4. Сколько карманов и какого размера будет в сумке (для мелочей - расческа, очки, тюбик с кремом; для бутылки с водой, для теннисной ракетки и т.п.)?
5. Какая застежка будет у сумки (молния, магнит, кнопки, завязки)?
Перечень недостатков - метод заключается в составлении полного развернутого перечня недостатков изделия. Перечень недостатков дает ясную картину, какие из недостатков подлежат изменению. Здесь учащийся (он же проектировщик) должен перевоплотиться в потребителя объекта.
Свободное выражение функции - метод поиска «идеальной» вещи. Основная цель метода состоит в такой постановке задачи, при которой основное внимание уделяется назначению объекта. Функциональность является маяком поиска решения. Например, если проектируется идеальная игрушка для малыша, то она должна удовлетворять ряду условий: быть занимательной, яркой и выполнять развивающую функцию; быть из экологически чистого материала; быть безопасной для малыша: ею нельзя пораниться и ее нельзя проглотить - это самое главное. В русле функции и пойдет поиск решения.
НАЧИНАЕМ РАБОТАТЬ ПО МЕТОДУ ПРОЕКТОВ
Начнем с того, что учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов, должен:
- создать мотивацию;
- создать образовательную среду;
- определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;
- уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;
- представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;
- организовать работу (в малых группах, индивидуально);
- владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.п.;
- консультировать (по методу убывающих подсказок);
- иметь критерии объективной оценки.
Для всего этого нужен арсенал педагогических приемов. Например, проекты стартуют одновременно по всей школе (во всех классах и параллелях, включая общешкольные проекты). Предваряет проектную работу родительское собрание. Директор школы обращается к родителям со специальным посланием (или речью), разъясняющим роль и значение проектирования в современном образовательном процессе, и выражает просьбу о родительской поддержке детей в процессе выполнения ими самостоятельного проекта. Примечательно, что профессор И.Д. Чечель описывает свое знакомство с организацией проектной деятельности в школах Голландии, где использован похожий прием: от имени директора каждому из родителей рассылается вежливое письмо с подробными разъяснениями значимости предстоящей их ребенку самостоятельной проектной исследовательской работы. В письме выражается надежда на понимание, моральную поддержку и всемерное содействие успешности проекта.
Для того чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является проведение выставок и конференций различного уровня, на которых можно познакомиться с опытом предшествующих «проектировщиков» из числа старших учащихся. Участие в таком мероприятии обычно вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы, сделать не хуже. Проектные задания, предложенные на выбор учителем, должны обязательно предусматривать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с НОВЫМИ - теми, что предстоит приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед, к новым знаниям. При всей кажущейся банальности сказанного об этом часто забывают.
Четко спланировать ход проектной работы и определить, каким видам деятельности должны научиться учащиеся на каждом этапе проектирования, учителю поможет понедельное планирование выполнения проекта. Ниже предложена примерная форма таблицы для такого планирования.
Понедельное планирование выполнения проекта
№ недели | Этапы проектной деятельности | Дидактическая, информационная и материальная обеспеченность проектной деятельности | Виды деятельности учащихся | Деятельность учителя | |||
дидактические материалы (список) | доступные источники информации (список) | материалы, инструменты, оборудование | в школе | дома | |||
В ходе планирования следует обращать особое внимание на соответствие знаний и умений, приобретаемых учащимися в задуманном проекте, требованиям к обязательному минимуму содержания образования и к уровню подготовки выпускников основной школы.
Началу проектной деятельности могут предшествовать упражнения, с помощью которых отрабатываются отдельные навыки проектирования. Например, учащимся может быть предложена система простых заданий на поиск аналогий или ассоциаций. Это тренировка ассоциативного мышления, регулярное разминочное упражнение, которым может начинаться урок. Практически игровой момент занятия, но в нем заложен большой смысл.
Класс можно разбить на подгруппы, каждой из которых предложить одно слово из группы слов, необходимых в контексте предполагаемого проекта.
Когда обучающиеся еще плохо представляют себе что такое проект, одна из предлагаемых групп слов обязательно должна быть на понимание сути проектной деятельности. Это могут быть слова - проект, исследование, творчество, информация, дизайн и т.п. Другая группа слов может быть непосредственно связана с предметной областью проектной деятельности.
Контрольное время - 3-5 минут на поиск ассоциаций к слову. Число ассоциаций - 15-20, но не менее 10. Чем ярче и образнее ассоциации, тем лучше. Ругать участников за их представления нельзя. Только хвалить, даже за самые бедные ассоциации, при этом поощряя их дальнейшее развитие
Учащимся предлагается собрать и зафиксировать всю сумму названных ими ассоциаций. Предложенные учениками ассоциации сравниваются, анализируются и обсуждаются. Прежде всего, отмечаются совпавшие ассоциации. Они кратко анализируются с точки зрения адекватного отражения сути понятия или общего заблуждения (оно ведь возможно). Затем эти ассоциации отбрасываются. Из несовпавших отмечаются и поощряются самые образные и самые нестандартные (неожиданные, но точные) ассоциации.
