Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для студентов гуманитарных специальностей (II iii курсы дневного отделения) (стр. 5 из 13)

а) Ж.-Ж. Руссо;

б) С. Кьеркегор;

в) Ж.-П. Сартр;

г) Фр. Ницше. [4. С.208]

14. Основатель психоанализа, в результате своих исследований пришедший к выводу, что психика человека включает в себя сознание, предсознание и бессознательно:

а) З. Фрейд;

б) И. Фихте;

в) У. Куайн;

г) Х.-Г. Гадамер. [4. С.211]

15. Направление в современной западной философии, усматривающее смысл жизни в извлечении пользы из любой ситуации, когда результат важнее процесса, а цель оправдывает средства, называется:

а) неокантианством;

б) прагматизмом;

в) патристикой;

г) неопротестантизмом. [2. С.199]

16. Вся человеческая культура, есть процесс сублимации, считал:

а) З. Фрейд;

б) М. Бубер;

в) Э. Кассирер;

г) О. Конт. [4. С.211]

17. Соотнесите автора и произведение:

а) М. Хайдеггер – «Иметь или быть»;

б) Ж.-П. Сартр – «Бытие и время»;

в) К. Ясперс – «Философия»;

г) Э. Фромм – «Бытие и ничто». [4. С.213]

18. «Понимание» – центральная категория:

а) психоанализа;

б) позитивизма;

в) герменевтики;

г) экзистенциализма. [4. С.218]

19. Субъективно-идеалистическое направление современной западной философии, центральным понятием которого является понятие «интенциональность» сознания есть:

а) неокантианство;

б) неотомизм;

в) феноменология;

г) апологетика. [2. С.214]

20. Автором книги «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» является:

а) Л. Фейербах;

б) Г. Спенсер;

в) Ч. Пирс;

г) Э. Гуссерль. [2. С.214]

21. Философское учение, которое понятие личности делает основанием систематического учения о бытии, называется:

а) персонализмом;

б) антропологией;

в) патристикой;

г) экзистенциализмом. [2. С.211]

22. Высказывание «История любой жизни, какой бы она ни была, есть история поражения» принадлежит:

а) М. Хайдеггеру;

б) Р. Авенариусу;

в) К. Барту;

г) А. Швейцеру. [4. С.215]

23. Философское направление, согласно которому, человек обретен на одиночество и бессмысленность существования есть:

а) экзистенциализм;

б) герменевтика;

в) марксизм;

г) фрейдизм. [4. С.213-214]

24. Конфликт лежит в основании отношений людей считает:

а) К. Маркс;

б) Р. Гвардини;

в) П. Тиллих;

г) Ж.-П. Сартр. [4. С.217-218]

25. Способ прочтения и осмысления текстов назвал деконструкцией:

а) М. Монтень;

б) П. Фейерабенд;

в) А. Вебер;

г) Ж. Деррида. [4. С.222-223]

Семинар 4. Философский опыт русской культуры

Учебная цель: показать, что русская философия развивалась в контексте западноевропейской философии, подчеркнув специфику российского способа философствования.

Воспитательная цель: сосредоточить внимание на том факте, что русская философия к. XIX-н.XX вв. имеет всемирное значение, осознание этого позволяет формировать чувство патриотизма у студентов.

Вопросы для обсуждения

1. Основные этапы и особенности развития русской философии. Характерные черты русской философии [у-2,17-28; д-3; у-4,233-235].

2. Философия П.Я. Чаадаева как начало самостоятельного философского творчества в России [у-3,50-55; у-1,101-102; у-2,152-172].

3. Антропологический материализм Н.Г. Чернышевского [у-2,313-327; у-4,257-259].

4. Проблема «Восток-Запад-Россия» в работах славянофилов, западников и евразийцев [у-3,10-65; д-13; у-4,246-255,302-303; у-1,154-161].

5. Философские идеи в русской литературе: Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой (на примере работ русских философов: В. Розанов «Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского; Н. Бердяев «Миросозерцание Достоевского; Л. Шестов «Достоевский и Ницше (философия трагедии)», С. Булгаков «Иван Карамазов как философский тип» и др.).

6. Основные философские идеи «русского духовного Ренессанса»:

· идея «всеединства» (от В.С. Соловьёва к П.А. Флоренскому) [у-4,284-290; д-2];

· русская идея и её творцы (Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк, И. Ильин, Б. Вышеславцев, Л. Карсавин и др.) [д-6,12]

· идея свободы и творчества (Н. Бердяев, И. Ильин, Н. Лосский и др.) [у-4,295-298; д-2].

7. Зарождение философии русского космизма: от «Философии общего дела» Н. Фёдорова к концепции ноосферы В. Вернадского [у-1,172-179; у-4,275-294; д-12].

8. Философско-религиозная антропология духовно-академической философии (В. Несмелов, М. Тареев, Ф. Голубинский, П. Юркевич, А. Бухарев и др.) [у-2,291-310].

9. Философия любви в России (анализ работ):

· философско-платоническое направление (Вл. Соловьёв «Смысл любви», Н. Бердяев «Метафизика пола и любви», «Самопознание», гл. «Размышление об Эросе», «Смысл творчества»; Л. Карсавин «Noctes Petropolitance» (Петербурские ночи); Б. Вышеславцев «Этика преображенного Эроса» и др.);

· ортодоксально-богословское направление: (П. Флоренский «Столп и утверждение истины», п.1 и п.11; С. Булгаков «Свет невечерний»; Н. Лосский «Условия абсолютного добра»; И. Ильин «Путь духовного обновления» и др.);

· В. Розанов и его понимание любви («Уединенное», «Опавшие листья», «Семейный вопрос в России»).

