Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для студентов гуманитарных специальностей (II iii курсы дневного отделения) (стр. 6 из 13)

16. Соотнесите автора и произведение:

а) П.И. Новгородцев – «О сопротивлении злу силой»;

б) Е.Н. Трубецкой – «Об общественном идеале»;

в) П.А. Флоренский – «Миросозерцание Вл. Соловьёва»;

г) И.А. Ильин – «Столп и утверждение истины». [2. С.271,272,277]

17. Представителями естественнонаучного направления в «русском космизме» были:

а) Н.А. Умов, В.И. Вернадский;

б) Н.О. Лосский, В.Н. Лосский;

в) М.Н. Катков, С.Г. Уваров;

г) Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьёв. [2. С.190]

18. Первым теоретиком диалектического материализма в России был:

а) В.Г. Белинский;

б) Г.В. Плеханов;

в) С.Н. Трубецкой;

г) С.И. Гессен. [2. С.291]

19. Центральной идеей в философии С. Франка была идея:

а) всеединства;

б) евразийства;

в) номинализма;

г) соборности. [2. С.278]

20. Духовное движение, возникшее на рубеже XIX-XX вв. в России, называется:

а) религиозно-философским ренессансом;

б) эстетическим ренессансом;

в) антропологическим ренессансом;

г) научным ренессансом. [2. С.262]

21. «Философом свободы» называл себя:

а) М.А. Бакунин;

б) С.Н. Булгаков;

в) В.И. Ленин;

г) Н.А. Бердяев. [2. С.274]

22. Софиология занимает центральное место в философских и богословских трудах:

а) К.Д. Кавелина;

б) Ф.А. Голубинского;

в) С.Н. Булгакова;

г) Ф.А. Степуна. 2. С.276[]

23. Свою теоретико-познавательную концепцию Н.О. Лосский называет:

а) интуитивизмом;

б) рационализмом;

в) символизмом;

г) концептуализмом. [2. С.279]

24. Принцип триединства (первоединство-разъединение-восстановление) центральный в онтологии и историософии:

а) В. Зеньковского;

б) Г.В. Флоровского;

в) Л.П. Карсавина;

г) К.П. Победоносцева. [2. С.284]

25. Соотнесите автора и высказывание:

а) А.Н. Радищев – «Познаваемый мир со всех сторон окружён для нас тёмной бездной непостижимого»;

б) Г.С. Сковорода – «Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет тому назад»;

в) В.И. Ленин – «Мир ловил меня, но не поймал»;

г) С.Л. Франк – «Человек есть существо сочувствующее». [2. С.158,163,279,294]

Семинар 5. Философия бытия (онтология)

Учебная цель: исследовать проблему бытия в истории философии, обосновать философское понимание материи и диалектики как учения о развитии.

Воспитательная цель: сконцентрировать внимание на ответственности человека как существа сознательного за все свои действия и мысли.

Вопросы для обсуждения

1. Категория бытия в истории философии. Бытие и небытие. Основные формы бытия. Многообразие и единство бытия [у-1,420-424; у-3,90-106; у-4,306-315,341-343; у-2,339-363; д-1,3,5,6].

2. Философское понятие материи, её структурность и неисчерпаемость [у-1,425-444;у-4,316-318,335-341; у-2,364-372].

3. Движение, пространство и время как атрибуты материи. Две концепции об отношении пространства и времени к материи:

· субстанциальная;

· реляционная [у-1,444-451; у-3,111-129; у-4,323-325; у-2,372-390; д-2].

4. Самоорганизация и системность. Типы систем [у-1,451-467; у-4,319-323,333-335].

5. Детерминизм. Причина и следствие. Объективный закон. Типы законов. Необходимость и случайность. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность [у-1,479-522; у-3,150-162].

6. Развитие. Диалектика – учение о развитии. Законы развития:

· закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза);

· закон перехода количества в качество;

· закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектической противоречивости) [у-1,522-567; у-3,130-149,162-189; у-4,326-333; д-4].

7. Сознание как философская проблема:

· основные подходы к проблеме сознания в истории философии;

· предпосылки и условия возникновения сознания;

· сознание и мозг, идеальное и материальное;

· сущность сознания (сознание как отражение объективной реальности, сознание и самопознание, сознательное и бессознательное);

· структура и признаки сознания [у-1,254-283; у-3,229-286; у-4,344-356; у-2,431-451].

Основные философские категории

Онтология, бытие, «онтологический нигилизм», формы бытия: бытие природы, бытие социального, бытие духовного, материя, атрибуты материи: пространство, время и движение, система, элемент, структура, развитие, диалектика, законы диалектики: отрицания отрицания (закон диалектического синтеза); закон перехода количества в качество; закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектической противоречивости), категории диалектики, мера, скачок, диалектический метод, синергетика, самоорганизация, единство мира, образ, практическая деятельность человека, сознание, мышление как деятельность, идеальное, абстрактное мышление, отражение и его формы, психика, принцип отражения, интенциональность.

Учебники

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – 3-е изд. – М., 2004.

2. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. – М., 2005.

