Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов Брест, 2002 (стр. 10 из 26)

6) 1985 — наши дни — активное взаимодействие белорусской песни со стилевыми особенностями направлений современной музыки.

Для современного этапа развития белорусской песни и поп-музыки в целом характерен ряд тенденций.

Во-первых, понятие «массовая песня» окончательно потеряло первоначальный смысл: если в 1920-е гг. массовая песня была ориентирована на коллективное исполнение, в 1950-1970-е гг. наблюдалось соотношение между коллективным исполнением и слушанием, то с середины 1980-х гг. оно стало вытесняться другими понятиями — «подростковый поп», «тинейджерский поп», «музыка для ног».

Во-вторых, эстрадные произведения стали существовать как бы отдельно от их создателей: на первый план выдвигается личность исполнителя.

Наконец, в-третьих, широкое внедрение новейших достижений научно-технического прогресса существенно снизило требования к художественному уровню эстрадных произведений.

Рассмотрим наиболее значимые направления эстрадной песни и поп-музыки, распространившиеся на протяжении двух последних десятилетий.

Возникшая в странах Европы волна «евро-диско» и распространившийся на территории бывшего СССР его эквивалент, получивший название «подростковый поп» или «тинейджерский поп», оказал существенное влияние на песенное творчество белорусских композиторов. Этот процесс происходил длительное время. В середине же 1980-х гг. белорусские дискотеки отдавали предпочтение западным и российским образцам. В некоторых городах республики создавались коллективы, ориентированные на подражание российских образцов. В их числе — «Дельта» (Минск), «Имидж» (Добруш), «Парадокс» (Мозырь) и др. Но их творчество носило по преимуществу подражательный характер, проигрывало в популярности западным и российским образцам, и не получило широкой известности. Как самостоятельные направления, данные стили сформировались лишь к середине 1990-х гг.

В песенном жанре продолжают работать В. Доморацкий, И. Лученок, И. Капланов; появляются новые имена — Дмитрий Долгалев, Олег Елисеенков, Владимир Коризна-младший и др.

Жанр традиционной эстрадной песни как бы отошел на задний план. Его немногочисленные представители — минчане Яков Науменко, Олег Семенов (оба — выходцы из ансамбля народной песни «Бяседа»), Алеся (ВИА «Сябры»), Наталья Романская, Светлана Кульпа, Надежда Никулич, дуэт Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича (экс-«Верасы»), Валерий Дайнеко («Беларускія песняры»), дуэт Галины Галенды и Владимира Кудрина.

В середине 1990-х гг. в Беларуси развился стиль «диско». Однако в большинстве своем его представители ориентируются на российские образцы, что вполне закономерно: Беларусь в силу различных факторов продолжает находиться в зоне влияния российских СМК.

К числу наиболее ярких представителей «диско» сегодня можно отнести минчан Сергея Минского, Сергея Сухомлина, дуэт «Анжелика» (Анжелика Ютт и Владимир Станкевич), группу «Краски».

Композиции в данном стиле по преимуществу отличаются бессодержательностью. Но бывают приятные исключения. В качестве примера приведем песню лидера группы «Краски» Оксаны Ковалевской «Ты уже взрослый». Песня написана от имени девочки, тяжело переживающей из-за разрыва отношений со старшим братом, вызванного разницей в возрасте.

Звучит песня О. Ковалевской «Ты уже взрослый» в исп. группы «Краски».

Учитель: — В первой половине 1990-х гг. под влиянием зарубежной и российской поп-музыки обозначается тенденция к сближению традиционной эстрадной песни и танцевальной музыки. К их характерным чертам можно отнести незатейливость мелодий, их легкую запоминаемость, минимальную содержательность. К числу наиболее ярких представителей данного направления можно отнести Инну Афанасьеву, Витаса, Ирину Дорофееву, Сергея Ковалева, Кирилла Слуку, Лику Ялинскую (Минск), Искуи Абалян (Могилев), Оксану Петрову (Витебск), Полину Донскую (Пинск), Викторию Демьянчук, Галину Шишкову (Гродно-Минск), Олега Дудко (Добруш) и др.

Важную роль в развитии белорусской эстрадной песни сыграл Государственный концертный оркестр Республики Беларусь под управлением Михаила Финберга. Многие эстрадные солисты выступают в его сопровождении.

Звучит песня А. Пономарева на стихи Ю. Савоша «Крылы» в исп. И. Дорофеевой.

Учитель: — В последние годы внимание молодых белорусских композиторов и исполнителей привлекает к себе национальная классическая поэзия. Вот характерный пример соединения современных звучаний с классикой белорусской поэзии.

Звучит песня Т. Глазуновой на стихи Я. Купалы «Снег» в авт. исп.

Учитель: — Песенное искусство, близкое к шансонной лирике, исповедуют минчане Александр Солодуха, Владимир Ухтинский и Сергей Герасимов (два последних — выходцы из ВИА «Сябры»).