ПРИМЕРЫ АССОЦИАЦИЙ
Слово ПРОЕКТ. Ассоциации: проблема, поиск информации, исследование, обоснование, идеи, выбор, творчество, путь решения проблемы, анализ, потребность, поиск выхода из ситуации, улучшение чего-либо, самореализация, предприимчивость, заявка на исследование, творческий план, личный интерес, экономическая выгода, мотивация, личностный рост, новые знания, вера в себя, поиск денежных средств, надежная команда, успех, сомнения, полезность и т.д. - чем больше, тем лучше.
Слово ИССЛЕДОВАНИЕ. Ассоциации: наука, ученый, творец, поиск информации, имеющиеся факты, анализ, новые знания, осмысление проблемы, опыт, эксперимент, поиск закономерности, мысли, увлеченность, познание, наука, практика, синтез, интуиция, поиск смысла, компетентность суждений, проблемное поле, «эврика!», тяжкий труд, рутинная кропотливая работа, долгие наблюдения, сбор фактов, скука, радость познания, сотворчество, научные статьи, гордость собой, результат, разочарование, острота ума, счастье открытия, конференция, научная статья и т.д.
Слово ТВОРЧЕСТВО. Ассоциации: свобода, счастье, талант, впечатление, эпоха Возрождения, живопись, скульптура, наука, созидание, божий дар, труд, самовыражение, реализация способностей, радость, потрясение, очищение, культура, искусство, изобретательство, писатель, озарение, музыка, пение, спорт, я и весь мир, мой учитель, проектирование, дизайн, литература, народные традиции, создание картины, создание коллекции модной одежды, ландшафтный дизайн, конструирование самолета, создание текста, занятие любимым делом и т.д.
Практика показывает, что ассоциативный ряд, предложенный учащимися, бывает не слишком большим, особенно поначалу. Полезно показать им на примере, что чем шире и ярче ряд ассоциаций, тем более это свидетельствует о развитии, образованности, культуре, внутреннем богатстве личности. И самое главное, что всему этому можно научиться. В Приложении 3 (в новых номерах журнала «Завуч») приведен ответ художника и историка моды Александра Васильева на вопрос: что такое, по его мнению, красота? Ответ, как вы увидите в одном из последующих номеров журнала) состоит только из ассоциаций, разброс которых представлен в широчайшем диапазоне: от сверчков в усадьбе и скрипа наборного паркета до картин Сандро Боттичелли и музыки Брамса. А между этими полюсами столько всего - ожиданного... неожиданного... не всем известного... Способность оценить красоту многих вещей дало автору не только присущее ему внутреннее чувство прекрасного, но и образование, ибо лишь образованный человек знаком со столь многочисленными явлениями мировой культуры. Интересно, если предъявить этот текст сегодняшним выпускникам школы, сколько там содержится не знакомых им понятий?
Когда ребенок уже научился выстраивать ассоциативный ряд, упражнение можно видоизменить, вводя его в мир более сложных ассоциативных построений. Например таких, как приведенное ниже.
Как известно, многие из своих фундаментальных открытий Ньютон сделал в очень молодом возрасте (22-24 года), живя в уединении в родовой деревушке Вулсторп. Он уехал туда из Кембриджа, спасаясь от эпидемии чумы, которая свирепствовала в то время в Англии, особенно в городах. В Вулсторпе за неполные 2 года И. Ньютон разработал основы анализа бесконечно малых величин, начал размышлять о всемирном тяготении (именно там, по легенде, упало знаменитое яблоко), начал свои знаменитые оптические эксперименты. Словом, это был фантастический по продуктивности творческий взлет, повторения которого не было в биографии самого Ньютона. Но аналогии этому есть, и некоторые нам отлично известны. Это знаменитая Болдинская осень. Тоже вынужденное уединение, вызванное примерно теми же причинами - эпидемией холеры, которую, к слову, в тех краях называли чумой. Это первая ассоциативная ссылка. А вот еще одна. В Болдино А.С. Пушкин помимо многого другого написал и «Пир во время чумы», а действие этой маленькой трагедии происходит именно во время той страшной чумы, от которой бежал в Вулсторп И. Ньютон. Это проблемная ассоциация, относящаяся к природе творчества. Возможен, к примеру, вопрос: есть ли закономерность в том, что вынужденное уединение, по сути - ограничение свободы, провоцирует небывалый творческий взлет? Существуют ли другие примеры? Насколько вообще связаны аскеза (и отшельничество как ее часть) и продуктивность творчества? И т.д.