3. Философия под редакцией проф. В.П. Кохановского. Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 9-е. – Ростов-на-Дону, 2004.

4. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд. – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. –1997 – №7.

2. Гайденко П.П. Время и вечность: вопросы континуума // Вопросы философии. – 2000. – №7.

3. Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) // Вопросы философии. – 2000 – №5.

4. Подборка статей о современном состоянии диалектики // Вопросы философии. – 1995 – №1.

5. Селиванов А.И. К вопросу о понятии «ничто» // Вопросы философии. – 2002 – №7.

6. Солодухо Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира // Вопросы философии. – 2001 – №6.

Проведите самоконтроль и подготовьтесь к письменному опросу

1. Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего сущего, называется:

а) дуализмом;

б) агностицизмом;

в) монизмом;

г) антиклерикализмом. [4. С.310-311]

2. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, согласно В.И. Ленина есть:

а) материя;

б) субстанция;

в) субстрат;

г) первооснова. [4. С.317]

3. К атрибутивным свойствам материи относят:

а) активность (движение, изменение, развитие);

б) количество;

в) качество;

г) пространство и время. [4. С.318]

4. Между движением и развитием существует следующая связь:

а) движение и развитие не связаны друг с другом;

б) движение тождественно развитию;

в) не всякое движение является развитием;

г) не всегда развитие есть движение. [4. С.324-325]

5. Единство количества и качества предметов с точки зрения диалектики называется:

а) мерой;

б) законом;

в) принципом;

г) антиномией. [4. С.327]

6. Качество предмета с точки зрения диалектики есть:

а) то, что никогда не изменяется в предмете;

б) то, что можно измерить в предмете;

в) упорядоченность, определённость;

г) совокупность необходимых свойств предмета. [4. С,327]

7. Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития как хаотического процесса в виде:

а) волнового процесса;

б) круговорота;

в) спирали;

г) синтеза. [1. С.538-548]

8. Трёхмерность, однородность, изотропность и непрерывность считаются свойствами:

а) времени;

б) пространства;

в) субстанции;

г) материи. [4. С.336]

9. Учение о самоорганизации материальных систем по-новому рассматривающее процессы развития называется:

а) герменевтикой;

б) материализмом;

в) коэвалюцией;

г) синергетикой. [4. С.333-335]

10. Внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется:

а) системой;

б) элементом;

в) структурой;

г) уровнем. [4. С.320]

11. Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называются:

а) правилом;

б) законом;

в) принципом;

г) системой. [1. С.499-500]

12. Движение присуще:

а) бытию в целом;

б) бытию природы;

в) бытию социального;

г) бытию идеального. [4. С.323]

13. Согласно субстанциальной концепции, время и пространство:

а) не существуют самостоятельно;

б) зависят от скорости движения тел;

в) являются самостоятельными, ни от чего не зависящими сущностями;

г) зависят от свойств материи. [1. С.445]

14. Из многочисленных свойств сознания наиболее важными считаются:

а) идеальность;

б) интенциональность;

в) прогностичность;

г) креативность. [4. С.355]

15. Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения действительности, характерно для:

а) стихийного материализма;

б) диалектического материализма;

в) вульгарного материализма;

г) объективного материализма. [2. С.433]

Семинар 6. Философия познания (гносеология)

Учебная цель: освоить категории диалектики; формы и методы научного познания; раскрыть чувственный, рациональный и эйдетический характер познания.

Воспитательная цель: обратить внимание на существование объективной истины, для утверждения которой философы, часто не жалели своей жизни.

Вопросы для обсуждения

1. Структура процесса познания, его возможности и границы:

· чувственная ступень познания и её формы;

· рациональная ступень познания и её формы;

· практика и её роль в познании;

· научное и обыденное познание;

· научные революции и смена типов рациональности [у-2,455-465; у-1,283-317; у-3,375-388,399-415,496-503; у-4,358-362].

2. Творчество. Интуиция. Память. Воображение [у-2,465-469; у-1,317-343; у-3,362-366,388-399].

3. Приёмы, методы и формы научного познания:

· метод, его сущность и аспекты;

· общенаучные средства познания;

· всеобщий (философский) метод познания [у-2,557-565; у-1,372-405; у-3,461-484].

4. Истина как философская категория:

· понятие истины, аспекты и формы истины;

· теории истины;

· ложь, дезинформация, заблуждение [у-2,469-472; у-1,217-254; у-3,415-425; у-4,366-369].

5. Вера и знание [у-3,441-447].

6. Общество, наука, техника [у-3,503-514].

7. Научные, философские и религиозные картины мира [у-3,515-530].

Основные философские категории

Знание, чувственное познание, ощущение, восприятие, представление, рациональное познание, понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория, обыденное познание, научное познание, эмпирическое познание, теоретическое познание, практика, гносеология (эпистемология), агностицизм, гностицизм, скептицизм, наука, методы познания, диалектический метод, теории истины; корреспондентская (классическая), конвенциалистская, когерентная, объективность истины, субъективность истины, относительность истины, абсолютность истины, конкретность истины, критерий истины.