10. Русский национальный характер – миф или реальность? [д-1,5,10,14,15]

Основные философские категории

Идея «Святой Руси», «Москва – третий Рим», славянофильство, западничество, евразийство, целостность, соборность, антропологический материализм, анархизм, почвенничество, либерализм, позитивизм, марксизм, коммунизм, консерватизм, имперская идея, историософия, культурно-исторический тип, русский духовный Ренессанс, Абсолют, альтруизм, панморализм, онтологизм, русский космизм, «философия общего дела», «патрофикация отцов», ноосфера, метафизика всеединства, богоискательство, «новое религиозное сознание», София, русская идея, богочеловечество, неомонархизм, христианский социализм, персонализм.

Учебники

1. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1995.

2. Зеньковский В.Н. История русской философии. – М., 2001.

3. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

4. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд. – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи // Вопросы философии. – 1999. ‑ №12.

2. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от В.С.Соловьёва к П.А. Флоренскому. – Новосибирск, 1990.

3. Взгляд на русскую философию (подборка статей) // Вопросы философии. –1997. – №1.

4. Владимир Соловьёв и Фридрих Ницше (материалы международной конференции) // Вопросы философии. – 2002.– №2.

5. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. – 1995. – №6.

6. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. – М., 1995.

7. Ермичёв А.А. Три свободы Н. Бердяева. – М., 1990.

8. Касьянова К. Русский национальный характер – М., 1991.

9. Кожев А. Религиозная метафизика Владимира Соловьева // Вопросы философии. – 2000.– №3.

10. Лебедева Н.М. Русский национальный характер // Трибуна русской мысли. – 2002. – №1.

11. Русский космизм. Антология. Сост. С.Г. Семёнова, А.Г. Гачева. – М., 1993.

12. Русская идея (сборник) // Сост. и авт вступ. ст. А. Маслин – М., 1992.

13. Сендеров В.А. Евразийство – миф XXI века? // Вопросы философии. – 2001. – №4.

14. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии. – 1997. – №1.

15. Фёдорова Т.Н. Русское национальное сознание как объект экстремизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2000. – Сер.6, вып. 2 (№14).

Проведите самоконтроль и подготовьтесь к письменному опросу

1. Отправным пунктом для славянофилов и западников стало учение:

а) Платона;

б) Г. Гегеля;

в) М.В. Ломоносова;

г) П.Я. Чаадаева. [1. С.143]

2. Соотнесите автора и произведение:

а) В.С. Соловьёв – «Философия неравенства»;

б) П.Я. Чаадаев – «Антропологический принцип в философии»;

в) Н.А. Бердяев – «Оправдание добра»;

г) Н.Г. Чернышевский – «Философические письма». [1. С.143,146,148,150]

3. К западникам относят:

а) Н.А. Умова;

б) А.И. Герцена;

в) Д.П. Юркевича;

г) М.А. Бакунина. [1. С.145]

4.К наиболее видным представителям антропологического материализма XIX века относят:

а) А.С. Хомякова;

б) К.Э. Циолковского;

в) Л.П. Карсавина;

г) Н.Г. Чернышевского. [1. С.146]

5. «Алгеброй революции» называл диалектику:

а) И.В. Киреевский;

б) К.Н. Леонтьев;

в) П.А. Флоренский;

г) А.И. Герцен. [1. С.145]

6. «Примат свободы над бытием» и принцип объективации – главные идеи философии:

а) Н.А. Бердяева;

б) Н.Ф. Федорова;

в) В.В. Розанова;

г) К.С. Аксакова. [1. С.151]

7. Представителями русского космизма являются:

а) Ап. Григорьев, Н.Я. Данилевский, И.И. Страхов;

б) Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский;

в) В.И. Несмелов, М.М. Тареев, М.И. Каринский;

г) П.Н. Савицкий, С.Н. Трубецкой, Л.Н. Гумилёв. [1. С.152]

8. Соборность – понятие, введённое в философский обиход:

а) П.И. Савицким;

б) П.А. Лавровым;

в) А.С. Хомяковым;

г) М.Н. Катковым. [2. С.168]

9. Соотнесите имя мыслителя и понятие характерное для его концепции:

а) В.И. Вернадский – «всеединство»;

б) В.С. Соловьев – «симфоническая личность»;

в) Л.П. Карсавин – «ноосфера»;

г) И.Ф. Федоров – «общее дело». [1. С.148,153,155]

10. Идею регуляции природы силами науки и техники отстаивал:

а) Н.Ф. Федоров;

б) Б.И. Чечерин;

в) Н.А. Умов;

г) С.Л. Франк. [1. С.154]

11. Теорию «Москва – третий Рим» изложил:

а) монах Филарет;

б) митрополит Илларион;

в) Я.П. Козельский;

г) Б.П. Вышеславцев. [4. С.237]

12. Высказывание «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мыслей, рождённых только воображением» принадлежит:

а) Э.В. Ильенкову;

б) Г.С. Сковороде;

в) Н.В. Ломоносову;

г) И.А. Ильину. [2. С.164]

13. В религиозной антропологии И. Киреевского основное место занимает идея:

а) цельности духовной жизни;

б) саморазвития мирового духа;

в) крестьянского социализма;

г) соотношение души и тела. [2. С.169]

14. К основным особенностям русской философии относят:

а) религиозный характер;

б) панморализм;

в) рационализм;

г) историософичность. [4. С.235-237]

15. Учение о Богочеловечестве было создано:

а) И.С. Аксаковым;

б) Г.В. Плехановым;

в) П.И. Новгородцевым;

г) В.С. Соловьёвым. [4. С. 285-286]