

г) Энгельс – «Тезисы о Фейербахе». [2. С.105-107,114]

37. Высшей ступенью развития абсолютного духа по Гегелю является:

а) искусство;

б) философия;

в) религия;

г) право. [4. С.169]

38. Источником содержания сознания для материалистов выступает:

а) Бог;

б) ощущения;

в) объективный мир;

г) разум. [4. С.189]

39. Критерием истины в марксизме выступает:

а) практика;

б) польза;

в) непротиворечивость мышления;

г) условное соглашение. [4. С.178,191]

40. Высказывание «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» принадлежит:

а) Н. Макиавелли;

б) Вл. Ленину;

в) К. Марксу;

г) Фр. Энгельсу. [4. С.182].

Семинар 3. Основные направления и особенности развития неклассической западноевропейской философии (от А. Шопенгауэра до XX века)

Учебная цель: обосновать преемственность современной западной философии с предшествовавшей ей европейской культурой, раскрыть её плюралистический характер.

Воспитательная цель: показать, что человек русской культуры без понимания смысла западной культуры не может считать себя полноправным участником мировой цивилизации.

Вопросы для обсуждения

1. Волюнтаризм А. Шопенгауэра – провозвестника новой философской парадигмы и его развитие в иррационализме Фр. Ницше [у-1,123-128; у-2,25-31,180-187; у-3,879-900].

2. От философии жизни (Фр. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер, Г. Зиммель и др.) к биофилософии (Э. Уилсон, Б. Ренш, М. Рьюз, Д. Халл и др.) [у-1,329-336; у-2,180-196].

3. Позитивизм:

· философская парадигма индустриального общества («первый» позитивизм) [у-1,116-120; у-2,46-65];

· теория познания в роли научной философии (эмпириокритицизм или «второй позитивизм») [у-1,120-123; у-2,80-100];

· критерий научности в неопозитивизме (аналитической философии, логическом позитивизме) – принцип верификации [у-1,227-239; у-2,197-276; у-3,953-961];

· философия науки (постпозитивизм) – принцип фальсификации К. Поппера, концепция парадигм и научных революций Т. Куна [у-1,240-254].

4. Психоаналитическая традиция понимания и исследования человека (З.Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер и др.) [у-1,205-208; у-2,276-301].

5. От феноменологии к экзистенциализму и герменевтике:

· феноменология Э. Гуссерля [у-1,213-217; у-2,301-395];

· экзистенциальная концепция человеческого бытия (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, К. Ясперс и др.) [у-1,217-220; у-2,396-686];

· герменевтика как искусство понимания (В. Дильтей, Э. Бетти, М. Хайдеггер, Х.Г. Гадамер и др.) [у-1,220-223].

6. Творческая личность как высшая ценность культуры в персонализме (Э Мунье, П. Рикёр, К. Войтыла и др.) [у-1,211-213].

7. Структурализм: западная философия на пути к постмодернизму:

· первые шаги структурализма. Структурная лингвистика [у-1,223-226; у-2,587-593];

· К. Леви-Стросс и структурная антропология [у-2,593-619];

· М Фуко и его «онтология дискурса» [у-2,619-655];

· Ж. Делез и философский облик постмодерна [у-2,655-674].

Основные философские категории

Неклассическая философия, «философия жизни», интуитивизм, «воля к власти», «воля к жизни», жизненный порыв, плюрализм, толерантность, позитивизм, «первый» позитивизм, «второй» позитивизм (махизм или эмпириокритицизм), «комплекс ощущений», «третий» позитивизм (логический позитивизм, аналитическая философия), принцип верификации, физикализм, постпозитивизм, принцип фальсификации, историцизм, открытое общество, закрытое общество, парадигма, научная революция, неокантианство, иррационализм, герменевтика, понимание, «герменевтический круг» прагматизм, экзистенциализм, феноменология, редукция, эпохе, эйдос, интенция психоанализ, фрейдизм, неофрейдизм, сублимация, либидо, сознание, предсознание, бессознательное, Оно, Я, Свех-Я, персонализм, бытие личности, структурализм, «онтология дискурса», постмодернизм, «логика смысла», деконструкция, неотомизм, неопротестанство, философские концепции кризиса.

Учебники

1. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. – М., 2005.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2005.

3. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2001.

Дополнительная литература

1. Витгенштейн в контексте культуры XX века // Вопросы философии. – 1998. – №5.

2. З.Фрейд и психоанализ в контексте австрийской и русской культур (материалы российско-австрийской конференции) // Вопросы философии. – 2000. ‑ №10.

3. Ларман О.В. Ницше и европейский нигилизм XX столетия // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. – 2003. – №6.

Проведите самоконтроль и подготовьтесь к письменному опросу

1. Сциентизм утверждает, что наивысшей культурной ценностью, с которой должны соизмерять своё содержание все другие формы духовного освоения бытия является:

а) наука;

б) паранаука;

в) псевдонаука;

г) альтернативная наука. [1. С.167]

2. Переход от классической западной философии к неклассической связывают с нижеследующими философами:

а) Боэций, Эриугена, Абеляр;

б) Декарт, Гоббс, Паскаль;

в) Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше;

г) Фрейд, Юнг, Фромм. [4. С.195]

3. Критерием научности знания в неопозитивизме является принцип:

а) дедукции;с

б) системности;

в) инвариантности;

г) верификации. [4. С.198]

4. Всех неопозитивистов объединяют следующие положения:

а) отрицательное отношение к метафизике;

б) культ науки;

в) утверждение рационального метода обоснования знания;

г) поиск смысла жизни. [4. С.197-198]

5. Укажите представителей постпозитивизма:

а) Сократ, Платон, Аристотель;

б) Руссо, Вольтер, Гольбах;

в) Пирс, Джемс, Дьюи;

г) Поппер, Лакатос, Кун. [4. С.199]

6. Критерием научности знания в постпозитивизме является принцип:

а) фальсификации;

б) трансдисциплинарности;

в) дополнительности;

г) верификации. [4. С.200]

7. Социально-философскую концепцию открытых и закрытых обществ разработал:

а) У. Оккам;

б) Фр. Шеллинг;

в) К. Поппер;

г) Х. Ортега-и-Гассет. [4. С.201]

8. В научный оборот понятие «парадигма» ввёл:

а) Г. Коген;

б) Т. Кун;

в) К. Ясперс;

г) А. Адлер. [4. С.202]

9. Соотнесите автора и произведение:

а) Э. Мунье – «Воля к власти»;

б) Фр. Ницше – «Метаморфозы и символы либидо»;

в) К. Юнг – «Мир как воля и представление»;

г) А. Шопенгауэр – «Персонализм». [2,125,127,207,212]

10. К антисциентизму относят:

а) феноменологию;

б) постпозитивизм;

в) экзистенциализм;

г) персонализм. [1. С.190]

11. Направление современной западной философии, которое ставит одной из своих задач истолкование текста, называется:

а) прагматизм;

б) постструктурализм;

в) герменевтика;

г) схоластика. [1. С.190]

12. Высказывание «Истина – это кредитный билет, который имеет силу только в определённых условиях» принадлежит:

а) М. Экхарту;

б) Дж. Локку;

в) У. Джеймсу;

г) А. Камю. [2. С.199]

13. За радикальный пересмотр всех ценностей общества и человека выступал: