Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов Брест, 2002 (стр. 12 из 26)

Крупп — лауреат конкурсов туристской песни I и II Всесоюзных походов молодежи в Бресте (1965) и Москве (1966).

В Арике уживались две любви — к родной Белоруссии (именно к родной, хотя родился он в Даугавпилсе, а учился в Лиепае и Ленинграде) и к Северу. С рюкзаком за плечами, на шлюпках и байдарках, в грузовиках и автобусах он обошел и объехал всю Белоруссию.

Звучит песня А. Круппа «Леса Белоруссии».

Учитель: — За Север Крупп агитировал горячо и искренне. Он написал около 70 песен, и многие из них посвящены тундре, холодному поясу и людям, не предавшим этот суровый, неласковый, но удивительный край.

Звучит песня А. Круппа «Лыжные следы».

Учитель: — В 1971 году Арик и шесть его товарищей трагически погибли в Восточных Саянах, попав под лавину.

...Песни Арика Круппа поют по всей стране, на туристских маршрутах, в альпинистских лагерях. Но часто случается так, что они остаются безымянными.

2. Середина 1970-х — начало 1990-х гг. — подразделение белорусской авторской песни на множество разновидностей; выделение национальной авторской песни; образование в различных городах республики КСП.

Если вспомнить историю российской авторской песни, с конца 1950-х сформировалась такая ее разновидность, как «литературная песня»: Юрий Визбор, Александр Дулов, Ген Шангин-Березовский, позднее Виктор Берковский, Сергей Никитин, Александр Суханов и др. клали на музыку стихи русских, советских и зарубежных поэтов — М. Лермонтова, А. Ахматовой, А. Блока, Н. Гумилева, С. Есенина, И. Бродского, О. Мандельштама, М. Цветаевой, М. Светлова, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, С. Маршака, Р. Бернса, У. Шекспира, М. Каремо и мн. др. Бардов привлекала мелодика и ритмика стихов, их содержательная сторона.

Родоначальниками «литературной песни» на территории Белоруссии были братья Борис и Юрий Вайханские.

Вайханские начали сочинять песни во второй половине 1970-х гг. Борис писал песни как на собственные тексты, так и на стихи зарубежных поэтов. Юрий же обращался к поэзии эпохи Серебряного века. Его любимыми поэтами были А. Ахматова, А. Блок, Н. Гумилев, а также Б. Пастернак, М. Цветаева, Р. Киплинг, П. Б. Шелли и мн. др.

Звучит песня Ю. Вайханского на стихи А. Ахматовой «Высокие своды костела» в авт. исп.

Учитель: — Другая «ветвь» жанра — сатирическая песня, ярко представленная в творчестве художника, кинорежиссера и актера, минчанина Владимира Бобрикова.

Владимир Бобриков начал писать песни с 1973 года. Его текстам присущи гражданское звучание и социальная острота. В своих песнях Владимир бичевал недостатки общественной жизни периода застоя.

Звучит песня В. Бобрикова «Счастливая страна» в авт. исп.

Учитель: — Классическая авторская песня в данный период также была представлена в творчестве минчан Николая Кадола, Елены Казанцевой, Михаила Карпачева, Марка Мермана, гродненцев Сергея Ильюшенко, Анатолия Кардобнева, Дмитрия Клименко, Ольги Подчиненковой, Евгения Фалеева, гомельчан Александра Воложина, Евгения Костюкова, брестчан Николая Азарко, Людмилы Витязевой, Татьяны Колокольцевой, Ирины Соколовой и др.

В середине 1970-х гг. зарождается национальная, белорусскоязычная авторская песня.

Национальная авторская песня представляет собой чрезвычайно интересное явление. В ней уже в то время звучали идеи национального возрождения Белоруссии. Белорусскоязычные барды были популярны в кругах передовой национальной интеллигенции.

В конце 1970 — начале 1980-х гг. белорусскоязычная авторская песня развивается в творчестве Эдуарда Акулина, Виктора Дашкевича, Дмитрия Дяденко, Сергея Минскевича, Валерия Познякевича, Алеся Полынского, Алеся и Каси Камоцких (Минск), Алеся Шпаковского (Смолевичи), Сержука (Сергея) Соколова-Воюша (Новополоцк).

Одним из наиболее ярких представителей белорусскоязычной авторской песни того периода был Сержук Соколов-Воюш — поэт, журналист, учитель белорусского языка и литературы. Он — первый бард, добившийся массового успеха без рекламных кампаний, без релизов и презентаций. Имелись только любительские записи, выступления в детских садах и школах с белорусским языком обучения. Его песни мелодичны, просты для запоминания и доступны для исполнения.

Песни Соколова-Воюша пользовались широкой популярностью у патриотически настроенной молодежи республики. Их тематика довольно обширна. Сержук писал и лирические, и исторические, и юмористические песни.