С начала 1990-х гг. в разных городах Беларуси проводятся различные фестивали. Так, с июля 1992 года Витебск стал столицей фестиваля «Славянский базар», в котором принимают участие эстрадные исполнители и коллективы из всех стран мира. В разных городах Беларуси проходит фестиваль «На скрыжаваннях Еўропы» с участием артистов эстрады Беларуси и других стран. С 1994 года в Могилёве проводится ежегодный фестиваль «Золотой шлягер». В 1997 году в Бресте стартовал фестиваль «Золотая осень», в котором принимают участие как профессиональные, так и начинающие эстрадные певцы, барды и рок-музыканты.

Середина 1990-х гг. знаменуется возрождением интереса к ВИА-стилю. В это время ВИА «Сябры» трансформируется в одноименную студию; в 1997 году создается ВИА «Беларускія песняры», бóльшая часть программ которого строится на репертуаре «Песняров» 1970-х гг.

Наконец, нельзя не сказать о набирающем обороты популярности в молодежной среде стиле рэп (который в отечественной музыкальной музыкальной критике принято отождествлять с хип-хопом).

Как стиль белорусский хип-хоп заявил о себе в середине 1990-х гг. В числе представителей стиля — группы «Би-стрим», «Дискавери», «Ла Косста», «От и до», «Стритмейстерс», «Точка отсчета» (Минск), «Атомис» (Смолевичи), «Б.Г.С.» (Кричев), «Нестандартный вариант» (Борисов), «Ник Фрост», «Терапия Ганг» (Молодечно), «Легион», «Напалм», «Семья Буга», «Холодный циклон» (Брест), «Старый завод», «Уже» (Витебск), «Город тоски» (Гомель), «Доктор Вербель» (Гродно), «Эпицентр правды» (Бобруйск) и мн. др. Однако до сих пор рэп (хип-хоп) на территории Беларуси носит по преимуществу подражательный характер. Его специфичность проявляется разве что в попытках создания остро социальных текстов на жгучие темы — выражение конфликта индивида и общества, наркомания, невзаимная любовь и т.п.

Звучит песня Доктора Вербеля «Заходи» в авт. исп.

Учитель: — Таким образом, песенный жанр за свою многолетнюю историю прошел длительный путь — от крестьянской и массовой песни к поп-музыке со всеми ее разновидностями. Далеко не все в нем равноценно. Поэтому очень важно научиться важно отличать подлинно художественные образцы от рядящихся в красивые одежки музыкальных поделок.

§ 2. Джаз

Звучит композиция О. Шикунова «Беларуская» в исп. вокальной группы «Камерата».

(Далее учитель может вкратце обратиться к истории возникновения джаза и перейти собственно к джазу белорусскому.)

Учитель: — Белорусский джаз является крупным белым пятном в истории национальной музыкальной культуры. В среде музыковедов бытовали различные мнения по поводу отечественного джаза: одни отвергали его как явление, другие не без оснований отождествляли с традиционной эстрадой.

До середины 1980-х гг. развитие жанра в Беларуси было сковано идеологическими рамками, что, в конечном итоге, наложило неизгладимый отпечаток на белорусский джаз и обусловило его специфические черты, затрудняющие его классификацию: во-первых, нельзя говорить об отечественном джазе как о широком спектре стилевых направлений — одни и те же музыканты могут исполнять и эстрадные оркестровые пьесы, и традиционный джаз, и бибоп, и джаз-рок (вспомним хотя бы различные программы Государственного концертного оркестра Республики Беларусь под управлением Михаила Финберга). Во-вторых, как создание, так и расформирование джазовых ансамблей на территории Беларуси носило по преимуществу спонтанный характер. Наконец, в-третьих, многие джазовые оркестры и ансамбли играли в свое удовольствие, — для себя и близких по духу людей, не выходя на официальную сцену.

Для освещения истории джаза на территории Беларуси необходимо вспомнить периодизацию развития советского джаза в целом, в истории которого исследователи условно выделяют следующие этапы:

1. 1930-1940-е гг. — развитие джаза в русле советской массовой песни (при доминирующей роли последней);

2. 1950 — середина 1960-х — активное использование джазом заимствований из фольклора народов Латинской Америки, Африки, Европы и Азии (своеобразное преломление «полилога культур» в джазе);

3. Середина 1960-х — наши дни — активное взаимодействие джаза с фольклором, камерной, симфонической и рок-музыкой.

Истоки белорусского джаза весьма противоречивы: это, во-первых, традиционный негритянский джаз (произведения которого включать в свой репертуар музыкантам категорически запрещалось), во-вторых, белорусский аутентичный фольклор (многие будущие джазмены еще задолго до начала своей профессиональной деятельности играли на свадьбах, исполняя белорусские народные песни, что впоследствии не могло не повлиять на их творчество), в-третьих, советский джаз, исполнять который все музыканты были обязаны.

Белорусский джаз также имеет свою периодизацию, которая в силу изложенных выше причин отличается дискретностью (прерывностью):

Рассмотрим этапы развития белорусского джаза:

1. 1940-1947 — период становления.

Основоположником белорусского джаза по праву считается трубач Эдди (Адольф-Эдуард Игнатович) Рознер (с чьим именем также связано развитие российской, польской и латвийской эстрадной и джазовой музыки). В 1940 году Рознером был создан Государственный джазовый оркестр Белорусской ССР. Не менее важную роль в становлении жанра сыграл композитор, участник (а впоследствии и музыкальный руководитель Госджаза БССР) Игорь Бельзацкий.