Одним из первых национальных хитов стала песня на стихи С. Соколова-Воюша «Аксамітны вечар», музыку к которой написал Вадим Новицкий, работавший тренером по каратэ в одном из местных клубов по восточным единоборствам.

Звучит песня В. Новицкого на стихи С. Соколова-Воюша «Аксамітны вечар» в исп. С. Соколова-Воюша.

Учитель: — Гимном неукротимому духу борцов за независимость Родины стал авторский цикл Соколова-Воюша «Песні касінераў». Бард, как и надлежит проникновенному автору музыки и стихов, добился почти идеального сочетания мелодии и текста, интонационного вычерчивания чувства, с которым создавались песни — любви к родному краю, к героическим персонажам отечественной истории.

Звучат «Маналёгі» Францишка Богушевича и Кастуся Калиновского из цикла «Песні касінераў» в авт. исп.

Учитель: — Особой популярностью пользовалась шуточная песня «Крупнік», написанная Соколовым-Воюшем на заре перестройки. Крупник — старинный белорусский спиртной напиток. Но сама песня не об алкоголе. Это попытка автора посмеяться над тогдашними общественными недостатками, да и над самим собой.

Звучит песня С. Соколова-Воюша «Крупнік» в авт. исп.

Учитель: — Известность Сержука Соколова-Воюша как барда-публициста способствовала росту популярности других белорусских бардов, которые перестали избегать «домашних» концертов и митинговых площадок от Гродно до Гомеля — Ольги Акулич, Игоря Добровольского, Алеся Змушко, Дмитрия Сидоровича (Минск), Кастуся (Константина) Геращенко, Андрея Мельникова (Орша), Леры Сом (Полоцк), Ольги Терещенко (Гомель), Виктора Шалкевича (Гродно), Анатолия Кудласевича (Столин), Сержука Лауника и Дмитрия Лукашука (Лида), Змицера (Дмитрия) Бартосика (Гомель-Вильнюс-Минск), квартета «Крок» (Барановичи) и мн. др. Наряду с ними, Сержук считается первооткрывателем и классиком жанра.

В 1980-е гг. формируется и белорусскоязычная литературная песня: бардов привлекали стихи белорусских поэтов — Д. Бичель-Загнетовой, Л. Гениуш, В. Короткевича и мн. др.

Звучит песня О. Терещенко на стихи Л. Гениуш «Запяі мне песню» в авт. исп.

Учитель: — Таким образом, к концу 1980-х гг. сложилась яркая, самобытная белорусская национальная авторская песня.

1970-1980-е гг. — время формирования клубов самодеятельной песни (КСП). КСП создавались при высших и средних учебных заведениях и Домах культуры. Следует отметить, что создание КСП на территории республики носило спонтанный характер.

В числе функций КСП — организация концертов авторской песни; распространение аудио- и видеозаписей; сбор и распространение информации о бардах.

Остановимся здесь лишь на наиболее известных клубах.

Средоточием КСП-движения стал Минск. В 1980-1990-е гг. в белорусской столице было создано множество больших и малых клубов авторской песни. В 1982 году в Минске создается клуб «Ветразь», который стал главным координационным центром движения КСП в республике. Основателем КСП был бард Павел Житкевич. Благодаря «Ветразю» в Минске проходили концерты многих бардов — не только белорусских, но и из других бывших союзных республик.

В 1987 году в Минске создается «Аллея АП», куда входили молодые минские барды — Михаил Володин, Николай Кадол, Елена Казанцева, Михаил Карпачев, Марк Мерман, Анжелика Худик. «Аллея» сотрудничала также с иногородними бардами — Ольгой Залесской и Татьяной Лиховидовой (Витебск), Зоей Пархомчук (Гомель).

В 1988 году Минским городским советом Товарищества белорусского языка им. Ф. Скорины был организован Театр самодеятельной песни «Сябрына», в котором преобладали белорусскоязычные барды. В их числе — Эндрусь (Андрей) Акулин, Ольга Акулич, Олег Атаманов, Кастусь Геращенко, Алесь Гилевич, Дмитрий Евтухович, Елена Ермаченкова, Алесь Камоцкий, Владимир Климович, Сержук Соколов-Воюш, Валерий Штевский, Николай Телегин, собиратель белорусского фольклора Игорь Добрый, а также эстрадная певица Надежда Никулич (экс-«Верасы»), чья исполнительская манера была близка бардовской. Театр ставил своей целью содействие развитию белорусской национальной авторской песни. Его лозунг — «Талант и белорусскость!» Кроме традиционных функций, театр занимался постановкой так называемых «спектаклей авторской песни».

4 марта 1990 года в Минске усилиями «Сябрыны» был поставлен спектакль «А хто там ідзе?» на стихи белорусских поэтов — классиков и современников. Спектакль представлял собой попытку музыкально-поэтического осмысления истории и современности белорусского народа. Основная идея спектакля — национальное возрождение Беларуси.

Звучит фрагмент из музыкального спектакля «А хто там ідзе?» (по выбору учителя).